Межбюджетные отношения: понятие, принципы, формы. Вопросы для самопроверки Межбюджетные отношения понятие принципы

07.03.2024 Долги 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила:

Студентка 4 курса

заочной формы обучения

Жабина Елена Евгеньевна

Руководитель:

Старший преподаватель кафедры Пудовкина Л.П.

Итоговая оценка - ________________________________

Подпись______________________

Коломна – 2016г.

Введение………………………………………………………………3

Глава 1.Теоритические аспекты межбюджетных отношений

1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма…………………………………………………………………5

1.2 Межбюджетные трансферты. ……………………………………9

2. Особенности межбюджетных отношений в России.

2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов……………………………………………………………………14

2.2. Характеристика межбюджетных отношения регионов и муниципальных образований………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………26

Приложение……………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………32

Введение.

Актуальность представленной темыопределяется тем, что данная работа посвящена такой проблеме современной экономики России как межбюджетные правоотношения, которая все еще находится в стадии становления и развития.

Система межбюджетных правоотношений – это фактор, влияние которого на социально-экономическое развитие России переоценить довольно сложно. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетии существования государств финансовые ресурсы, мобилизируемые в бюджетную систему обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнения возложенных на них функции. Одной из которых, для всех стран с древних времен является оборона страны, содержание государственного аппарата управления и многое другое. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических, и социальных процессов в интересах общества.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из возможных инструментов государственного регулирования межбюджетных правоотношении.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, которая осуществляется в рамках принятой политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных, децентрализованных фондов денежных средств.

Цель работы состоит в раскрытие понятия и принципов организации межбюджетных правоотношений, а также проблемы межбюджетных отношений РФ на современном этапе.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

Изучение понятия и принципов организации межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

Рассмотрение особенности межбюджетных трансфертов;

Рассмотрение особенности межбюджетных отношений в РФ;

Рассмотрение доходных полномочий и расходных обязательств между бюджетами различных уровней;

Объектом работыявляется государственный бюджет РФ.

Предметом работывыступают межбюджетные правоотношения бюджетного федерализма и бюджетного регионализма.

Методы исследования:анализ экономической и специальной литературы по проблемам межбюджетных правоотношений.

Информационное обеспечение работы.

При исследовании были использованы: нормативные акты, монографическая литература, научные статьи, учебники и учебные пособия, статистическая литература, а также ресурсы интернета.

Структура и объем работыопределяется, целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма.

Для того чтобы выяснить что такое межбюджетные отношения, сначала необходимо определить само понятие бюджета. Бюджет – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Межбюджетные отношения являются неотъемлемой частью экономики и существуют в любом государстве. Они зависят от исторических условий, организационной структуры государственного устройства и места, которое занимают в системе мирового разделения труда.

В России межбюджетные отношения - это финансовые отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса, формирование и распределение доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Межбюджетные отношения – это подвид финансовых отношения. Под ними понимают урегулированные взаимоотношения между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса, которые подкреплены нормами бюджетного законодательства.

Сам термин «межбюджетные отношения» был впервые употреблен на практике в период становления рыночных отношений. Позже его стали упоминать и в законодательных актах, вместо ранее употребляемого термина «бюджетные отношения».

Данный термин был введен и в Бюджетный кодекс РФ. В статье 129 Кодекса межбюджетные отношения определяются как «отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». В следующих статьях устанавливаются и раскрываются принципы межбюджетных отношений и лишь затем идет речь о конкретных формах финансовой помощи одного бюджета другому и условиях ее предоставления. Всем этим вопросам в Бюджетной Кодексе посвещено две главы, Межбюджетные трансферы (глава 16) и Бюджеты государственных внебюджетных фонтов (глава 17).

В новой же редакции Бюджетного кодекса РФ, статья «межбюджетные отношения», которая определена как «взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и осуществления бюджетного процесса» отсутствует во все. При этом законодательство отказалось от подробного изложения и описания принципов межбюджетных отношений. Глава 16 Кодекса стала называться «межбюджетные трансферты», которые включают в себя лишь нормы о форме и условиях их предоставления, а также о порядке образования и использования различных бюджетных фондов финансовой поддержки. Так же Глава 17 БК «бюджеты государственных внебюджетных фондов», в которой говориться о составе, порядке составления, утверждения, доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, а так же кассовом обслуживании, отчетах об исполнении и контроля за исполнением бюджетов.

В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение преданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые закреплены законодательно. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. В БК РФ четко прописаны сферы использования каждого из этих механизмов.

Чтобы правильно раскрыть понятие межбюджетных отношений нужно раскрыть сущность бюджетного федерализма как определенного типа.

Бюджетный федерализм - один из основных принципов межбюджетных правоотношений. Под ним понимают принцип бюджетной деятельности государства, который выражается в сочетании с общегосударственными финансовыми интересами, интересов субъектов РФ и заключающиеся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Значимость бюджетного федерализма обусловлена особенностями государственного устройства России, ее развитием в условиях рыночного механизма, наличием различных типов субъектов РФ и сложными взаимосвязями федерального центра с регионами. Принцип федерализма проявляется в различных сферах финансовой деятельности государства, но именно в бюджетной сфере он выражается в качестве совокупности всех составляющих данный принцип элементов. Федерализм, являясь основой конституционного строя России, выражается в бюджетной деятельности государства и в силу особо важного значения государственного бюджета, существенно влияет на все финансовые отношения.

Основополагающим принципом (принцип федерализма) формирования бюджетов является их гарантированная самостоятельность бюджетной деятельности и бюджетов субъектов РФ, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств. Однако часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. Основу механизма бюджетного регулирования, с помощью которого федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия, составляет правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.

В сфере бюджетной деятельности в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое и кредитное регулирование; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71).

Межбюджетные трансферты.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации выделена целая глава, посвященная межбюджетным трансфертам (гл.16 «Межбюджетные трансферты»).

Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Являясь важной частью бюджетной системы, межбюджетные трансферты выполняют такие функции, как:

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ или муниципальных образований и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору гос услуг на всей территории;

Компенсация бюджетам, находящимся на нижних уровнях системы, затрат, связанных с финансированием мероприятий общенационального значения, если недостаточно собственных поступлений в бюджет;

Устранение горизонтальных диспропорций между бюджетами, позволяющих решить некоторые проблемы социальной обеспеченности, для повышения уровня жизни населения;

Стимулирование местных властей к усилению налогового потенциала;

Снижение социальной напряженности в регион, стимулирование экономического роста.

Реализация этих функций на практике сталкивается с рядом объ­ективных и субъективных трудностей. Следует отме­тить, что сам процесс «возмещения расходов на услуги общенациональ­ного назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что чаще всего приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

Следует отметить, что при составлении статистики бюджета по всем бюджетам бюджетной системы РФ межбюджетные трансферты консолидируются, т.е. исключаются одновременно из доходов бюджетов-получателей межбюджетных трансфертов и из расходов бюджетов, за счет средств которых эти трансферты были предоставлены. Межбюджетные трансферты играют важную роль во взаимоотношениях между различными уровнями органов государственного управления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются:

Дотации;

Субсидии;

Субвенции;

Иные межбюджетные трансферты;

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов;

Бюджетный кредит.

Рассмотрим каждый из них более развернуто.

Дотации - это нецелевые направления бюджетных средств, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделяются в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня (для сбалансирования доходов и расходов). Предоставляются по решению представительного органа власти, подкрепленного юридическим актом.

Субсидии – бюджетные средства (межбюджетные трансферты) предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выделение субсидии предполагает долевое участие в финансировании государственных или муниципальных мероприятий. При этом право собственности на субвенционно финансируемый объект (проект, программу и т. п.) не изменяется. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов (ст. 132 БК РФ).

Субвенции - это форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций (ст. 133 БК РФ).

Дотации, субвенции и субсидии объединяет их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Он предоставляется из федерального бюджета и не более чем на год, что отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов. Его объем определяется при составлении проекта федерального бюджета. Каждый субъект имеет право на приобретение такого рода финансовых поступлений.

Одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов РФ от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:

Формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективных решений и индивидуальных согласований;

Четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем социально-экономической жизни регионов;

Отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования;

Расширение налоговых полномочий субъектов РФ в рамках единого налогового пространства;

Внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи субъектам РФ;

Усиление контроля за целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов дотационных регионов.

Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики. Выделяют три основные задачи данного инструмента:

Компенсация внешних эффектов, возникающих в виде перелива выгод от деятельности властей одного административно-территориального образования в другие административно-территориальные образования;

Выравнивание доходов субнациональных бюджетов;

Устранение недостатков налоговой системы.

Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании ст. 146 БК РФ, согласно которой в бюджеты Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР), Фонда социального страхования (далее - ФСС), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в числе прочих подлежат зачислению межбюджетные трансферты из федерального бюджета; в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования зачисляются межбюджетные трансферты из ФФОМС, а также межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти, органами власти субъектов и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, разграничения доходов и расходов и осуществления бюджетного процесса.

Цель – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне власти с учетом возлагаемых на эти органы власти задач и функций.

Принципы:

1. распределение и закрепление расходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы

2. разграничение и распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы (за каждым уровнем бюджетной системы закреплены собственные доходы – НК закрепляет за федеральным бюджетом федеральные налоги, за бюджетом субъектов – региональные налоги). Регулирующие – это доходы или налоги, по которым вышестоящий орган власти устанавливает для нижестоящего уровня власти и бюджета на временной (не менее 1 года) или долговременной (не менее 3 лет) основе норматив отчислений в процентах от своих доходов.

3. равенство бюджетных прав субъектов РФ или муниципальных образований

4. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности

5. равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, местных – с бюджетом субъекта.

32. Оценки финансового положения и качества управления финансами субъекта рф и муниципальных образований

В соответствии с разработками НИФИ 2002 года Министерством финансов применяется методика оценки финансового положения и качества управления финансами субъектом РФ и муниципальным образованием. Существо этого документа состоит в:

1. оценке собственных (закрепленных) доходов субъекта, исходя из налогового потенциала территории и неналоговых доходов:

Полученная сумма сравнивается с расходами по социальным стандартам, исходя из численности населения соответствующей категории, проживающей на данной территории. В случае если доля указанных доходов составляет менее 64 %, у территории возникает право на обращение к федеральному бюджету за дотацией.

Собственные доходы сравниваются не с расходами по социальному стандарту, а с расходами + задолженность по бюджету

Собственные доходы сравниваются со всеми расходами субъекта или муниципального образования. В том случае если доходы менее 30% финансовое положение субъекта является нестабильным.

2. по управлению

Качество управления финансами на уровне муниципального образования или на уровне субъекта РФ оценивается в зависимости от стабильности и величины собственных доходов отдельно по налоговым и неналоговым источникам за ряд лет. При этом тенденция к нарастанию источников является хорошим признаком управления финансами. Кроме того, качество управления финансами определяется через долю предприятий муниципального и регионального подчинения, работающих с убытками.

Через величину внебюджетных фондов социального назначения, формируемых на территории муниципального образования, субъекта. Положительная тенденция – увеличение величины фондов.

Через величину займов и кредитов – задолженность бюджета муниципального образования или региона перед населением, юридическими лицами. Хорошая тенденция – снижение величины.

Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами государственной власти федерального, регионального уровня и органами местного самоуправления по поводу бюджетного устройства, реализации бюджетного федерализма, в том числе распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами.

Политика межбюджетных отношений реализуется с помощью механизма бюджетного регулирования, который в свою очередь, представляет процесс распределения и перераспределения средств между бюджетами разного уровня. В основе политики государства в сфере межбюджетных отношений лежит принцип формирования доходной и расходной частей каждого бюджета, согласно которому каждый бюджет должен быть обеспечен финансовыми средствами, достаточными, чтобы хватило на покрытие первостепенных задач. Но поскольку на практике этого пока нет, то своего рода целью указанной политики выступает перераспределение ресурсов между бюджетами для выравнивания доходной части нижестоящих бюджетов до минимально необходимого уровня, предполагающего достижение минимальной бюджетной обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов.

При этом применяется метод концентрации в вышестоящем бюджете дополнительных средств, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов. Необходимость перераспределения бюджетных ресурсов между бюджетами по вертикали и их концентрации на вышестоящих уровнях бюджетной системы вытекает из потребности перераспределения бюджетных ресурсов между нижестоящими бюджетами по горизонтали с целью выравнивания их ресурсного потенциала.

Федеральный бюджет по отношению к региональным, а региональные бюджеты по отношению к местным бюджетам должны брать на себя дополнительный объем ресурсов для целенаправленного перераспределения их между нижестоящими бюджетами. При этом средства идут на цели выравнивания экономического потенциала отдельных территорий и на обеспечение каждому человеку социальных услуг, гарантированных Конституцией РФ и другими законами.

Межбюджетное регулирование не ограничивается выравниванием бюджетной обеспеченности территориальных образований. В его функции так же входит возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня (например, решения о повышении заработной платы бюджетникам, которое принято Правительством, а его реализация возложена на регионы), и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) направлений расходования средств этих бюджетов.

Механизм межбюджетных отношений можно представить в виде двух блоков отношений по вертикали власти и бюджетной системы (рисунок 10).

Рисунок 10- Механизм межбюджетных отношений

Первый блок охватывает отношения по разграничению расходных полномочий и доходов полностью или частично на постоянной основе между уровнями бюджетной системы.

Второй блок – это ежегодное бюджетное регулирование, охватывающее отношения по перераспределению средств в различных формах между бюджетами разных уровней (в основном в виде дотаций, субвенций и субсидий) в целях выравнивания бюджетной обеспеченности территорий.

Особенности механизма межбюджетных отношений в федеративных государствах в значительной степени зависят от выбора модели бюджетного федерализма.

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Выделяют несколько моделей бюджетного федерализма:

1) классическая модель децентрализованного бюджетного федерализма.

Данная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы. При этом она сочетается с приоритетностью федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям. Эта модель, например в США, не ставит целью выравнивание налогового потенциала, где он ниже среднего уровня. Межбюджетное регулирование здесь используется федеральным центром как средство реализации своей региональной политики, обеспечивая финансовую поддержку штатов на основе программно-целевого метода;

2) модель кооперативного бюджетного федерализма.

Она ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше некоего среднего уровня. Кроме того, значительно ограничивается самостоятельность региональных и местных властей в области налогообложения (например, в Германии). Вместе с тем имеются и смешанные формы (например, в Канаде, Швейцарии).

Введение

Межбюджетные отношения возникают и функционируют в системе государственного управления по вертикали или горизонтали и регламентируются объемами функциональных обязанностей и задач каждого уровня власти с учетом их финансовых возможностей.

финансовые ресурсы бюджетная система

Межбюджетные отношения: понятие, принципы, цели, модели, формы, методы, инструменты

Под межбюджетными отношениями понимается совокупность экономико-правовых отношений между государственными и местными органами власти в ходе бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

  • 1. Разграничения и закрепления на постоянной основе либо распределение по временным краткосрочным (не мене чем на финансовый год) или долгосрочным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
  • 2. Распределения и закрепления расходов бюджета по отдельным уровням бюджетной системы;
  • 3. Равенства бюджетных прав во взаимоотношениях бюджетов.

Равенство бюджетных прав предполагает: использование единой методики расчетов нормативов финансовых затрат на предоставляемые услуги государственных и местных органов власти, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам.

Межбюджетные отношения включают: разделение и правовое закрепление за бюджетами бюджетной системы ответственности за выполнение определенных социальных и экономических функций; определение величины расходов, которые обеспечивают выполнение полномочий, закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы; установление и правовое закрепление источников доходов бюджетов всех уровней; все формы финансовой поддержки территорий.

Целями межбюджетных отношений являются: создание единого экономического пространства, финансовое обеспечение единых минимальных стандартов в экономическом и социальном развитии регионов, обеспечение равной социальной защиты и гарантий социальных прав граждан, то есть обеспечение благоприятных условий экономического и социального развития на всей территории страны. Достижение целей обеспечивает механизм, который представляет собой совокупность способов организации межбюджетных отношений и включает модели (централизованная, децентрализованная и кооперативная), формы (деконцентрация, делегирование (передача полномочий), деволюция и др.), методы (регулирование доходов, расходов, трансферты, бюджетные ссуды и др.) и инструменты (перераспределение доходов, разграничение расходных полномочий), а также институционально-правовые структуры организации межбюджетных отношений.

Деконцентрация предполагает передачу обязанностей от расположенных в столице структур центрального правительства их региональным отделениям. По Rondinelli (1981), деконцентрация - это система местного управления, при которой все нижестоящие уровни выступают в качестве исполнителей воли центральной власти и назначаются центральным правительством или напрямую подчинены ему. Это наименее развитый вариант административной децентрализации.

Делегирование - передача государственной власти, административных полномочий и (или) ответственности за выполнение четко оговоренных заданий структурам и организациям, которые либо независимы, либо находятся под косвенным контролем центрального правительства. Как правило, делегирование функций осуществляется центральными министерствами полусамостоятельным организациям, которые не полностью контролируются центральным правительством, но при этом по закону подотчетны перед ним (например, государственным предприятиям, коммунальным предприятиям и региональным организациям планирования и экономического развития).

Децентрализация. В широком смысле этот термин охватывает все формы разделения и делегирования ответственности между властными структурами разных уровней, включая национальное правительство, региональные органы власти и органы местного самоуправления. В более узком смысле под децентрализацией понимается делегирование определенных функций (полномочий) на местный уровень.

Децентрализация с законодательным закреплением - крайняя форма децетрализации, при которой созданные независимым образом местные самоуправления отвечают за предоставление определенного набора общественных услуг, а также имеют полномочия по взиманию налогов и сборов для финансирования таких услуг. В подобной системе местные самоуправления уполномочены самостоятельно собирать свои доходы и принимать инвестиционные решения.

Именно децентрализация с законодательным закреплением лежит в основе децентрализации в политической сфере.

Децентрализация с законодательным закреплением обычно используется как синоним бюджетной децентрализации, при которой местные самоуправления имеют четкие расходные обязательства, значительную независимость бюджета, а также закрепленные в законодательном порядке географические границы, в пределах которых они выполняют функции государства. Хотя могут существовать самые различные формы бюджетной децентрализации, которые соответствуют степени независимости в принятии решений на субнациональном уровне. Общее определение термина «бюджетная децентрализация» включает в себя политические, экономические и институциональные основы межбюджетных отношений и касается аспектов от анализа эффективности государственных институтов и формирования устойчивой системы финансирования инфраструктуры до совершенствования механизмов бюджетных трансфертов и поддержки систем социального обеспечения (Ebel and Hotra, 1997).

Деволюция - передача прав или обязанностей одного уровня управления или власти другому.

Под моделью межбюджетных отношений понимается институциональный подход к определению основ организации взаимоотношений в решении вопроса распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Различают следующие модели межбюджетных отношений:

централизованную, децентрализованную и кооперативную.

Централизованная модель межбюджетных отношений базируется на следующих принципах:

  • 1. Ограничение прав местных органов власти в формировании собственных бюджетов;
  • 2. Отсутствие либо формальное наличие распределения функциональных обязанностей между звеньями государственного управления;
  • 3. Подчинение региональных интересов национальным потребностям;
  • 4. Авторитарное со стороны государства распределение налоговых полномочий и предоставление финансовой помощи местным органам власти;
  • 5. Зависимость от формы государственного устройства.

Формирование местных бюджетов при централизованной модели осуществляется в неразрывной связи с центральным бюджетом в рамках консолидированного бюджетного плана.

Данная модель организации межбюджетных отношений имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам можно отнести: единство организации управления; повышение организующей способности бюджетной системы; направление финансовых ресурсов на ускорение достижения установленных целей; улучшение контроля и координации расходных полномочий местных органов власти; снижение риска принятия местными органами власти ошибочных решений относительно распределения средств в рамках установленных для них полномочий; контроль и выравнивание уровня жизни населения территорий.

К недостаткам: ослабление эффективности деятельности центральных органов власти в результате их перегруженности; ослабление финансового обеспечения и развития финансовой базы территорий; иждивенческие настроения у местных органов власти, уверенных в том, что в любой ситуации бюджет территории будет сбалансирован.

Децентрализованная модель основывается на принципах:

  • 1. Невмешательства центрального правительства в бюджетный процесс муниципалитетов и регионов;
  • 2. Четкого законодательного разграничения расходных полномочий между разными уровнями управления;
  • 3. Целенаправленности развития финансовой автономии местного самоуправления;
  • 4. Распределения доходных источников на основании бюджетных соглашений;
  • 5. Независимости от формы государственного устройства.

Децентрализованная модель межбюджетных отношений характерна для экономически развитых стран с федеральным государственным устройством, обеспечивающая расширение бюджетных прав региональных и местных органов власти и управления, что способствует повышению удельного веса местных бюджетов в общей массе государственных расходов.

Недостатки: при децентрализованной модели межбюджетных отношений осложнена координация действий правительства по достижению макроэкономических целей и обеспечению баланса финансовых возможностей в государстве; управление межбюджетными отношениями в децентрализованном порядке требует большого количества информации и приводит к снижению оперативности принятия решений; местные органы власти при принятии решений руководствуются, в большей степени, интересами собственной социально-экономической политики и не всегда учитывают цели государственного значения.

Кооперативная модель межбюджетных отношений основывается на принципах:

  • 1. Более широкого участия региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации, что ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных государственных структур;
  • 2. Повышенной роли региональных властей в системе распределения налоговых доходов, в том числе, национальных;
  • 3. Активной политики горизонтального бюджетного выравнивания, повышенной ответственности центра за состояние региональных государственных финансов, уровень социально-экономического развития территорий, что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей (это может выражаться в высокой степени централизации управления и превращении региональных властей фактически в агентов центральных структур).

Под методами реализации межбюджетных отношений понимают способы влияния этих отношений на социально-экономическое состояние в регионе посредством собственных, закрепленных и регулирующих доходов, трансфертов, изъятия средств и кредитования. Различают функциональный, делегирующий и балансовый методы.

Централизованной модели межбюджетных отношений в части доходного обеспечения характерны методы трансфертирования и регулирования доходов, децентрализованной - методы собственных и закрепленных доходов.

В плане разграничения расходных полномочий - при централизованной модели используют делегирующую методику распределения ответственности за предоставление государственных услуг; децентрализованная модель основывается на функциональном методе, который предусматривает конкретное разграничение компетенции и расходных полномочий между всеми уровнями власти, но при этом допускается введение делегирования некоторых расходных полномочий, которое обеспечивает гибкость механизма межбюджетных отношений.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетные ссуды - средства, выделяемые на возвратной основе из вышестоящего бюджета в нижестоящий либо из республиканского бюджета юридическому лицу-резиденту или иностранному государству.

Бюджетный трансферт - денежные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета юридическому или физическому лицу непосредственно либо через уполномоченный орган.

В зарубежной практике трансферты представляют собой, в том числе, форму оказания финансовой помощи бюджетам территорий за счет средств специальных фондов финансовой поддержки регионов, формируемых в составе вышестоящих бюджетов за счет процентных отчислений от налогов и сборов. Например, в России для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:

  • - в федеральном бюджете - Фонд финансовой поддержки регионов, Фонд регионального развития, Фонд компенсации, Фонд со финансирования социальных расходов, Фонд реформирования региональных финансов;
  • - в региональных бюджетах - региональные фонды финансовой поддержки поселений, региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), региональные фонды муниципального развития и т.п.

Необходимость выделения финансовой помощи каждой конкретной территории определяется в процессе бюджетного планирования на основе расчетов их налогового потенциала и бюджетной обеспеченности.