Порядок налоговых льгот. О порядке применения налоговых льгот (на примере налоговых льгот по налогу на прибыль организаций). Что необходимо для оформления

08.02.2024 Долги

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговые льготы. Инструкции по применению (М. В. Новикова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Глава 1. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены

Систему законодательства о налогах и сборах в России составляют Налоговый кодекс Российской Федерации (Налоговый кодекс РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Региональное и местное налоговое законодательство представлено законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Действие регионального законодательства, в отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект федерации, а местного – в границах местного территориального образования. При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах применимы только в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

В систему законодательства о налогах и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет РФ при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не могут устанавливать или отменять, – налоговые льготы (ст. 4 Налогового кодекса РФ).

Законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщика (например, отменяющие налоговые льготы), не могут иметь обратной силы, напротив, устанавливающие льготы имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:

1) по федеральным налогам – федеральными законами РФ;

2) по региональным налогам – законодательством субъекта РФ;

3) по местным налогам – актами органов местного самоуправления, причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 Налогового кодекса РФ).

Индивидуальные льготы действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 г.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы – это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, маневрированием способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением специальных налоговых режимов налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства в целях активизации (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

Состав российских налоговых льгот первоначально был установлен Законом РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы РФ»:

1) необлагаемый минимум объекта обложения;

2) изъятие из обложения определенных элементов налога;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из налогового платежа за определенный период;

6) целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов);

7) иные налоговые льготы.

В целом для этого периода характерен весьма широкий разброс положений о налоговых льготах по разнообразным нормативным правовым актам.

После кодификации отечественного налогового законодательства правила налогового льготирования существенно упорядочены и сконцентрированы. Действующий Налоговый кодекс РФ, в ст. 21 устанавливает права налогоплательщиков (плательщиков сборов), определяет, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1). В статье 56 Налогового кодекса РФ зафиксировано установление и использование льгот по налогам и сборам.

В Налоговом кодексе РФ не содержится исчерпывающий перечень видов налоговых льгот, причем не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что не соответствует общепринятому пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Не относятся к льготам ни отсрочка (рассрочка) налогов, ни налоговый инвестиционный кредит. Хотя на определенный период времени как отсрочка (рассрочка) налогового платежа, так и инвестиционный налоговый кредит допускают уменьшение налоговых обязанностей налогоплательщика, что полностью созвучно с понятием льгот по налогам и сборам.

Рассрочка платежа является лишь способом уплаты налогов и сборов. При предоставлении такого вида оплаты никаких льгот не предоставляется. Налогоплательщик выигрывает время и постепенно уплачивает исчисленную сумму налога и проценты по использованию налогового кредита.

Налоговые льготы могут служить в целом как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики государства, представляющий собой совокупность способов и правил уменьшения (полного или частичного) налоговых обязанностей налогоплательщиками, налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов в целях государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач. Налоговые льготы классифицируют на укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты и социальные налоговые льготы.

Прежние правила о налоговых льготах были распылены по многим законодательным актам. Социальные налоговые льготы в действующем Налоговом кодексе РФ в отдельных случаях рассредоточены в льготах налогоплательщиков-организаций. Например, ст. 149 Налогового кодекса РФ (подп. 2 п. 3) устанавливает, что не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:

1) общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;

2) организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %;

3) учреждениями, единственными собственниками, имуществом которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.

Очевидно, что организация-налогоплательщик получает существенные фискальные послабления при том условии, что члены этой организации имеют особый социальный статус. Данная мера государственного налогового регулирования предполагает, что меньшие налоговые изъятия по НДС с организации повлияют на увеличение доходов конкретных физических лиц-льготников. Такой подход может вызывать в хозяйственной практике серьезные проблемы, поскольку вероятны устремления отдельных предпринимателей использовать льготы подобной организации без учета в полном объеме интересов лиц, благодаря статусу которых такие льготы возможны.

Ряд налоговых льгот направлен на решение вопросов занятости населения и повышение активности работающих для получения больших сумм доходов. Это относится к результатам работы на личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, доходам собирателей, охотников-любителей, родовых, семейных общин от традиционных видов промысла.

Некоторые льготы привлекают население хранить денежные накопления в коммерческих банках либо вкладывать в государственные ценные бумаги, а также ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных образований. Освобождение от налогообложения сумм, выплачиваемых физическим лицам, например участникам избирательных комиссий, должно заинтересовать людей участвовать в демократическом выборном процессе.

В 2002–2003 гг. отечественная система налогообложения пополнилась специальными налоговыми режимами, в их числе:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Приведенные специальные налоговые режимы не содержат положений, которые можно рассматривать в ракурсе социальных налоговых льгот. Вместе с тем следует подчеркнуть, что по сравнению с общим режимом налогообложения указанные специальные режимы являются в целом льготными для определенных секторов и отраслей российской экономики.

Специальные режимы могут использовать в налогообложении некоторые юридические лица и индивидуальные предприниматели. В основном такие системы признаны поддержать малый бизнес и корректно подойти к налогообложению.

Не все могут воспользоваться ЕНВД или УСНО. Законодатель прописывает ограничения в видах деятельности, в среднесписочном количестве трудящихся, в объеме оборотных активов и других ограничений.

Налогоплательщики, получившие возможность перейти на другие режимы, (за исключением общего) освобождаются от уплаты ряда налогов, получают возможность ведения «облегченного бухгалтерского учета» или неведение его вовсе.

Плательщикам особых режимов предоставляется определенная ставка налога, закрепленная Налоговым кодексом РФ. А если организация или индивидуальный предприниматель терпит убытки, налоговики разрешают уплатить минимальный налог.

Особую систему налогообложения представляют особые экономические зоны – это уникальные своего рода территории, где происходит объединение важнейших отраслей нынешней экономики: инновации, инвестиции, производство, реализация.

Резидентами таких зон предоставляется масса льгот. Особенно это касается налоговых привилегий. В частности освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество юридические лица. Особый порядок определения налога на прибыль ожидает резидентов особых экономических зон Калининградской области.

Особая ставка по ЕСН исчисляется для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа.

В целом такие привилегии становятся привлекательными для образования бизнеса на этих территориях.

В указанный период в составе региональных налогов и сборов начали действовать транспортный налог и налог на игорный бизнес (налоговые льготы отсутствуют); налог на имущество организаций.

Налог на имущество, земельный налог относятся к региональным налогам и сборам. Но все же порядок установления льгот закреплен в статье 56 Налогового кодекса РФ. Полномочия по предоставлению льгот принадлежат Федеральному Правительству.

Региональные и местные власти могут дополнительно предоставлять льготы отдельным группам налогоплательщиков или снижать по своему усмотрению.

По региональным налогам дополнительные льготы устанавливаются представительными органами субъектов РФ. В отношении местных налогов дополнительные льготы лежат на плечах муниципальных властей, представительных органов городов федерального значения г. Москва и г. Санкт-Петербург.

Что же касается налога на прибыль, федеральные власти установили ставку в размере 24 %. Из нее 6,5 % поступает в федеральный бюджет, а 17,5 % – в региональный. Региональным властям предоставляется право уменьшить ставку, зачисляемую в их бюджет. Только ее размер не должен быть ниже 13,5 % (п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Так, можно планировать местонахождение своего бизнеса на любой административной территории РФ, где региональные и местные власти предоставляют наиболее выгодные условия, гарантии и льготы.

Социальная направленность государственного налогового регулирования будет существенно усилена, если развивать налоговые льготы молодым работникам – членам семей с детьми; молодым выпускникам вузов и колледжей в первые годы работы; работникам – членам многодетных семей; работникам, имеющим 1-й спортивный разряд и выше; работникам, поддерживающим стабильно хорошее состояние здоровья и непрерывающим работу по болезни. В сочетании с этими налоговыми льготами необходимы программные меры по усилению государственного финансирования рождаемости, массового детского и молодежного спорта, а также пропаганде здорового образа жизни населения.

Меры социального налогового регулирования опираются на финансовую базу, которая формируется от налогообложения большей, нельготной части населения. Перераспределение финансовых средств, полученных путем изъятия части доходов указанных физических и юридических лиц, позволяет государству решать важные социальные задачи в масштабах всего общества, несмотря на «недобор» некоторой части налогов с льготных категорий населения.

В то же время, решение об отказе от льготы может повлечь неблагоприятные налоговые последствия. Допустим, если среди работников организации есть инвалиды I, II, III группы, но она хочет отказаться от льгот по единому социальному налогу, тут нужно иметь в виду следующее. Сумма ЕСН учитывается как прочие расходы в целях налогообложения прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но можно ли учесть в расходах разницу, образовавшуюся за счет неприменения льготы? На первый взгляд, это можно сделать, поскольку по этому пункту учитываются налоги, начисленные «в соответствии с законодательством» РФ о налогах и сборах. А Налоговый кодекс РФ прямо допускает отказ от льготы. Следовательно, лишний налог тоже платится «в соответствии с законодательством». Но ведь любой расход должен быть экономически обоснованным (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Так что в случае налоговой проверки налогоплательщик должен быть готов обосновать экономическую выгоду своего отказа от льготы. Но такое обоснование, как трата рабочего времени бухгалтера, вряд ли здесь будет достаточным.

Поэтому если в рассматриваемой ситуации разница все же учтена в расходах, налоговики могут истолковать это как занижение налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, не вооружившись убедительными аргументами в пользу экономической обоснованности неприменения льготы, учитывать разницу в расходах по налогу на прибыль не стоит.

Налогоплательщик может заявить как об отказе от льготы, так и о приостановлении использования льготы. В случае отказа от льготы действие льготы прекращается на неопределенный период времени – до тех пор, пока в налоговую инспекцию вновь не будет сообщено о желании пользоваться льготой. А в заявлении о приостановлении использования льготы должен указываться период времени (налоговые периоды), на который берется приостановление. При этом налогоплательщик не сможет воспользоваться льготой до окончания периода, на который он приостановил ее действие. Приостановить использование льготы на срок меньше одного налогового периода нельзя (п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ). Поэтому налогоплательщик должен понимать, что отказ от льготы не может быть выборочным, зависеть, например, от того, кто выступает контрагентом.

Дело в том, что если налогоплательщик официально отказывается от льготы и платит налог без ее учета, то он уже не сможет потребовать впоследствии возврата переплаченной суммы. Ведь льготой он пренебрег по собственному усмотрению.

А вот если официального отказа не последовало, то всегда можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее. В таком случае налогоплательщик сможет применить льготу и за уже прошедший период. Для этого достаточно будет лишь произвести перерасчет налога, подать уточненные декларации и потребовать возврата (или зачета) переплаченной суммы.

Отказ от льготы – это право налогоплательщика, которое он использует по своему усмотрению (п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ), и налоговая инспекция не может обязать налогоплательщика отказаться от льготы.

Налогоплательщику выгоднее просто молча не применять льготу и не оформлять официального отказа от нее. В таком случае у отказника остается возможность в будущем «передумать». Кроме того, такой подход может оградить налогоплательщика от штрафов и пеней.

Департамент финансов города Москвы по порядку применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 1 статьи 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» сообщает следующее.

I. По вопросу применения налоговой льготы в отношении объектов недвижимого имущества площадью менее 300 кв. метров.

Налоговая льгота в части уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика распространяется и на собственника недвижимого имущества, имеющего объект недвижимости площадью менее 300 кв. метров. При этом в отношении такого объекта недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю.

Указанная льгота предоставляется в отношении одного объекта недвижимого имущества по выбору налогоплательщика. В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, относятся, в частности, отдельные помещения в административно-деловых и торговых центрах. Таким образом, в случае если налогоплательщик имеет в собственности два и более помещений в одном или нескольких административно-деловых и торговых центрах общей площадью менее 300 кв. метров, он имеет право применить данную льготу только в отношении одного из помещений по своему выбору.

II. В отношении условий применения рассматриваемой налоговой льготы.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия «субъект малого предпринимательства», при определении права на применение льготы необходимо руководствоваться критериями отнесения хозяйствующих субъектов к малым и микропредприятиям, установленными статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Одновременно, согласно пункту 4 названной статьи федерального закона категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год выше или ниже установленных законом предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Учитывая порядок изменения категории субъекта малого предпринимательства, а также то, что условием предоставления рассматриваемой налоговой льготы в текущем финансовом году является средняя численность работников налогоплательщика за предшествующий налоговый период, считаем достаточным истребование документов, подтверждающих среднюю численность работников, за налоговый период.

При этом определение средней численности работников может осуществляться в порядке, предусмотренном подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для применения упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, указанный показатель отражается в сведениях о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которые согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

III. В отношении вопроса об определении трех календарных лет, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению.

Согласно пункту 3 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации календарный год не является любым периодом времени, состоящим из 12 месяцев, следующих подряд. Принимая во внимание, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, три календарных года, предшествующих налоговому периоду, определяются как три календарных года, которые предшествовали календарному году, в котором налогоплательщик планирует использовать льготу по налогу на имущество организаций. Например, для налогоплательщика, который планирует использовать указанную льготу в 2014 году (или за отдельный квартал 2014 года), тремя предшествующими календарными годами являются 2011, 2012 и 2013 годы.

Заместитель руководителя Департамента
финансов города Москвы
_____________А.Ю. Коваленко

Авдеев А.А., советник налоговой службы II ранга.

В налоговом законодательстве налоговая льгота определяется следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Каков общий порядок установления налоговых льгот?

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 "Общие условия установления налогов и сборов" Кодекса).

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 Кодекса).

Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" Кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи (п. 2 ст. 12 Кодекса).

Пунктом 3 ст. 12 Кодекса установлено, что региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи.

Пунктом 7 ст. 12 Кодекса предусмотрено, что Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 Кодекса.

Согласно ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" Кодекса к федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. налог на наследование или дарение;
  8. водный налог;
  9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  10. государственная пошлина.

Статьей 14 "Региональные налоги" установлено, что к региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

В свою очередь, ст. 15 "Местные налоги" установлено, что к местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Согласно п. 3 ст. 12 Кодекса региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пунктом 4 ст. 12 Кодекса установлено, что местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и п. 7 указанной статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12 Кодекса).

Таким образом, ст. 12 Кодекса предусмотрено, что в отношении региональных и местных налогов могут устанавливаться налоговые льготы.

О возможности установления льгот в отношении федеральных налогов в ст. 12 Кодекса не говорится.

Это означает, что возможность установления налоговых льгот в отношении такого федерального налога, как налог на прибыль организаций, ст. 12 Кодекса не предусмотрена. Тем не менее это не означает, что указанная возможность не предусмотрена другими нормами налогового законодательства.

Так какие же налоговые льготы по налогу на прибыль организаций предоставлены налогоплательщикам в настоящее время?

В соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополняется гл. 25 "Налог на прибыль организаций".

Согласно ст. 2 названного Федерального закона следует признать утратившими силу со дня введения в действие названного Федерального закона:

  1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением установленных ст. 1, 2, 6, 9, 10.1 порядка исчисления налоговой базы и порядка применения налоговых льгот, перечисленных ниже, которые утрачивают силу в следующем порядке:
  • для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 г.;
  • предусмотренный п. 4 ст. 2 порядок определения налоговой базы, по облигациям, полученным при новации государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ), применяется первичными владельцами указанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организации;
  • предусмотренный абзацем 1 п. 6 и абзацем 9 п. 8 ст. 2 порядок исчисления облагаемой прибыли при исполнении соглашений о разделе продукции применяется до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции;
  • предусмотренные п. 4 ст. 6 льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу названного Федерального закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены;
  • предусмотренные абзацем 10 п. 6 ст. 6 льготы по налогу действуют до завершения реализации начатых и реализуемых на день введения в действие названного Федерального закона программ по ликвидации последствий радиационных катастроф;
  • предусмотренные абзацем 14 п. 6 ст. 6 льготы по налогу действуют до окончания осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами;
  • предусмотренная абзацем 27 п. 6 ст. 6 льгота по налогу в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу названной главы производства, действует до окончания периода (срока) окупаемости такого производства. Суммарный срок использования налогоплательщиком указанной льготы не может превышать трех лет. Данный порядок исчисления срока использования льготы по налогу применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 г.;
  • предусмотренные п. 9 ст. 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 г., действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 г.;
  • предусмотренные п. 2 ст. 9 и абзацем 3 п. 1 ст. 10 положения, касающиеся порядка налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых в соответствии с соглашением о разделе продукции, применяются до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции;
  • предусмотренные п. 1 - 6 ст. 10.1 положения, касающиеся особенностей налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции, применяются до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции;
  1. ч. 1, абзац 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 43 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1);
  2. п. 10 ст. 1 Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России";
  3. п. 9 ст. 1 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах";
  4. Закон Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 5672-1 "О внесении изменений и дополнений в ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  5. первое предложение ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
  6. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 октября 1994 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды";
  7. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 ноября 1994 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды";
  8. Федеральный закон от 3 декабря 1994 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  9. ст. 29 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
  10. Федеральный закон от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  11. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 23 июня 1995 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией социально-экономических программ жилищного строительства для российских военнослужащих";
  12. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июня 1995 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Законы Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  13. ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах";
  14. п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности";
  15. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  16. Федеральный закон от 14 декабря 1996 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  17. Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  18. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 92-ФЗ "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  19. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  20. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  21. ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики";
  22. Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах";
  23. ст. 10 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции";
  24. Федеральный закон от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  25. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  26. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах";
  27. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
  28. ст. 8 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах";
  29. Федеральный закон от 9 мая 2001 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации".

Таким образом, после вступления в силу гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса (с 1 января 2005 г.) продолжают применяться (не утратили силу) некоторые налоговые льготы по налогу на прибыль, введенные в действие ранее (в первую очередь Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

В этой связи возникает следующий вопрос: предоставлены ли налогоплательщикам какие-либо налоговые льготы по налогу на прибыль организаций в соответствии с актами законодательства о налогах, вступившими в силу после 1 января 2005 г.?

Согласно ст. 2.1 названного Федерального закона налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:

в 2004 - 2005 гг. - 0%;

в 2006 - 2008 гг. - 6%;

в 2009 - 2011 гг. - 12%;

в 2012 - 2014 гг. - 18%;

начиная с 2015 г. - в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2006 - 2008 гг., зачисляется:

в размере 1% налоговой ставки - в федеральный бюджет;

в размере 5% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2009 - 2011 гг., зачисляется:

в размере 2% налоговой ставки - в федеральный бюджет;

в размере 10% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2012 - 2014 гг., зачисляется:

в размере 3% налоговой ставки - в федеральный бюджет;

в размере 15% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная указанной статьей налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Можно ли рассматривать ст. 2.1 названного Федерального закона в качестве статьи, устанавливающей льготу по налогу на прибыль организаций?

В соответствии с п. 1 ст. 284 "Налоговые ставки" гл. 25 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 24%, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 - 5 указанной статьи. При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрено, что названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.

В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что ст. 2.1 названного Федерального закона отдельной категории налогоплательщиков (сельскохозяйственным товаропроизводителям, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, т.е. единый сельскохозяйственный налог) предоставлено по законодательству о налогах (названным Федеральным законом) преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками (уплата налога на прибыль по меньшей ставке), следует признать, что ст. 2.1 названного Федерального закона введена льгота по налогу на прибыль.

Это означает, что указанная льгота введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", т.е. уже после вступления в силу Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ.

Какие еще положения части первой Кодекса связаны с общим порядком установления налоговых льгот?

В соответствии со ст. 52 "Порядок исчисления налога" Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (п. 1 ст. 56 Кодекса).

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 2 ст. 56 Кодекса).

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (п. 3 ст. 56 Кодекса).

Все вышеуказанные налоговые льготы учитываются при составлении налогоплательщиком налоговой декларации.

Пунктом 1 ст. 80 "Налоговая декларация" определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Таким образом, налогоплательщик в обязательном порядке учитывает применяемые им налоговые льготы при исчислении и декларировании налогов.

При этом следует учитывать следующее.

Пунктом 1 ст. 81 "Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию" Кодекса предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Если предусмотренное в п. 1 указанной статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления (п. 2 ст. 81 Кодекса).

Если предусмотренное в п. 1 указанной статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 указанной статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 Кодекса).

Если предусмотренное п. 1 указанной статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 указанной статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с указанным пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4 ст. 81 Кодекса).

О какой ответственности налогоплательщика, связанной с неправильным заполнением налоговой декларации, говорится в ст. 81 Кодекса?

В соответствии с п. 1 ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 указанной статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тысяч рублей (п. 2 ст. 120 Кодекса).

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей указанной статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 Кодекса).

В отличие от п. 1 и 2 ст. 120 Кодекса квалификация нарушения правил учета по п. 3 этой статьи возможна только в тех случаях, когда допущенные нарушения причинили реальный ущерб отношениям по исчислению налогов - привели к занижению налоговой базы.

В частности, в случае если налогоплательщиком применяется налоговая льгота по налогу на прибыль, налоговая база по указанному налогу уменьшается на сумму этой льготы. Следовательно, неправомерное применение указанной льготы приводит к занижению соответствующей налоговой базы. В связи с этим речь может идти об ответственности, предусмотренной не п. 1 и 2, а п. 3 ст. 120 Кодекса.

Интересно, что п. 3 ст. 120 Кодекса в описании самого деяния не называет неуплату налога в качестве обязательного признака состава данного правонарушения, но предусматривает как базу для расчета санкции сумму неуплаченного налога: за грубое нарушение правил учета, повлекшее занижение налоговой базы, на организацию может быть наложен штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

Такая формулировка дает все основания полагать, что грубое нарушение правил учета, повлекшее не только занижение налоговой базы, но и неуплату налога, надлежит квалифицировать по п. 3 ст. 120 Кодекса. Однако это создает весьма серьезные теоретические и практические проблемы для разграничения составов правонарушений, предусмотренных п. 3 ст. 120 и ст. 122 Кодекса. Ниже при анализе ст. 122 Кодекса мы остановимся на этом вопросе подробнее.

Специфика объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных разными пунктами ст. 120 Кодекса, такова, что одно и то же деяние виновного лица может подпадать одновременно под каждый из них.

Согласно п. 1 ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Деяния, предусмотренные п. 1 указанной статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога (п. 3 ст. 122 Кодекса).

Объектом противоправного посягательства в данном случае являются охраняемые законом интересы государства и общества в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется тем, что необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности за его совершение является наступление вредных последствий - в результате неуплаты сумм налога образуется задолженность налогоплательщика перед бюджетом.

Поэтому, на наш взгляд, налогоплательщик не подлежит ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога за конкретный период, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата этого налога, которая перекрывает сумму налога, не уплаченную в данном периоде, поскольку в целом по налогу задолженность перед бюджетом отсутствует. Если же у налогоплательщика переплата налога образуется в более поздний период по отношению к тому периоду, когда возникла задолженность перед бюджетом, то налогоплательщик может быть освобожден от ответственности при соблюдении им условий, установленных п. 4 ст. 81 Кодекса.

Как видно из текста нормы п. 1 ст. 122 Кодекса, неуплата или неполная уплата сумм налога может быть совершена несколькими способами - занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога, совершение других неправомерных действий или бездействия.

Занижение налоговой базы, как правило, имеет место при неправильном определении стоимостной, физической или какой-либо другой характеристик объекта налогообложения. Занижение налоговой базы происходит, в частности, при неправомерном применении налоговых льгот.

При этом занижение налоговой базы в определенных случаях может явиться следствием нарушения правил учета доходов и расходов или объектов налогообложения. Как мы уже говорили, такое деяние подпадает и под признаки состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 120 Кодекса. Однако какая же из этих двух норм подлежит применению?

К сожалению, приходится констатировать - нормы этих статей в соответствующей части сформулированы таким образом, что разграничить их практически невозможно в том случае, когда неуплата налога явилась следствием грубого нарушения правил учета и занижения налоговой базы. Однако в реальной жизни проблема правильной квалификации подобных деяний как наиболее типичных и часто встречающихся нарушений налогового законодательства стоит весьма остро.

Представляется, что если занижение налоговой базы, повлекшее неуплату сумм налога, произошло вследствие грубого нарушения правил учета доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения, то к правонарушителю следует применять ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 120 Кодекса. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, налогоплательщик должен нести ответственность в соответствии со ст. 122 Кодекса.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично - фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение - средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам - это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН - упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер - они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

НДФЛ

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик - физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи - не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Понятие налоговой льготы раскрывается в НК РФ. Под ней понимается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков некоторых преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. В том числе это может быть возможность уплаты налога в меньшей сумме либо неуплаты налога вообще. При установлении льготы должны быть определены основания ее применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Льгота не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть категория плательщиков, отвечающих определенным критериям (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п. 1,2 ст. 17 НК РФ). Поэтому налог считается законно установленным, даже если никакие льготы по нему ни для кого из плательщиков не определены.

Применение налоговой льготы не является обязательным для налогоплательщика. Иначе говоря, лицо, которое вправе применять льготу, может отказаться от нее или приостановить ее использование на время - один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Виды налоговых льгот

Традиционно выделяют льготы по уровню действия. То есть льготы в отношении:

  • федеральных налогов, устанавливаемые НК РФ;
  • региональных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или региональными законами;
  • местных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать. Вместе с тем льготы, установленные НК РФ:

  • применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования не нужно (Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11);
  • не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Налоговые льготы могут быть предоставлены в разной форме:

  • освобождения от уплаты налога для определенных налогоплательщиков. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ , п. 14 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33);
  • уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей - плательщики транспортного налога могут уменьшить его на сумму платежей, уплаченных в