Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету. Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету П 34 инструкция 174н бюджетное учреждение

02.01.2024 Долги

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19669

Утверждены План счетов бухучета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению.

Инструкция устанавливает единый порядок отражения активов, обязательств и фактов хоздеятельности на счетах плана. Она касается государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, которым органы госвласти (госорганы), местного самоуправления предоставили субсидии, госакадемий наук и созданных ими учреждений.

При бухучете активов, обязательств, результатов финансовой деятельности, а также изменяющих их хозопераций следует использовать правила и способы его организации и ведения. Перечисленные факты отражаются на счетах плана в зависимости от экономического содержания.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухучете необходимой информации, а также определять недостающую корреспонденцию счетов.

Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19669


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 г.


При работе с планом счетов бюджетного учреждения учтите изменения, которые внесены в Инструкцию № 174н. Последние изменения описаны в Приказе Минфина от 28.12.2018 №299н. Инструкцию 174н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями вы можете скачать в статье.

В 2019 году ввели в действие еще 5 новых федеральных стандартов и обновили порядок применения КОСГУ по Инструкции 209н . В связи с изменениями в учете обновили и Инструкцию 174н приказом Минфина от 28.12.2018 №299н. Изменения описаны в приложении к приказу. Рассмотрим их подробнее далее в статье.

Все изменения в учете и отчетности для бухгалтера госучреждения смотрите в справочнике Системы Госфинансы Справочник дополняется по мере вступления в силу новых изменений.

Последние изменения в Инструкции 174н в 2019 году

Все изменения смотрите в приложении к Приказу Минфина от 28.12.2018 №297н или обзоре Системы Госфинансы:

Изменения в плане счетов

План счетов в новой редакции Инструкции 174н содержит изменения, приведенные выше для 157н , но с учетом специфики учреждений. Бюджетные организации не могут получать доходы в виде налогов, госпошлин, взносов на соцстрах, таможенных платежей, поэтому счета группы 0 205 10 вообще не включены в Инструкцию 174н и новая детализация не актуальна. Счета 0 205 51, 0 205 61, 0 205 53 и 0 205 63 для отражения безвозмездных поступлений из групп 0 205 50 и 0 205 60 не используются.

Счета учета по авансам по безвозмездным перечислениям (206 40 и 206 80) и по расчетам по безвозмездным перечислениям (302 40 и 302 80) соответствуют таблицам для 157н и расписаны в Инструкции 174н с полной детализацией. Например, для иных нефинансовых организаций в соответствии с 209н указаны КОСГУ 564, 664, 734, 834, а для финансовых организаций госсектора – 563, 663, 733, 833. По налоговым платежам (счета 303) указаны КОСГУ 831 и 731, потому что получателем является федеральный бюджет. Для депонентов (304 02) и удержаний по зарплате (304 03) взяты коды 837 и 737, потому что расчеты производятся с физлицами.

Полностью детализированные КОСГУ указаны не для всех счетов, поэтому при составлении рабочего плана придется руководствоваться 209н. Позиции, для которых следует выбирать подстатью, помечены в Инструкции 174н знаком <1>. По коду 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» в плане оставлена одна строка, расшифровки, которые были в старой редакции, убраны. По финансовым результатам так же, как и в 162н, убраны прежние расшифровки, оставлены группы:

  • 401 10 100 – полученные доходы;
  • 401 18 100 – полученные доходы предыдущего отчетного периода;
  • 401 19 100 – полученные доходы прошлых отчетных периодов;
  • 401 20 200 – произведенные расходы;
  • 401 28 200 – произведенные расходы предыдущего отчетного периода;
  • 401 29 200 – произведенные расходы прошлых отчетных период.

По затратам на изготовление продукции в новой редакции оставлено три строки:

  • 109 60 200 – прямые затраты;
  • 109 70 200 – накладные расходы;
  • 109 80 200 – общехозяйственные расходы.

Все изменения по забалансовым счетам в 157н учтены и в Инструкции 174н.

Инструкция по применению

Для бюджетных учреждений есть требования по содержанию позиций 26-значных счетов. В первых 17 должна быть полная или частичная БК. В предусмотренных законодательством случаях в позициях 15-17 нужно проставить вид расхода из сопоставительной таблицы Минфина от 04.09.2017 года, а в 24-26 – КОСГУ.

В инструкции по применению приводятся новые проводки, которыми следует пользоваться в бухучете:

  • поступление в срочное пользование по договору операционной аренды НФА на льготных условиях отражается по дебету 0 111 40 (право пользования НФА) и кредиту 0 401 40 180 (доходы от безвозмездного пользования активом) в размере справедливой стоимости аренды на дату подписания;
  • при досрочном прекращении договора выполняется та же операция методом «Красное сторно» на сумму недополученного дохода;
  • при получении от учредителя актива, за которым числится убыток от обесценения, делается проводка по дебету 0 304 04 и кредиту 0 114 40. Если такой актив поступает безвозмездно, в дебете будет счет 0 401 10 с КОСГУ 190 (безвозмездные неденежные поступления в сектор госуправления).

Изменение бухгалтерских проводок произошло практически для каждого счета из-за детализации КОСГУ, введения новых счетов, корректировки назначения старых. Чтобы не ошибиться в применении КОСГУ, воспользуйтесь сервисом:

Скачать Инструкцию 174н действующая редакция

Всегда актуальную версию Инструкции 174н смотрите в правовой базе Системы Госфинансы. Также вы можете сравнить текущую и предыдущую версии Приказа Минфина от 16.12.2010 174н.

Изменения в Инструкции 174н от 8 мая 2018 года

Рассмотрим предыдущие изменения. С 8 мая 2018 года вступил в силу Приказ Минфина от 31.03.2018 № 66н о внесении изменений в Инструкцию 174н.

Cчета и аналитические группы

В связи с введением новых федеральных стандартов, ввели новую аналитическую группу 90 "Имущество в концессии". Его используйте для учета имущества переданного в концессию:

  • 101 90 "Основные средства - имущество в концессии",
  • 103 90 "Непроизведенные активы - в составе имущества концедента",
  • 104 90 "Амортизация имущества в концессии",
  • 106 90 "Вложения в имущество концендента".

Для учета прав пользования при операционной аренде и вложений при финансовой аренде используйте счета группы 40:

  • 104 40 "Амортизация прав пользования активами",
  • 106 40 "Вложения в объекты финансовой аренды".

Ранее аналитическую группу 40 использовали для учета предметов лизинга. Теперь полученное в лизинг имущество надо учитывать по общим правилам, установленным стандартом "Аренда".

Таблица 1. Новые счета в Инструкции 174н с 2018 года

Номер и название счета

Номер и название счета

101 01 "Жилые помещения"

109 90 "Издержки обращения"

Утратившие силу счета

Счет 101 40 "Основные средства - предметы лизинга" и всю его детализацию (102 40 "Нематериальные активы - предметы лизинга", 104 40 "Амортизация предметов лизинга", 105 40 "Материальные запасы - предметы лизинга", 106 40 "Вложения в предметы лизинга", 107 40 "Предметы лизинга в пути") исключили. Теперь основные средства в лизинге (финансовой аренде) учитывайте на таких счетах, как:

  • 101 10 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения",
  • 101 20 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения",
  • 101 30 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения",
  • 101 90 "Основные средства - имущество в концессии".

Теперь нет счета 205 82 на котором отражали расчеты по невыясненным поступлениям. Их теперь нужно указывать на счете 205 81. Остальные счета которые не действуют с 1 января указаны в таблице 2.

Таблица 2. Счета, которые признали утратившими силу

Номер и название счета

Номер и название счета

101 18 "Прочие основные средства - недвижимое имущество учреждения"

104 01 "Амортизация жилых помещений"

101 01 "Жилые помещения"

104 23 "Амортизация сооружений - особо ценного движимого имущества учреждения"

101 03 "Сооружения - особо ценное движимое имущество учреждения"

109 90 "Издержки обращения"

104 18 "Амортизация прочих основных средств - недвижимого имущества учреждения"

205 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия"

Переименованные и дополненные счета

Скорректировано название счета 101 06 в новой редакции он называется 101 06 "Инвентарь производственный и хозяйственный". Соответственно счет 104 06 - "Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного". А на счетах 106 ХХ убрали слово "учреждение":

  • 106 10 "Вложения в недвижимое имущество",
  • 106 20 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество",
  • 106 30 "Вложения в иное движимое имущество",
  • 106 34"Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество".

Счета 101 02 "Нежилые помещения" и 101 03 "Сооружения" объединили в один счет 101 02 "Нежилые помещения (здания и сооружения)". Сооружения, которые до 1 января 2018 года учитывали на счете 101 03 перенесите на новый счет 101 02.

Отмечу, что с 2018 года счет 103 03 именуется как "Инвестиционная недвижимость". На нем нужно учесть только те объекты, которые предназначены исключительно для сдачи в аренду или увеличения стоимости недвижимости. Если недвижимость предназначена для выполнения задания, но временно передана в операционную аренду, переводить ее на счет 101 03 не надо.

Счет 101 07 переименовали из "Библиотечного фонда" в "Биологические ресурсы". С нового года на нем отражайте животные и растения, естественный рост и воспроизводство которых находятся под непосредственным контролем учреждения, в частности, многолетние насаждения. В межотчетный период перенесите их со счета 101 08 на счет 101 07. Все объекты библиотечного фонда, которые учитывались на счете 101 07 до 1 января 2018 г. перенесите на счет 101 08 "Прочие основные средства".

Таблица 3. Счета в новой редакции

Было (2017 год)

Стало (2018 год)

205 21 "Расчеты с плательщиками доходов от собственности"

205 21 "Расчеты по доходам от операционной аренды"

205 30 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг"

205 30 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат"

205 31 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг"

205 31 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)"

205 50 "Расчеты по поступлениям от бюджетов"

205 50 "Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов"

205 82 "Расчеты с плательщиками прочих доходов"

205 81 "Расчеты по невыясненным поступлениям"

206 40 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям"

206 40 "Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям"

206 50 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам"

206 50 "Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам"

206 91 "Расчеты по авансам по оплате прочих расходов"

206 96 "Расчеты по авансам по оплате иных расходов"

208 91 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов"

208 96 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов"

209 83 "Расчеты по иным доходам"

209 89 "Расчеты по иным доходам"

209 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия"

209 40 "Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба"

Состав Инструкции № 174н по бюджетному учету

Инструкция состоит из двух приложений. В первом приведен План счетов в разбивке на балансовые и забалансовые. Балансовые в свою очередь разбиты на следующие разделы:

  • нефинансовые активы,
  • финансовые обязательства,
  • обязательства,
  • финансовый результат,
  • санкционирование расходов.

В приложении № 2 приведена инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Она также состоит из пяти разделов.

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н в преамбулу внесены изменения, применяющиеся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г.

N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — бюджетные учреждения), приказываю:

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н в пункт 2 внесены изменения, применяющиеся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет — портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19669

БУДУЩИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Полиенко В.С.,
юрисконсульт

С введением Единого плана счетов в бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, появился новый объект учета — расходы будущих периодов. Единый план счетов установил единую политику доходов и расходов будущих периодов.

Одной из целей Единого плана счетов является сближение бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях с бухгалтерским учетом коммерческих организаций. Для отражения операций, которые произойдут в будущем, в коммерческом плане счетов предусмотрены счета 97 "Расходы будущих периодов" и 98 "Доходы будущих периодов". Очевидно, необходимость получения аналогичной информации об операциях в будущих периодах, которые могут произвести государственные и муниципальные учреждения независимо от их типа, и стала причиной появления в Едином плане счетов "хорошо забытого" счета по учету расходов будущих периодов.

Будущие доходы

Доходы будущих периодов — это средства, уже полученные или которые планируется получить не в данном отчетном периоде, а в других, еще только предстоящих, периодах.
К таким доходам относятся доходы:
- за выполненные и сданные заказчиком отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам отчетного периода;
- полученные от продукции животноводства и земледелия (приплод, привес, прирост животных);
- по месячным, квартальным, годовым абонементам (например, доходы от продажи проездных билетов).
Согласно пункту 301 Инструкции от 01.12.2010 № 157н в государственных и муниципальных учреждениях такие доходы отражаются по счету 40140 Единого плана счетов. Обратите внимание, что начисление доходов по счету 40140 производится в отчетном периоде.
Учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, в разрезе договоров, соглашений.
Счет 40140 является балансовым, и отчетные данные по нему отражаются по строке 624 ф.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведение Плана счетов и Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из Инструкции № 174н удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами».

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (п.п. 2.1-2.24 Приказа № 227н). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения Инструкции № 174н .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 2.7 Приказа № 227н);
  • 0 206 11 000 «Расчеты по оплате труда» (п. 2.8 Приказа № 227н) – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», 0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия», 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» (п. п. 2.9-2.12 Приказа № 227н);
  • 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» (п. п. 2.13-2.14 Приказа № 227н);
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами» (п. 2.18 Приказа № 227н);
  • увязка счетов 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» и 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций (п. п. 2.19 , 2.25 Приказа № 227н).

В новой редакции изложен раздел 5 «Санкционирование расходов» (п. 2.20 Приказа № 227н). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения», 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета (п. 2.24 Приказа № 227н):

  • 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»;
  • 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»;
  • 31 «Акции по номинальной стоимости».

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н «О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н» (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях», предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях».

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения п. 9 Инструкции № 174н (п. 3.3 Приказа № 227н):

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности «4».

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 3.10 Приказа №227н , п. 20 Инструкции № 174н).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения (п. 3.29 Приказа № 227н).

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий (п. п. 3.22 Приказа № 227н).

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» (пп. «б» п. 3.54 Приказа № 227н).

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте (п.п. 3.47 , 3.48 Приказа № 227н).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в Инструкцию № 174н внесены новые корреспонденции (пп. «г» п. 3.63 Приказа № 227н), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:
  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)
Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм
Отражение суммы:
  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (пп. «в» п. 3.54 , пп. «г» п. 3.64 Приказа № 227н).

В новой редакции изложены и дополнены положения п.п. 112 , 113 Инструкции № 174н по отражению операций на аналитических счетах счета 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» (п.п. 3.67 , 3.68 Приказа № 227н).

Также приведены в соответствие с применяемой методологией учета положения по учету расчетов бюджетных учреждений с органом власти, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя, отражаемых на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (п. 116 Инструкции № 174н , п. 3.70 Приказа № 227н).

Подробнее с отражением операций на счетах учета финансовых активов можно в материалах Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

Наиболее значимые изменения коснулись счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Инструкция № 174н дополнена корреспонденциями по счету 0 304 06 000 для отражения в учете операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (финансового обеспечения). Раньше этот порядок регулировался на уровне писем Минфина России и Федерального казначейства. В частности, с применением счета 3 304 06 000 может отражаться удержание суммы удовлетворения требования учреждений при нарушении условий договора (контракта) из поступивших сумм задатков и залогов, в том числе в обеспечение заявок на участие в конкурсе. Предусмотрено использование счета 0 304 06 000 для учета уменьшение задолженности (п.п. 3.83 , 3.84 Приказа № 227н):

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года (пп. «в» п. 3.90 Приказа № 227н).

Финансовый результат

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 3.95 Приказа № 227н), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» и 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения».

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.

Кто должен применять:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями (скачать).

Памятка по инструкции 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает Приказ инструкция 174н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями. Полное наименование — Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Актуальный приказ — № 174н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)

Для автономных учреждений — Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н (ред. от 31.03.2018)

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — 162н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н)

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в Учетной политике организации.

Напомним, что госучреждения вправе применять дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это может быть установлено учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред. от 17.11.2017)).

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Однако такие решения лучше согласовать с вышестоящими РБС. Иными словами, инструкция 52н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями не обязательна к применению.

Отчетность бюджетной сферы

Полный перечень отчетных форм для бюджетников также регламентирован специальными инструкциями Минфина — в инструкции по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2019 году. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Однако чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, а также внебюджетные фонды) действует инструкция № 191н (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 30.11.2018)).

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность с учетом 33н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2018)).

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В инструкции 33н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями сроки не регламентированы. То есть конкретные сроки предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2019 году, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует порядок формирования сведений, а также правила обмена данной информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями.