Заполняем уведомление о контролируемых сделках правильно. Уведомление о контролируемых сделках Уведомление о контролируемых сделках кто предоставляет

03.01.2024 Долги 

Закон о трансфертном ценообразовании №227-ФЗ действует в России четвертый год. Первые результаты проверок ФНС еще не появились, но уже ясно, что круг проверяемых в скором времени значительно расширится. Как вести себя, если вы неожиданно получили от налоговой инспекции требование отчитаться по контролируемым сделкам? Об этом корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказывает директор департамента аудита и МСФО группы компаний АКИГ Максим Скороходов.

Вы должны, но пока об этом не знаете

Закон о трансфертном ценообразовании, вступивший в силу в 2012 году - это, конечно, продолжение идей гораздо более старой статьи 40 НК, в которой говорится о принципах контроля рыночности цен. Написано в НК было достаточно общо, тем не менее, какая-то практика правоприменения ст.40 сложилась.

Изначально законодатель декларировал, что контроль трансфертного ценообразования в рамках специального закона станет уделом крупных холдингов, перераспределяющих прибыль путем применения «специальных» цен при передаче товаров внутри группы. На средний, а тем более мелкий взаимозависимый бизнес подобный целенаправленный контроль распространять не планировалось. Ранее на местах инспекторы ФНС, конечно, проверяли небольшие компании в рамках статьи 40, но подготавливать специфическую отчетность их никто не обязывал. Сейчас, похоже, ситуация стремительно меняется.

По данным ФНС, за 2013 год по трансфертным сделкам отчиталось около 6000 налогоплательщиков. Но компаний, которые пока просто не знают, что тоже должны сдавать уведомления по контролируемым сделкам, существенно больше. В «группу риска» входят импортеры, даже сравнительно небольшие, а также российские взаимозависимые компании, сделки между которыми формально не подпадают под действие 227-ФЗ (превышение суммы в 1 млрд. руб. или иные специфические параметры, оговоренные в законе).

В чем же причина такой коллизии?

Импортер? Под колпак!

В 227-ФЗ нет ограничений по объему сделок, при которых участники внешнеэкономической деятельности не могли бы становиться объектом внимания ФНС на предмет транфертного образования. Важное добавление - нет ограничений для аффилированных участников ВЭД. Но сегодня налоговая служба «веером» рассылает требования отчитаться по контролируемым сделкам абсолютно всем импортерам - и тем, которые организационно как-то связаны со своими поставщиками, и тем, которые имеют к ним отношение исключительно в рамках отношений «продавец-покупатель». (Мы сейчас для простоты будем рассматривать только аффилированных участников ВЭД, не затрагивая упомянутые в 227-ФЗ сделки с резидентами оффшоров или по импорту-экспорту товаров мировой биржевой торговли).

Так как же себя вести главбуху - получателю подобного требования? Прежде всего, этот главбух должен проконсультироваться с генеральным директором. Они оба должны представлять реальную картину - есть ли у фирмы хоть какая-то аффилированность с иностранным контрагентом. Самый простой случай - это когда зарубежный производитель регистрирует в России «дочку», тут все ясно. Но связи могут быть совсем неочевидными, тем не менее, для налоговой (по закону) вполне достаточными. К примеру, гендиректор вашего, чисто российского юрлица, входит в совет директоров зарубежной компании, имеющей отношение к вашим сделкам. Еще раз подчеркнем - речь не идет только об оффшорах, предметом интереса налоговиков становятся сделки с резидентами любых иностранных юрисдикций.

Так вот: уверены на 100%, что аффилированности нет, ни косвенной через цепочку, ни через органы управления - так и отвечайте на требование налоговой. Мол, взаимозависимости нет, по закону подавать уведомление не обязаны. Дальше дело налоговой - проверять ли истинность ваших слов. Современные средства позволяют им это сделать.

В свою очередь, если аффилированность присутствует, то у вас есть выбор - соглашаться отправлять уведомления о контролируемых сделках добровольно или ждать, когда до вас, что называется, доберутся. За неподачу уведомления, если вы обязаны были это делать, штраф небольшой - всего 5000 рублей. Гораздо более весомы штрафы в процентах от доначисленных налогов: до 2016 года 20% от суммы налога, не уплаченного в связи с неподачей уведомления, с 2016 - 40%.

Но самый главный вопрос здесь, пожалуй, заключается не в том, какой штраф вам может угрожать, а в том, кто будет заниматься его начислением. Закончим сначала с кругом «новых предметов интереса» ФНС, а потом осветим этот вопрос.

Российские взаимозависимые? Лучше отчитайтесь сами

Так вот, если мы обратимся к внутрироссийским отношениям взаимозависимых лиц, то в законе выделяются следующие признаки контролируемых сделок. Это сделки по товарам, облагаемым НДПИ, сделки с участниками проекта «Сколково», сделки с резидентами особых экономических зон (для всех них установлен нижний порог в 60 млн. руб.). С 2014 года к ним добавились сделки, превышающие 100 млн. руб., в которых одна из сторон применяет ЕНВД или ЕСХН. Наконец, с 2014 же года под контроль подпадают все остальные сделки взаимозависимых лиц объемом свыше 1 млрд. руб.

А как быть взаимозависимым лицам, чьи сделки меньше миллиарда, и не имеют остальных описанных признаков? Вроде бы в НК напрямую не прописано, что по ним нужно подавать уведомления.

Но отсутствие обязанности подавать уведомление, не означает, что ваши сделки нельзя проверить - именно так, особенно при нынешней потребности в наполнении бюджета, считает налоговая служба. В 2012 году вышли несколько писем Минфина, а потом и ФНС, в которых четко написано, что в отношении таких организаций уровень цен будет проверяться с применением положений раздела НК о трансфертном ценообразовании. Только заниматься этим будет не специально созданное Управление трансфертного образования, относящееся к центральному аппарату службы, а обычное территориальное подразделение ФНС.

Можно ли сопротивляться таким требованиям? Теоретически да. Если территориальная налоговая, требуя уведомления, сошлется только на эти письма, то в суде налогоплательщик все достаточно легко оспорит. Потому что письма Минфина сами по себе не могут создавать новых правовых норм. Но тут все зависит от поведения территориальной инспекции. В2013-2014 годах президиум ВАС выпустил несколько прецедентных постановлений касательно взаимозависимых компаний со сделками ниже установленного в законе порога. И в них фигурировало понятие «необоснованной налоговой выгоды».

И вот тут пора вернуться к вопросу - подавать ли уведомление добровольно. Подача уведомления - это, конечно, как чистосердечное признание в том, что ваc следует контролировать. Но это палка о двух концах. С одной стороны, вы добровольно записываетесь в «лист ожидания» на проверку, с другой стороны - вы в этом плане уже не подведомственны территориальному органу ФНС, вами будет заниматься уже упомянутое Управление трансфертного образования.

По слухам, управление это приступило к проверкам лишь полгода назад, результатов пока никаких нет, до судов дело, соответственно, не доходило. То есть пока совершенно непонятно, по каким методикам они работают на практике. Но в любом случае, штат сотрудников у них ограничен, и заниматься они сначала будут наиболее крупными налогоплательщиками.

Есть и еще одно важное обстоятельство. Если вы аффилированная компания, налоговики все равно со временем придут вас проверять. Глубина такой проверки - три года. Восстановить всю документацию, обосновывающую, почему цена поставки своему торговому дому на 30% ниже, чем остальным контрагентам, практически невозможно. И инспекция в случае превышения коридора цен доначислит вам налоги.

Для компаний, подпадающих под контроль трансфертного ценообразования, предусмотрена так называемая симметричная корректировка: одному контрагенту (в нашем примере - производителю) налог доначислили, другому (торговому дому) - наоборот, убрали. Но если налоговики проверяют вас по своей инициативе, а не в результате подачи уведомления, то симметричная корректировка вам не положена. Второму контрагенту налоги, доначисленные первому, не уберут. Оспорить это можно (есть соответствующие решения ВАС), но не иначе как через суд. А гайки в арбитражах сейчас закручиваются.

Заготовьте объяснения

Но в любом случае, если вы аффилированная компания, вне зависимости от того, подали вы уведомление о контролируемой сделке или нет, запасайтесь документами, подтверждающими обоснованность цен. Возвращаясь к примеру с производителем и его торговым домом - это приказы, маркетинговые политики, что-то еще, подтверждающее, почему здесь цена поставки ниже. Особые условия отгрузки - например, ТД на себя берет гарантийный ремонт товара. Переведите сюда персонал, «повесьте» на баланс склад. И тогда можно говорить налоговикам: вы не можете сравнивать ту и эту поставку, потому что у них несопоставимые условия, сделки не являются аналогичными.

Можно спросить: а если документами все равно надо запасаться, какой смысл спешить с подачей уведомления? Есть нюансы. Если вы его подали, то когда к вам придет с проверкой ваша территориальная налоговая, вы скажете: вот, смотрите все мои торговые операции, а между мной и торговым домом - не смотрите. Вы не имеете права их смотреть, я подал уведомление. И оно пошло в подведомственность соответствующего центрального управления. А там уж когда они до вас доберутся, после всех олигархов. Но если местная налоговая найдет нарушения и подаст сигнал в управление сама, то им придется обратить на вас внимание, что называется, вне очереди.

Хотя закон о трансфертном ценообразовании действует с 2012 года, реально подавать уведомления организации начали лишь в 2013-м. В конце 2014 года, как мы уже сказали, начались проверки. Ждем их первых результатов. Позиция судов, в свою очередь, станет понятной не раньше конца 2015 года.

Но пока что ясно, что в круг интересов ФНС входят не только компании, подпадающие под стоимостные критерии, но и вообще все взаимозависимые налогоплательщики. С другой стороны, если вся «мелочевка», занимающаяся ВЭД, будет подавать эти уведомления, управление трансфертного ценообразования будет просто завалено, они не смогут обработать такое количество документов. В куче, конечно, затеряться легче, но это не нужно ни самим компаниям, ни ФНС. Пожалуй, стоило бы установить нижний порог для внешнеторговых сделок, не имеющих отношение к оффшорам.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ в НК РФ внесены изменения, часть из которых уже действует с 1 января 2012 года, часть вступит в силу с начала 2014 года. В числе прочих изменений, в НК РФ добавлен Раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», который вводит определение контролируемых сделок и устанавливает, в частности, порядок уведомления налоговых органов о таких сделках и порядок их налогообложения. О том, как при помощи программы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» подготовить Уведомление о контролируемых сделках, рассказывает А.В. Ярвельян (ООО «СиДата», Санкт-Петербург).

Уведомление о контролируемых сделках: подготовка в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»

Положения законодательства

Статья 105.14 относит к контролируемым следующие сделки:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе и с участием не взаимозависимых посредников (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ .

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает предельную сумму. Начиная с 2014 года такой предел устанавливается равным 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). До 2014 года действуют правила переходного периода, для которого пунктом 3 статьи 4 Закона № 227-ФЗ установлены следующие значения пределов: в 2012 году - 3 млрд руб., в 2013 году - 2 млрд руб.;
  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, при этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого применяется ставка, установленная в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль, либо применяет налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ . Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ применяются с 1 января 2014 года (п. 4 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Следует отметить, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ , независимо от того, какие товары являются их предметом (см. письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-01-18/3-57).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорных зонах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

В общем случае сумма доходов по перечисленным в пунктах 2 и 3 сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (подп. 3 , 7 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Обязанностью налогоплательщиков, кроме уплаты налогов и авансовых платежей, является уведомление налоговых органов обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п.п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).

Минфин России в пункте 1 письма от 06.09.2012 № 03-01-18/7-127 разъяснил, что по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами - участниками сделки.

Уведомление о контролируемых сделках нужно представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приложением № 1 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ . Она, в частности, предусматривает указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): отчетный календарный год; предметы сделок; сведения об участниках сделок; суммы полученных доходов и произведенных расходов.

В Приложении № 3 к указанному приказу установлен порядок заполнения данного уведомления.

Подготовка и представление документации о контролируемых сделках

По требованию ФНС России налогоплательщик обязан представить документацию о совершенных контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Ведомство вправе ее истребовать не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Подготовка уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» реализован механизм, позволяющий зарегистрировать необходимые дополнительные данные для каждой сделки, попадающей под определение контролируемой, сформировать и проанализировать сводную информацию и на выходе получить уведомление о контролируемых сделках, готовое для передачи в ИФНС.

Для того чтобы отразить в программе наличие контролируемых сделок в отчетном периоде не нужно «поднимать» первичные документы и что-то в них изменять. Все дополнительные данные, предназначенные только для определения и анализа контролируемых сделок, вводятся в специализированные справочники и регистры программы, не затрагивая основной регламентированный учет.

Эту информацию можно вводить в программу как в течение года, так и непосредственно перед формированием уведомления.

Раздел программы, содержащий инструменты работы с данными о контролируемых сделках, можно открыть через пункт главного меню Отчеты-> Контролируемые сделки .

Все управление дополнительными данными о контролируемых сделках может осуществляться из специальной формы Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (далее - Помощник ), который обеспечивает удобную визуализацию всех этапов работы с данными для формирования итогового отчета (рис. 1).

Рис. 1

Работу по подготовке уведомления о контролируемых сделках можно разделить на три этапа:

  • подготовка списка контролируемых сделок;
  • проверка и корректировка данных для подготовки уведомления;
  • подготовка уведомления.

В форме Помощника элементы управления сгруппированы в соответствии с перечисленными этапами.

Уведомление формируется от имени каждого юридического лица отдельно, поэтому в форме Помощника в первую очередь указывается организация, от имени которой формируется уведомление.

Подготовка списка контролируемых сделок

К числу контролируемых сделок, как уже рассказывалось выше, могут относиться сделки с взаимозависимыми лицами, с контрагентами, зарегистрированными в офшорах и внешнеэкономические сделки с товарами мировой биржевой торговли.

Для того чтобы выделить из всего объема хозяйственных операций предприятия сделки, которые могут подлежать контролю, в программу необходимо внести информацию о том, кто из контрагентов является для указанной организации взаимозависимым лицом, кто зарегистрирован за рубежом, а также перечислить товары мировой биржевой торговли.

Для хранения списка взаимозависимых лиц предназначен одноименный регистр сведений, который можно открыть либо из Помощника , либо из соответствующего пункта подменю Контролируемые сделки (рис. 2).

Рис. 2

Для того чтобы классифицировать тип контролируемой сделки, нужно уточнить, является ли взаимозависимое лицо плательщиком одного из указанных в статье 105.14 НК РФ налогов и зарегистрирован ли он в особой экономической зоне.

Тип взаимозависимости может быть выбран из следующих вариантов:

- Не взаимозависимы;
- Взаимозависимы по Кодексу (п.2 ст.105.1 НК РФ);
- Самостоятельное признание взаимозависимости (п. 6 ст. 105.1 НК РФ);
- Взаимозависимы по решению суда (п. 7 ст. 105.1 НК РФ);
- Не взаимозависимый посредник (п. 1.1 ст. 105.14 НК РФ).

Взаимозависимость с контрагентом устанавливается на определенный период времени, то есть программа позволяет указать, что, например, ООО «Лютик» было взаимозависимо с организацией ООО «Веселый ветер» в 2012 году, а с середины 2013 года таковым уже не будет. Для этого нужно создать две записи регистра Взаимозависимые лица для контрагента ООО «Лютик», в одной из которых указать дату применения - 01.01.2012 и нужный тип взаимозависимости, а в другой - 01.07.2013 и тип взаимозависимости - Не взаимозависимы .

Для каждого взаимозависимого лица необходимо указать страну регистрации и, если он зарегистрирован за рубежом, указать дополнительные сведения о регистрации налогоплательщика: Регистрационный номер в стране регистрации, Код налогоплательщика в стране регистрации , и если необходимо, следует взвести флаг Зарегистрирован в стране с льготным налогообложением . Страну регистрации отечественных организаций указывать также обязательно, для этого из справочника Классификатор стран мира нужно выбрать предопреленный элемент «РОССИЯ».

Поскольку контролируемыми являются не только сделки между не взаимозависимыми лицами, но и сделки, один из участников которых зарегистрирован в офшорной зоне, такую информацию тоже нужно отразить в программе. Кроме того, в программе обязательно нужно отметить контрагентов-иностранцев, предметами сделок с которыми являются товары, перечисленные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ .

Для всех вышеперечисленных целей служит регистр сведений . Запись в него можно добавить либо вручную, из карточки взаимозависимого лица с помощью гиперссылки, либо с использованием специализированной функции подбора, реализованной в Помощнике .

Если в форме Помощника перейти по гиперссылке Контрагенты, зарегистрированные за пределами РФ , то откроется список регистра Участники контролируемых сделок , с отбором по стране регистрации, отличной от РФ (рис. 3). Этот список может быть автоматически дополнен контрагентами, с которыми в течение отчетного года были сделки в валюте. Для этого нужно нажать на кнопку Подобрать по данным отчетного года . В открывшейся форме будет отображен список контрагентов, для которых в программе зарегистрированы договоры в валюте, отличной от валюты регламентированного учета, без признака Расчеты в условных единицах , при условии, что в течение отчетного года в бухгалтерском учете была хоть одна проводка с этим договором в качестве аналитики. Для добавления контрагента в список участников контролируемых сделок его нужно отметить и указать для него страну регистрации.

Рис. 3

Затем все отмеченные контрагенты по кнопке Перенести в список становятся Участниками контролируемых сделок .

Для того, чтобы во всем объеме хозяйственных операций, зарегистрированных в программе за отчетный год, выявить внешнеэкономические сделки с товарами, перечисленными в пункте 5 статьи 105.14, программе нужно эти товары явно указать. Список таких товаров хранится в регистре сведений , его можно открыть, перейдя по гиперссылке Товары мировой биржевой торговли , на форме Помощника . В список можно добавить любой элемент справочника Номенклатура .

На этом этап ввода информации, позволяющей из всех документов за отчетный год выделить сделки, которые удовлетворяют условиям, определенным статьи 105.14 НК РФ , то есть подпадают под определение контролируемых, закончен. Сформировать список контролируемых сделок и зафиксировать его в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» можно, используя кнопку Сформировать список на форме Помощника .

Сделкой программа считает строку первичного документа. Для сделок в валюте суммы будут пересчитаны по правилам бухгалтерского учета. На данном этапе сбора информации отбираются сделки без отбора по предельным суммам.

Просмотреть список сделок можно, сформировав отчет по гиперссылке Контролируемые сделки . Для удобства анализа данных в отчете можно настраивать группировки, отборы, выводить дополнительные поля и т. д.

Проверка, дополнение и корректировка данных для подготовки уведомления

Следующим этапом подготовки уведомления будет проверка, дополнение и корректировка данных о контрагентах, договорах, предметах сделок. Для этого предназначен второй раздел Помощника - Проверка данных для подготовки уведомления о контролируемых сделках (см. рис. 1).

Для того чтобы корректно классифицировать выбранные контролируемые сделки, необходимо указать те характеристики собственной организации, которые невозможно определить, исходя из заданных для целей регламентированного учета параметров Учетной политики организации . По гиперссылке Сведения об организации во втором разделе Помощника можно открыть регистр сведений Сведения об организации (для контролируемых сделок) и, если нужно, добавить или изменить данные.

Для подготовки уведомления необходима дополнительная информация о том, является ли организация плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, и зарегистрирована ли она в особой экономической зоне.

  • сведения о взаимозависимых лицах, которые были участниками сделок в текущем отчетном году;
  • сведения об участниках контролируемых сделок и договорах с ними;
  • сведения о предметах контролируемых сделок.

Для проверки каждого вида информации предназначены специализированные отчеты, которые сигнализируют о том, что не заполнены обязательные данные.

Двойной клик мышки на соответствующей ячейке открывает форму для ввода нужной информации.

Отчет Сведения о предметах контролируемых сделок отображает информацию обо всех товарах, услугах, оборудовании, объектах строительства, объектах НМА или расходах на НИОКР, которые были предметами контролируемых сделок за отчетный период. Для каждого предмета сделки, который может быть элементом справочника Номенклатура, Основные средства, Объекты строительства, НМА и расходы на НИОКР , должна быть введена запись в регистр сведений Предметы контролируемых сделок и заполнены дополнительные сведения:

- Облагается НДПИ по процентной ставке;
- Код по ТНВЭД;
- Код по ОКП;
- Код по ОКВЭД.

Отчет Сведения о взаимозависимых лицах отражает информацию об участниках контролируемых сделок, которые являются взаимозависимыми лицами по отношению к организации, от имени которой формируется уведомление.

Для каждого такого контрагента проверяется заполнение реквизитов справочника Взаимозависимые лица и Участники контролируемой сделки .

Отчет Сведения о контрагентах контролируемых сделок отражает информацию обо всех участниках контролируемых сделок и договорах, в рамках которых эти сделки проводились (рис. 4).

Рис. 4

Для каждого договора контролируемой сделки необходимо указать дополнительные характеристики. Эти данные нужны только для уведомления, поэтому они хранятся не в знакомом пользователям справочнике Договоры контрагентов , а в специальном регистре сведений Договоры участников контролируемых сделок .

Для каждого договора нужно задать Код наименования сделки и Код условий поставки . Значения этих реквизитов выбираются из списков, соответствующих Приложению № 1 к Порядку заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденному приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ .

Также для договора указывается способ определения цены сделки.

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» организован справочник Способы определения цен контролируемых сделок , каждый элемент которого отражает набор информации, необходимый для заполнения пп. 3-6 раздела II Раздела 1А Уведомления . В том случае, если в сделке не применяются регулируемые цены (ст. 105.4 НК РФ), для нее должен быть заполнен только пункт 3 указанного раздела, для этого в указанном в договоре способе определения цены должен быть снят флаг Цена является регулируемой (см. рис. 5).

Рис. 5

Если же применяются регулируемые цены, то способ определения цены, указанный в дополнительных данных договора, должен содержать информацию о коде определения цены сделки в соответствии со статьей 105.3 НК РФ . Прочая информация, такая как код метода ценообразования и источники информации, используемые налогоплательщиком, является справочной и не обязательна для заполнения.

Подготовка уведомления

После того, как все дополнительные сведения о сделках заполнены, можно приступать к формированию уведомления (раздел 3 Помощника - см. рис. 1).

Включению в уведомление подлежит только та часть из всех выбранных на предыдущих этапах контролируемых сделок, по которым сумма доходов превышает установленные статьей 105.14 НК РФ границы.

В программе информация о границах включения сделок в уведомление на каждый отчетный год хранится в регистре сведений Границы контролируемости сделок .

Форму для просмотра границ, действующих на отчетный год, за который формируется уведомление, можно открыть из Помощника , нажав на гиперссылку Границы включения сделок в уведомление в третьем разделе (рис. 6).

Рис. 6

Для проверки перечня сделок, которые попадут в Уведомление в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» предназначен отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление. Информация в данный отчет выводится в разрезе контрагентов, договоров и предметов сделок, сгруппированная по виду контролируемых сделок:

  • Сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорах;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с взаимозависимыми лицами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации;
  • Сделки с взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ.

На основании подготовленных таким образом данных можно сформировать . Согласно приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ , Уведомление состоит из титульного листа и, для каждой сделки, комплекта листов (раздел 1А, 1Б, 2 и/или 3).

В терминах «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» каждый комплект документов о контролируемой сделке - это документ Лист 1А уведомления (далее - Лист 1А ), содержащий все сведения о сделке для заполнения соответствующих разделов Уведомления . Для каждой сделки (совокупности сделок с участием одних и тех же сторон и одного и того же предмета сделки) должен быть отдельный Лист 1А , при этом понятие «сделка» интерпретируется. Все Листы 1А , входящие в одно уведомение, объединяются документом Уведомление о контролируемых сделках .

Автоматически создать и заполнить Уведомление и все входящие в него Листы 1А можно из формы Помощника , нажав на кнопку Заполнить уведомление . Открыть для просмотра и редактирования созданые Листы 1А можно, нажав на гиперссылку Уведомление о контролируемых сделках . Сформировать Листы 1А можно и непосредственно из формы документа Уведомление о контролируемых сделках , если подготовка данных проводится без применения Помощника . Список Уведомлений можно открыть из подменю Контролируемые сделки-> Уведомление о контролируемых сделках (рис. 7).

Рис. 7

При повторном автоматическом формировании Листов 1А все ранее сформированные документы за тот же отчетный год, не попавшие в созданное уведомление, помечаются на удаление. Лист 1А автоматически заполняется данными о сделке, введенными в описанном выше процессе подготовки Уведомления (рис. 8).

Рис. 8

Каждый Лист 1А содержит один предмет сделки, параметры которого могут быть отредактированы.

На закладке Сделки собирается информация о сделке или группе однородных сделок, включаемых в один Лист 1А (рис. 9). Параметры сделки можно дополнить, для этого предназначена специализированная форма.

Рис. 9

Уведомление может быть передано в ИФНС на бумажном и электронном носителе. Для формирования отчета в бумажном виде предусмотрена кнопка Печать как в Помощнике , так и в документе Уведомление . Также распечатать можно отдельно каждый комплект документов о сделке - из Листа 1А .

Файл для передачи в налоговую формируется в соотвествии с утвержденным форматом. Он может быть создан из Помощника , нажатием кнопки Выгрузить уведомление в электронном виде или из документа Уведомление , нажатием кнопки Выгрузить в XML .

Заполнение корректировочного уведомления

В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление. Его также можно автоматически создать из программы, используя Помощник .

Принцип работы остается таким же, как и при формировании первичного уведомления.

Для каждой корректировки (а их может быть несколько) создается свой набор документов Уведомление и комплект Листов 1А , который сохраняется в информационной базе, может быть распечатан или выгружен в электронном виде.

Особенности подготовки Уведомления

Следует отметить, что все объекты и механизмы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП», используемые для подготовки Уведомления , реализованы отдельно от основного функционала. Это позволяет вводить и редактировать данные, нужные только для заполнения уведомления, независимо от основных бухгалтерских операций и не изменять привычный бухгалтеру интерфейс программы.

Контролируемые сделки 2019 - критерии их будут приведены ниже в таблице - осуществляются взаимозависимыми и приравненными к ним лицами. Такие сделки подлежат дополнительному контролю со стороны ФНС, поскольку их стороны могут вступить в сговор и предоставить неправдивые сведения об операциях с целью уклонения от налогов. Рассмотрим их специфику.

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2019 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки — 2019: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице - критерии 2019 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту "Сколково" или участником проекта по закону "Об инновационных научно-технологических центрах" от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

Подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Ст. 105.1 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2019 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2019 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Скачать ее можно на нашем сайте по ссылке .

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Итоги

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Как проверяют правильность ценообразования для целей налогообложения. какую дату указать в уведомлении о контролируемых сделках по строке 150 «Дата совершения сделки…» раздела 1Б. Стоимость товара изменили после реализации - читайте в статье.

Вопрос: Нужно ли сдавать отчет о контролируемых сделках если в 2016 году если по таким сделкам в 2016г. были только оплаты. Фактически сделки отражены в отчете за 2015г.

Ответ: Если контролируемые сделки совершены в 2015 году, уведомление за 2015 год подано, сдавать уведомление за 2016 год Вы не должны. Факт оплаты не повлияет на дату совершения сделки.

Обоснование

Как проверяют правильность ценообразования для целей налогообложения

Уведомление о контролируемых сделках

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. В 2017 году (не позднее 22 мая) нужно проинформировать инспекции о контролируемых сделках , совершенных в 2016 году. Определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2016 года, руководствуйтесь перечнем , приведенным в Налогового кодекса РФ, без каких-либо ограничений. Об этом сказано в письме ФНС России от 11 марта 2015 г. № ЕД-4-13/7083 .

Пример подачи уведомления о контролируемой сделке, совершенной в 2016 году

В марте 2016 года ООО «Альфа» реализовало дочерней организации ООО «Торговая фирма "Гермес"» объект недвижимости общей площадью 2000 кв. м по цене 32 000 руб./кв. м. Стоимость квадратного метра определена и согласована в договоре на основании цен на аналогичные объекты, опубликованные в открытых источниках информации.

«Альфа» применяет общую систему налогообложения. «Гермес» применяет упрощенку и платит единый налог с доходов. Других сделок между «Гермесом» и «Альфой» в 2016 году не было.

Определив доход по сделке в размере 64 000 000 руб. (без НДС), бухгалтер «Альфы» установил, что данная сделка подпадает под определение контролируемой. При этом он учитывал следующие обстоятельства:

  • стороны сделки взаимозависимы ();
  • дочерняя организация освобождена от уплаты налога на прибыль (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • годовой доход по сделке превысил предельное значение в 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 и п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

О контролируемой сделке, совершенной в 2016 году, стороны должны уведомить налоговые инспекции не позднее 22 мая 2017 года (п. 7 ст. 6.1 , п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Поэтому к 22 маю 2017 года бухгалтеры обеих организаций подготовили и сдали в свои налоговые инспекции уведомления о сделке купли-продажи объекта недвижимости. При подготовке документов они руководствовались Порядком , утвержденным приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524 .

Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция:

  • направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России.

Одновременно инспекция может сообщить об этом в ИФНС по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности .

Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.

Такой порядок следует из положений пунктов и статьи 105.16, Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746 , от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127 .

Ситуация: какую дату указать в уведомлении о контролируемых сделках по строке 150 «Дата совершения сделки…» раздела 1Б. Стоимость товара изменили после реализации

В строке 150 поставьте дату, на которую вы впервые отразили в бухучете доходы от реализации товара. А в строке 140 - окончательную скорректированную стоимость товара. В каком периоде вы изменили стоимость товара и когда отразили это в бухучете, неважно. Если стоимость товара увеличили после его реализации, отдельно указывать в уведомлении сумму дополнительного дохода и дату его признания в бухучете не надо.

В разделе 1 уведомления указывают доходы по контролируемым сделкам по данным бухучета. В строке 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» раздела 1Б отражают доходы от сделки на основании первичных документов. В строке 150 «Дата совершения сделки…» раздела 1Б ставят дату признания доходов в бухучете. Такие правила установлены в пунктах 5.18 и 5.19 Порядка заполнения, утвержденного приказом ФНС России от 27 июля 2012 № ММВ-7-13/524 .

Раздел 1Б оформляют исходя из согласованных сторонами условий сделки, то есть с учетом всех изменений и дополнений. Как действовать, если стороны изменили цену сделки после реализации, зависит от периода, в котором это произошло.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации ».

  • Скачайте формы

Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки: критерии

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2 , 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемыми Дополнительное условие для признания сделки контролируемой
Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемое
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеют Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3 , 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль:
— зачисляемому в федеральный бюджет — 0%;
— зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673).

Контролируемые сделки: исключения из правил

Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
  • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;

  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.