Проверки фнс заработной платы. Зарплаты налоговиков в россии. Приостановка и продление

10.01.2024 Штрафы

В рамках борьбы с «серыми» зарплатами и прочими нарушениям по НДФЛ и страховым взносам, инспекции практикуют заседания комиссий по легализации. Это делается в соответствии с письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Кому грозит приглашение на «зарплатную» комиссию? И что нужно знать, если это произошло?

В своем письме 17.07.2013 № АС-4-2/12722 Налоговая служба впервые регламентировала работу комиссий по легализации налоговой базы. Порядок распространялся на большинство основных налогов: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые сборы, налоги по спецрежимам, а также земельный, транспортный и имущественный налоги.

Однако в начале этого года ФНС отменила действие правил в отношении многих платежей (письмо от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ ФН). Что же касается НДФЛ и страховых взносов, то правильность формирования налоговой базы и полнота их уплаты по-прежнему остались предметом работы комиссий. А 25 июля 2017 года вышло письмо № ЕД-4-15/14490@, в котором ФНС представила обновленные правила функционирования «зарплатных» комиссий.

Цели и задачи

Основная цель комиссий по легализации налоговой базы - побудить к уплате больше НДФЛ и страховых взносов. Конечно, речь не о добросовестных плательщиках (агентах), а о тех, кто скрывает факты хозяйственной деятельности либо отражает их в учете не полностью, а также подает недостоверную отчетность.

Перед комиссией ставятся определенные задачи. Они сводятся к выявлению фактов нарушения в деятельности организации или предпринимателя, которые связаны:

  • с неоформлением трудовых отношений с работниками;
  • с выплатой «серой» заработной платы;
  • с выплатой зарплаты меньше величины МРОТ или прожиточного минимума;
  • с несвоевременной уплатой НДФЛ и/или страховых взносов;
  • с подачей недостоверной бухгалтерской и/или налоговой отчетности.

Этапы работы комиссии

Проведение непосредственно заседания комиссии с участием налогоплательщика или агента - один из этапов работа налоговых органов по легализации налоговой базы. Ему предшествует такая работа:

  • отбор кандидатов;
  • проведение в их отношении аналитических и контрольных мероприятий;
  • направление им писем, которые должны побудить на самостоятельное решение проблемы: внесение изменений в отчетность, погашение задолженности и так далее.

Если налогоплательщик не принял меры самостоятельно, готовится материал для рассмотрения и проводится заседание комиссии. Но и на этом работа по легализации налоговой базы не заканчивается. После проведения заседания налоговые органы будут отслеживать показатели деятельности лиц, которых приглашали на комиссию. Если нарушения не будут устранены, то могут вызвать на беседу в органы местного самоуправления, а некоторых субъектов - в региональную администрацию.

Как производится отбор

Специалисты налоговой инспекции анализируют имеющиеся в их распоряжении данные относительно деятельности налогоплательщика или агента в части уплаты НДФЛ и страховых взносов. При этом в кандидаты на заседание комиссии рискуют попасть:

  1. Налоговые агенты, которые:
    • имеют задолженности по НДФЛ;
    • снизили объем перечисления налога по сравнению с предыдущим периодом более чем на 10%;
    • платят заработную плату ниже среднего уровня по виду деятельности в данном регионе.
  2. Индивидуальные предприниматели, которые:
    • имеют низкую налоговую нагрузку по НДФЛ;
    • заявили профессиональные вычеты в сумме более 95% от дохода;
    • отразили в декларации по НДС выручку от реализации, а в декларации по 3 НДФЛ - нулевой доход;
    • не подали упомянутые выше декларации за отчетный период.
  3. Плательщики страховых взносов, которые:
    • снизили сумму взносов за отчетный период более чем на 10% при неизменном количестве работников;
    • снизили количество сотрудников более чем на 30% по сравнению с прошлым периодом;
    • имеют задолженность по уплате взносов;
    • в прошлых периодах исчисляли взносы по дополнительному тарифу 6 или 9%, а в отчетном периоде применили иные ставки.
  4. Плательщики, в отношении которых:
    • есть информация от иностранных государств о получении доходов, которые должны облагаться НДФЛ в России;
    • есть информация, полученная из обращений граждан, организаций, контрольных ведомств и иных источников, об имеющихся у них налогооблагаемых доходов.

Этап анализа

Итак, кандидаты отобраны, и теперь сотрудникам налоговой службы предстоит провести анализ их деятельности в разрезе НДФЛ и страховых взносов. Для этого они анализируют самую разную информацию, в том числе:

  • полученную в рамках налоговой проверки согласно статье 93.1 НК РФ;
  • данные из открытых информационных ресурсов, реестров и баз, которые ведутся ФНС;
  • сведения, полученные из интернета и СМИ;
  • сведения от кредитных организаций, а также органов охраны правопорядка, таможенных, лицензирующих, ПФР и прочих фондов, органов муниципальной власти, Центрального банка, Роструда и иных;
  • информацию, содержащуюся в жалобах от имени гражданина и юридических лиц;
  • сведения, предоставленные сотрудниками или акционерами проверяемой организации.

Вся найденная информация используется для анализа по таким направлениям:

  1. Основные учетные данные и прочие сведения, которые дают общую характеристику объекту анализа.
  2. Баланс организации.
  3. Уровень заработной платы и исполнение обязанности по уплате НДФЛ.
  4. Исполнение обязанности уплаты страховых взносов.
  5. Отчетность предпринимателей.

Оценив деятельность субъекта, налоговые специалисты делают выводы об уровне его налогового риска. Если организация или ИП будет отобрана для явки на комиссию, также последует расчет его налоговой нагрузки.

Шанс добровольно закрыть все вопросы

Прежде чем пригласить налогоплательщика или агента в ФНС, ему могут направить информационное письмо с предложением самостоятельно проанализировать свою деятельность в части налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по определению налоговой базы и вычетов. Если субъект попал в поле зрения комиссии из-за задолженности, ее будет предложено погасить. Если же причиной стала искаженная налоговая и бухгалтерская отчетность, у субъекта будет шанс внести в нее изменения.

В письме должны быть изложены факты нарушений, которые были выявлены в ходе предыдущего анализа. А также вопросы, ответы на которые специалисты ФНС хотят получить.

Среди прочего налогоплательщику (агенту) может быть предложено:

  • погасить задолженность;
  • провести самостоятельную оценку рисков (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы исходя из реальных доходов;
  • скорректировать базу по НДФЛ и страховым взносам, уточнив профессиональные вычеты и сумму необлагаемых доходов;
  • представить уточненные декларации и расчеты.

На принятие мер субъекту дается 10 рабочих дней с даты получения письма. Само же письмо должно направляться не позже, чем за месяц до предполагаемой даты заседания комиссии.

В качестве реакции налогоплательщик или агент может уплатить задолженность, представить уточненные документы либо аргументированные пояснения того факта, что нарушений он не допускал и, соответственно, причин вызывать его на комиссию нет.

Вызов на заседание

Если срок истек, а субъект не предпринял должные меры, ИФНС направит ему уведомление о вызове на заседание комиссии. Это может быть сделано разными способами: лично, заказным письмом, в электронном виде по ТКС. В последнем случае получение вызова необходимо подтвердить в течение 6 рабочих дней с даты направления. Иначе ИФНС может заблокировать банковские счета.

Получив уведомление, плательщик (агент) увидит не только точное время и место проведения заседания, но и подробное описание того, зачем его вызывают. Соответственно, стоит продумать линию своего поведения и подготовить документы.

Отправиться на заседание комиссии по легализации налоговой базы может руководить организации или иной ее представитель, действующий на основании доверенности.

Процесс рассмотрения

Единого порядка для проведения заседания нет - в каждом случае оно проходит индивидуально. Однако у приглашенного лица в любом случае должна быть возможность пояснить причины своих нарушений, а также рассказать о том, что он сделал либо планирует сделать для их устранения.

В результате рассмотрения комиссия вынесет рекомендации. Если они связаны с искажением данных учета, будут определены сроки, в которые необходимо их устранить. Помимо погашения задолженности и представления уточненных отчетов/расчетов, субъекту могут рекомендовать принять меры по недопущению подобных нарушений в будущем.

Можно ли не явиться?

Факт отсутствия на заседании приглашенного субъекта будет отражен в протоколе. Если это вызвано уважительными причинами, то заседание могут перенести. Если же нет, то оно состоится и без «ответчика». При этом на нарушителя могут наложить штраф по статье 19.4 КоАП РФ в сумме 500–1000 рублей для гражданина и 2000–4000 рублей - для должностного лица.

Если приглашенное лицо не явилось (не направило своего представителя) и при этом в его деятельности по данным отчетности не намечается позитивных изменений, то в его отношении могут быть приняты иные меры:

  • вызов на комиссию при органах муниципальной власти (или региональной, если речь об унитарных предприятиях или акционерных обществах с участием государственных структур);
  • предпроверочный анализ деятельности;
  • выездная проверка.

После комиссии

Итак, субъект посетил комиссию и получил протокол с рекомендациями. Теперь его деятельность будет под наблюдением налогового органа, который будет отслеживать, есть ли позитивная динамика.

При этом раз в квартал ИФНС будет контролировать:

  • уточненные декларации/расчеты с увеличенными размерами НДФЛ и страховых взносов;
  • динамику погашения задолженностей;
  • динамику численности сотрудников;
  • размер выплачиваемой сотрудникам заработной платы;
  • налоговую нагрузку.

В отношении работодателей-должников и тех, кто выплачивает зарплату ниже минимумов, контроль будет проводиться ежемесячно.

Если будет выявлено, что плательщик либо агент не показывает никакой позитивной динамики и не представил по этому поводу пояснений, то информация о нем будет направлена для проведения предпроверочного анализа. В итоге субъект имеет большие шансы попасть в план выездной налоговой проверки.

В отношении уплаты страховых взносов в 2017 году нужно быть особо внимательным, поскольку теперь эти отчисления контролируют налоговики. В связи с этим ФНС выпустила специальную таблицу показателей, которые говорят об исполнении компанией/ИП обязанностей по исчислению и уплате взносов. Приводим её в нашем материале и рассказываем, как она работает и вообще как поможет самим плательщикам.

Зачем применять

Выделенные в 2017 году ФНС России показатели исполнения платёжной дисциплины по взносам в фонды адресованы не только её территориальным органам. Они отчасти позволяют каждому плательщику сделать самостоятельную проверку уплаты страховых взносов. А это, в свою очередь, позволит предотвратить:

  1. Вызов на комиссию по легализации базы по взносам + НДФЛ.
  2. Назначение выездной проверки организации/предпринимателя.
  3. Начисление пеней и штрафов за неисполнение или неполноценное исполнение обязательств по страховым взносам.

Источники данных

В письме от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 ФНС России, помимо прочего, привела перечень показателей, которые позволяют и налоговикам, и самим плательщикам сделать анализ уплаты страховых взносов в 2017 году и в дальнейшем. Это, в свою очередь, даёт возможность выявить потенциальные и реальные риски.

За основу такого анализа налоговики взяли 4 основных источника:

  1. Расчёт по страховым взносам (утв. приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551).
  2. Сведения из карточки расчётов с бюджетом (КРСБ).
  3. Расчёт по форме 6-НДФЛ.
  4. Сведения о среднесписочной численности персонала за год (утв. приказом ФНС от 29.03.2007 № ММ-3-25/174).

Показатели для анализа

Ниже в таблице показано, какие показатели должны навести на размышления относительно соблюдения требований налогового законодательства об уплате страховых взносов. В 2017 году их состав следующий:

Показатели исчисления и уплаты взносов
Источник Показатель
1 Расчёт по страховым взносам (далее – РСВ) Величина взносов на ОПС по основному тарифу к уплате
2 РСВ Величина взносов на ОПС по пониженному тарифу к уплате
3 Карточка расчётов с бюджетом (далее – КРСБ) Величина взносов на ОПС перечисленная
4 РСВ Величина взносов на ОПС по дополнительным тарифам к уплате
5 КРСБ Величина взносов на ОПС по дополнительным тарифам перечисленная
6 РСВ Величина взносов на дополнительное социальное обеспечение к уплате
7 КРСБ Величина взносов на дополнительное социальное обеспечение перечисленная
8 РСВ Величина взносов на ОМС по основному тарифу к уплате
9 РСВ Величина взносов на ОМС по пониженному тарифу к уплате
10 КРСБ Величина взносов на ОМС перечисленная
11 РСВ Величина взносов на болезни и материнство по основному тарифу к уплате
12 РСВ Величина взносов на болезни и материнство по пониженному тарифу к уплате
13 КРСБ Величина взносов на болезни и материнство перечисленная
14 РСВ Величина выплат, не облагаемых страховыми взносами
15 РСВ и КРСБ Задолженность по уплате взносов. Считают по такой формуле:
(Пункт 1 этой таблицы + п. 3 +п. 5) - (п. 2 + п. 4 +п. 6)
16 РСВ База для расчёта взносов
17 РСВ
18 Расчет по форме 6-НДФЛ Общий размер выплат, исчисленных плательщиком взносов в адрес сотрудников
19 КРСБ и РСВ Общий размер выплат, исчисленных в адрес сотрудников, не учтенный в РСВ для целей взносов. Определяют по формуле:
П. 10 – п. 11 этой таблицы
20 РСВ Количество сотрудников
21 6-НДФЛ Количество сотрудников за отчетный (расчетный) период
22 Сведения о среднесписочном количестве персонала Число работников за год

Довольно часто директор узнает о том, что компания находится в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски» от контрагента, который сам тщательно проверяет партнера или узнал об этом из своего акта налоговой проверки, либо получил требование о предоставлении документов. В базу «Риски» попадают компании, которые по мнению налоговиков могут не заплатить налоги. Узнать о том, есть ли ваша компания в этой базе может только налоговый инспектор. База закрыта для общего доступа. Приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@.

Риск попасть в эту базу выше, если ваш оборот более 100 млн. рублей, кто-то из ваших партнеров не уплатил налоги и у него идет проверка, компания зарегистрирована по массовому адресу.

Вообще налоговики при выездных проверках используют множество различных баз данных. Например, «Однодневки», «Массовый руководитель», «Среднесписочная численность» и так далее. Письмо ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622.

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках
с 2017 года

С 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут
не фонды, а непосредственно налоговики.

Минимальный план по доначислениям при выездной проверке
в 2017 году

На каждую выездную налоговую проверку налоговики имею негласный минимальный план доначислений. Эта общая сумма, которая включает как доначисления, так и штрафы, пени.
План по сумме доначислений налоговики увеличивают каждый год, и 2017 – не исключение.

Какие документы налоговики могут требовать на выездной проверке

Налоговые инспекторы стараются получить как можно больше документов. Четкого перечня документов, которые они могут затребовать нет. С одной стороны, это происходит, потому что налоговики не знакомы с различными спецификами бизнесов. Существует большой список типов и видов документов, и инспектор просит абсолютно все. С другой стороны, часто инспекторы просят документы, сами не зная того, что им нужно. Из разряда: дайте все,
мы там посмотрим.

В большинстве случаев требование на 2-3 страницах со списком документов, которые компания должна подготовить инспектору, неправомерно. Объем запрашиваемых документов зависит
от вида проверки.

В рамках камеральной проверки инспектор вправе потребовать документы, если:

  • в декларации по НДС организация заявила налог к возмещению из бюджета
    (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • компания подала «уточненку» на уменьшение налога или увеличение убытка спустя два года после срока сдачи первоначальной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • в декларации по НДС налоговики обнаружили несоответствия или противоречия
    (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • компания воспользовалась налоговой льготой (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Какие документы инспектор не должен требовать от организации

Инспектор не может запросить документы, которые он может получить от других государственных структур. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.

Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р.

Что ищут налоговики?

Правильнее сказать – ВСЁ. Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль. Теперь будут искать и незадекларированную выручку.

Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.

Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.

Приостановка проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ.

Приостановить могут и камеральную, и выездную налоговую проверки.

Обычно налоговую проверку задерживают:

  • для проведения встречной проверки;
  • для выемки документов;
  • для проведения экспертизы.

Продление проверки

Причин для продления проверки множество. Перечень причин – открытый.

Стандартная выездная проверка длится два месяца. При необходимости этот срок могут увеличить до четырех месяцев. А в исключительных случаях - до шести согласно п. 6
ст. 89 НК РФ.

Почему могут продлить налоговую проверку:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • инспекторы получили от правоохранительных, контролирующих органов или других источников информацию о совершении налогового правонарушения, требующую дополнительной проверки;
  • на территории проверяемой организации произошли пожар, наводнение, затопление и иные обстоятельства непреодолимой силы;
  • у компании есть несколько обособленных подразделений. От числа подразделений зависит срок продления;
  • организация вовремя не представила запрошенные в рамках проверки документы
    (п. 3 ст. 93 НК РФ);
  • иные обстоятельства.

Срок продления проверки зависит от длительности проверяемого периода, количества проверяемых и анализируемых документов, числа налогов и сборов, по которым проводится проверка, количества видов деятельности проверяемой компании и их специфики.

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2019 году

В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2019 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :

В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Ни для кого не является секретом, что работники налоговых инспекций России относятся к категории государственных служащих. Основная задача данного органа – контроль потока финансов в бюджет страны. Налоговики имеют право осуществлять поверки в организациях и предприятиях, выявлять нарушения и наказывать тех, кто пытается скрыть доходы и уклоняется от уплаты налогов. Все эти средства поступают впоследствии в государственную казну, а затем распределяются соответствующими службами на общих основаниях. Миссия налоговой службы является достаточно ответственной. Справиться с данной задачей могут только профессионалы: бухгалтеры и аудиторы.

Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.

Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.

Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.

Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатами .

Усредненный размер оплаты труда (за отработанный месяц) составит 42 тысячи рублей. В 2019 году было запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%. Данное повышение перекроет инфляционный процент, который держится на уровне 5,5%.

Инфляция, согласно данным, предоставленным финансовыми аналитиками, будет находиться в пределах 12%.

Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.

О размерах заработной платы налоговиков

Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

  • работникам федеральной службы – 70 тысяч рублей;
  • сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, то, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

Таким образом, можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 10–11 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует. Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах . Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет. Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2019 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

Ожидать ли повышения зарплат

Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2019 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу. Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2019 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться. Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%. Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2019 году – покажет время.

Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране. Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением. Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2019 году, которая была применена при проведении реформы МВД.

Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.

Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков. На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2019 году могут быть переведены на почасовую оплату. При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.

Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.