Города-государства в древней греции. Города-государства греции Управление полисом в древней греции

06.01.2024 Жкх

Система государственности в Древней Греции была уникальной и нехарактерной для античного мира. Рассмотрим, почему именно греки являются изобретателями демократии.

Полисная система Древней Греции

Несмотря на то, что всю территорию Древней Греции объединяли общий язык, культурные ценности, религия, традиции, искусство, быть и многое другое, что в себя включают социальная, культурная и духовная сферы жизни общества, политически Древняя Греция представляла собой разрозненное государство. Каждый крупный город, именуемый полисом, имел подконтрольную себе территорию, действующие на ней законы, свою систему управления. Именно в греческих полисах находит свое отражение практически достигшая идеалов демократия, когда народ определял власть и политический курс на предстоящее время.

Рис. 1. Карта греческих полисов.

Не во всех городах Греции власть была выборной. Например, в Спарте власть принадлежала сразу двум царям, которые и осуществляли управление городом.

Классический город-государство в Древней Греции включал в себя не только населенный пункт, но и окрестные пашни, пастбища, а также более мелкие поселения. В каждом городе-государстве жили граждане полиса, обладающие правом голоса, свободные чужеземцы и рабы. Полис в Древней Греции был центром ремесла и торговли, центром сосредоточения ресурсов и формирования политических и социальных институтов.

В некоторых полисах число свободных граждан было меньше, чем чужеземцев или рабов.

Размеры полисов были различны. Наибольшую площадь занимала Спарта (8400 кв. км), у которой Лакония была исторической областью, а позже была присоединена Мессения. Аттика со столицей в Афинах, владеющая островами Саламин и Ороп, имела 2650 кв. км. Размер прочих областей как правило не превышал 1000 кв. км.

Рис. 2. Воин-спартанец.

В полисной системе заметны некоторые зачатки специализации районов. В некоторых полисах не хватало скота, в других - пшеницы. Наибольший урожай хлеба собирался на афинской, элевсинской и марафонской равнинах. В Беотии скотоводство и рыболовство пользовались успехом.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Всего же в Древней Греции было несколько крупных и полисов, которые играли значимую роль в политических играх греческих архонтов-правителей. Это, прежде всего, Афины и Спарта. Но немалую роль в жизни греков играли Фивы и Микены, Коринф и Дельфы.

Колонизаторская деятельность полисов

Известна колонизаторская деятельность греков в античные времена. Имея быстрые и крепкие суда, они бороздили просторы Средиземного моря. Греческие колонии были основаны в Крыму и на Кавказе, на побережье Киренаики и Южной Италии, в Испании и Малой Азии. На берегах пролива Босфор была основана колония-город Византий, на месте которого через тысячи лет будет и поныне стоять Константинополь (Стамбул).

Первая волна колонизации была вызвана ростом рождаемости. Грекам в Греции попросту не хватало места на полуострове. Люди искали лучшей жизни в других, неосвоенных землях.

Рис. 3. Карта греческих колоний.

Вторая волна произошла из-за вторжения в Грецию племен дорийцев, которые вытеснили часть коренного населения.

Что мы узнали?

Греческие полисы в античное время оказались островком демократии в окружающих Балканы монархических государствах. В полисах тысячи лет назад прошел первый опыт народной власти, который обрел широкую популярность в настоящее время.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 282.

В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами. Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения. Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:

  • единые права собственности для всех членов общины;
  • власть в руках совета старейшин;
  • гражданами могли быть только члены общины, а иноземцы и рабы не имели права участия в социальной и политической жизни.

К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии. Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко. Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень. Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.

Полисы Греции

Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:

  • Спарта - 8400 км2;
  • Аттика - 2650 км2;
  • Коринф - 880 км2;
  • Самос - 470 км2;
  • Эгина - 85 км2.

Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании - Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22. Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.
В число крупнейших городов-государств Греции входили:

  1. Афины.
  2. Спарта.
  3. Милет.
  4. Коринф.
  5. Фивы.
  6. Олимпия.
  7. Хиос.
  8. Сиракузы.
  9. Микены.
  10. Дельфы.

Афины - главный город во все времена

Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.


В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями. Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот». Оба органа власти избирались жеребьевкой - все отдавалось на решение судьбы.

Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин. Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод. На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.

В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.

Спарта - военное образование со строгими правилами

Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:

  • власть номинально правящих царей была минимальной;
  • во главе стоял совет старейшин;
  • реальной властью обладала сходка высших военных чинов.

Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.

Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.

Милет - жемчужина Ионии

Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры. Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору - одним из наиболее известных в древнем мире тиранов. В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.


Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».

Коринф - входил в тройку ведущих полисов

Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении. В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение. Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.


Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора - рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите. Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу. Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.

Фивы - знамениты по многочисленным мифам

Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.


Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив. Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию. Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира - царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.

Олимпия - родина Олимпийских игр

Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра. В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса - верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.


Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая - царя Писы - в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых. Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц. Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.

В честь событий древности в Олимпии изначально проводились лишь состязания колесниц. Позже дисциплины пополнились гимнастикой, силовыми упражнениями, бегом - именно на стадионе Олимпии была создана эталонная марафонская дистанция, а также другими соревнованиями. За полгода до их начала из Олимпии по всей Греции разбегались гонцы, которые информировали и искали участников: убить гонца или спортсмена считалось тяжким грехом, потому практически всегда на время игр и подготовки в ним по всему региону сворачивались военные действия. Именно этот фактор и лег в основу философии современного олимпийского движения, пропагандирующего мирное соперничество спортсменов и аполитичность игр.

Государство и право античного мира

Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу-точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, неграждане Афинского полиса.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды . Управ-лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра-тов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари-стократией и демосом, добивавшимся уравнивания в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

Во времена классического периода происходит расцвет древне-греческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид-ских войнах (500 - 449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский морской Союз. Была уч-реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ-ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо-дов - - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак-тически превратился в афинскую морскую державу - - архе, которую часто характеризуют как античную конфедерацию.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут-риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра-бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала народному собранию (эклессии), исполнительная - Совету пятисот и магистра-там , основное судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе ), вы-бираемых из граждан старше 30-ти лет по жребию.

За исполнение государственных обя-занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ-ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные полисы. Таким образом, благополучие афинских граждан бази-ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе-ления союзных городов.

Так называемый Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он был победным для греков и прекра-тил греко-персидские войны.

Первый Афинский морской союз вы-полнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе-лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки и господствовала арис-тократия.

Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции после поражения в Пелопонесской войне.

Новая обстановка после прихода дорийцев значительно оживила родовые отношения, повысились значение и авторитет общины. Одновременно начался процесс классообразования. Его своеобразие в том, что он проходил в рамках античного полиса, этого уникального феномена обществен-ной структуры древнего мира. Попытаемся выяснить, что же представлял собой как вид зарождающейся государственности дорийцев полис и каков был статус общин-ников?

Древнегреческий полис как ядро классической цивилизации, как часть гражданской общины имел свои признаки и свойства. Его хозяйственную основу составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, там, вероятно, стояла крепость. Близ нее располагался рынок, торжище, место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. Верхняя часть города называлась акрополем.

По Аристотелю , полис - конечный результат развития семьи, селе-ния, их объединения. Полис - это политическое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивали за свой счет литургию. Гражданское единство демократиче-ского полиса основывалось на согласии и формальном равенстве его чле-нов. В это понятие входило равенство граждан перед законом (исономия) и свобода слова для каждого (исегория).

Население полиса было малочисленным, редко превышало десять ты-сяч человек. В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти все государство, а граждане полиса знали всех в лицо. Чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Полис мог выжить лишь при не-большом населении и ограниченной территории (сх. 7).

По внешним признакам полис казался почти идеальной общиной равных, но при внимательном анализе обнаруживалось, что полис - это не просто большая община. Это был весьма устойчивый политический и социальный организм - основа античного общества, иначе трудно понять причину его живучести на протяжении многих столетий. Многие свойства и традиции родового строя, военной демократии сохранялись на первой стадии классового общества до утверждения рабовладельческих порядков.

Все граждане полиса в лице глав семей имели право на участок земли, в принципе размер его был равен для всех. Частное владение землей в Греции было известно еще во времена Гомера . Земля делилась на две категории: полисную (общинную) и частную.

Античная форма земельной собственности выступает в двойствен-ной, противоречивой форме:

а) как собственность полиса, поэтому продать или подарить землю можно только гражданину данного полиса, и одновременно

б) как собственность частная.

Полис запрещал чужакам, иностранцам, доступ к земельной собственности; община следила за сделками по поводу зе-мельных наделов, утверждала земельный максимум, контролировала справедливость и обоснованность получения земли по наследству, а при отсутствии наследников забирала в свой фонд выморочные земли и т. д. Утрата участка земли подрывала социальный престиж общинника. Тем не менее обычаи и традиции полиса не мешали знати, аристократам закабалять общинников-крестьян, присваивать их участки земли. Однако самозаклад должника не стал в Аттике повсеместным явлением, а рефор-мы Солона его запретили (табл. 6).

Таблица 6.

Общественное сознание осуждало нищету, разорение своих сограж-дан так же, как и чрезмерное обогащение. В случае нужды общинник мог рассчитывать на поддержку соплеменников.

Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан, независимо от их социального и материального положения. Фактически внутри его шла жестокая борьба между демосом и эвпатри-дами. К полноправным членам полиса относились домовладыки и те, кто призывался в ополчение. Важная функция полиса - - поддержание граж-данского мира внутри общины.

Стабильность полиса достигалась установ-лением максимума земельного надела, ограничениями купли-продажи земли, дополнительными обложениями богатых граждан (например, литургия). Эти меры имели своей целью не допустить ослабления спло-ченности гражданского коллектива; сохранить слой свободных про-изводителей как собственников средств производства и орудий труда. Мел-кие и средние крестьяне - - главная социальная опора полиса. С другой стороны, богатые граждане имели приоритет при занятии многих долж-ностей в полисе.

Итак, наличие земельного надела, а позднее - определенного дохода с земельного участка было главным условием обладания политическими и гражданскими правами. К ним относились: право участвовать в работе народного собрания; избирать должностных лиц и контролировать их дея-тельность; призываться к отправлению правосудия. Гражданин был обязан служить в ополчении, в вооруженных силах полиса. Главную силу опол-чения составляли те, кто заседал в народном собрании. Совпадение поли-тической и военной организации было своеобразной формой, в которой шел процесс формирования рабовладельческого государства, что созда-вало прочные предпосылки для демократического пути развития государ-ства-полиса.

Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла. Предполагают, что Эфиальт был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности его избрание на должность стратега. В этой роли ему удалось провести ряд законов направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над его коррумпированными членами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) в (462 г. до н.э.).

Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.

Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы с жалобой на уходящего в отставку магистрата.

Последний рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю. Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. Однако, знатные и богатые люди не хотели расставаться с определенными привилегиями и льготами, что вызвало их ожесточенное сопротивление новациями. Проявлением этой борьбы явилось в частности покушение на Эфиальта, организованное, как предполагают историки, сторонниками олигархических традиций.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых - требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444-429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия. Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц.

Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов: как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.

Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были афинянами.

Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос. Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.

В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.

Попытки знати, аристократии изменить направление полисной организации в сторону деспотии были обречены на неудачу.

Общественный строй Древних Афин

Полноправными афинскими гражданамиявлялись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Это изображено на схеме 8.

Гражданская правоспособность наступала у мужчин с 18 лет и предполагала наличие у гражданина оп-ределенных прав и обязанностей.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За пре-ступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литур-гию, отчасти ограничивавшую безраздельность их частной собственности.

К метэкам (не гражданам) относились чужеземцы, постоянно проживавшие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо-бая подать, они привлекались к военной службе, несли и другие повин-ности.

Ставший вольноотпущенником раб приравнивался по своему положению к метэкам (сх. 9).

В Афинах очень широко использовался рабский труд - в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников античного рабства служила долговая зависимость, посколь-ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой, а также свободой членов своей семьи.

Характерно, что рабы в Афинах разделялись на частных и государственных. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось ограниченное право при-обретать собственность и распоряжаться ею.

Государственное устройство Афин можно охарактеризовать как политическую организацию свободных граждан, обеспечивавшую защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок-ратическую республику, в которой афинские граждане-мужчины пользовались рав-ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме-щение государственных должностей строилось на принципах вы-борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, первоначальной безвозмезднос-ти.

Основными органами власти и управления Афинского государства являлись:

· народное собрание;

· Совет пятисот;

· гелиэя;

· коллегия стратегов;

· коллегия архонтов.

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА

Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения является появление полиса. Если в начале периода архаики Греция была страной первобытных, слабо развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных сельских общин, то к концу этого периода она создала государственность и стала страной полисов. Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация.

В исторической литературе полис чаще всего определяют как «город-государство». Это толкование можно признать верным с одной существенной оговоркой: в связи с полисом и понятие «город», и понятие «государство» следует трактовать исключительно в «античном» смысле. Слово «полис» по-древнегречески действительно означает «город», но не как «комплекс зданий, улиц, оборонительных сооружений и т. п.», а как «совокупность его свободных полноправных жителей – граждан». Античные авторы под словом «полис» прежде всего подразумевали городскую гражданскую общину. В то же время слово «полис» (и родственный ему термин «политая») означает также и государство, но опять же не в смысле некой территории, находящейся под управлением определенной суверенной власти, а в том же смысле гражданского коллектива, осуществляющего своими силами управление принадлежащей ему территорией. Для древних греков полис, покинутый своими гражданами, уже не мог считаться таковым: это поселение не было больше ни городом, ни государством. Но в то же время, скажем, войско в походе могло в некоторых ситуациях конституировать себя в качестве полиса, поскольку оно являлось коллективом граждан, хотя и не располагало в данный момент какой-либо территорией, не говоря уже о городских постройках.

Таким образом, понятие «полис» нельзя безоговорочно приравнивать ни к понятию «город», ни к понятию «государство». Так, существовали полисы, в которых имелись два или более городских центра (хотя один из них обязательно выделялся, играя роль столицы). Встречались (но достаточно редко) и полисы, вообще не имевшие городского центра; именно таким был, в частности, полис Спарта или фокидийский полис Понопий, который никто не называл городом. И все же, несмотря на отдельные недостатки, определение полиса как городской гражданской общины, конституирующей себя в качестве государства, представляется наиболее предпочтительным перед термином «город-государство», поскольку роль гражданского коллектива была основополагающей для полисного типа государственности.

Впрочем, кроме граждан, на территории полиса жили и лица, не пользовавшиеся гражданскими правами (рабы, переселившиеся в полис чужеземцы, женщины и т. п.). Они были членами общества, но в состав гражданской общины, в состав полиса как такового не входили.

Категория «гражданин» (в противовес категории «подданный», издавна существовавшей на Древнем Востоке) имела ключевое значение для всего бытия полиса. Гражданин был наделен совокупностью неотъемлемых прав и обязанностей, причем фактически каждое из его прав являлось одновременно и обязанностью. Для того чтобы быть гражданином, человек должен был обладать определенной совокупностью необходимых характеристик. Прежде всего он должен был быть лично свободным. После того как полисный тип социально-политического устройства сформировался в своем окончательном виде, понятия «гражданин» и «раб» стали несовместимы. Далее, гражданином греческого полиса мог стать только мужчина: полисная цивилизация была построена на главенстве мужской части населения. Женщины не имели не только политических, но и вообще никаких (в том числе имущественных) гражданских прав.

Статус человека в докапиталистических обществах прежде всего определялся отношением к земельной собственности. Не являлась исключением и античная Греция. Человек считался полноправным гражданином постольку, поскольку он обладал земельной собственностью. Эти два статуса были, как правило, неотъемлемы друг от друга: только гражданин является землевладельцем и только землевладелец может быть гражданином. Земельная собственность в полисе существовала одновременно в двух формах – государственной и частной, причем государственная собственность выступала первичной по отношению к частной.

Гражданина, т. е. коллективного собственника государственной земли, гражданская община наделяла индивидуальным земельным участком на правах частной собственности, которым мужчина имел право распоряжаться по своему усмотрению. Он оставался землевладельцем, даже если по какой-либо причине терял свой надел, так как статус гражданина обеспечивал ему право на общественную, государственную землю, на которой располагались сдававшиеся в аренду леса, пастбища, рудники и т. д. и от эксплуатации которой каждый гражданин получал свою долю дохода. В античном полисе политический коллектив граждан являлся в то же время коллективом земельных собственников. Лично свободный, но не являвшийся гражданином житель полиса никогда не мог получить в собственность земельный надел, а вместе с этим и права гражданина.

Таким образом, именно община, т. е. коллектив граждан полиса, была владельцем всей земли в государстве. Такая форма собственности, при которой право собственности на основное средство производства (а именно таковым была земля в античную эпоху) в его государственной (общественной) и частной формах обусловливалось статусом гражданина и контролировалось гражданской общиной, называется античной формой собственности. Следует сказать, что этой двуединой форме собственности присуща некоторая противоречивость. Ведь гражданин полиса являлся хозяином своей земли, и его частное право на землю было неотъемлемым лишь до тех пор, пока он оставался гражданином. Коль скоро частный собственник утрачивал гражданские права (например, по приговору суда за определенные преступления), полис на вполне законном основании лишал члена общины принадлежавшего ему надела.

Характерной особенностью полиса было то, что все его граждане имели право принимать участие в управлении государством. Именно гражданский коллектив в форме народного собрания осуществлял – реально или номинально – высшую власть в полисе. Полисная государственность не предусматривала существования особых органов власти. Полисы были государствами без бюрократии, а все магистраты (т. е. должностные лица) выбирались гражданами путем голосования (или с помощью жребия, выбор которого считался проявлением воли богов). Гражданин полиса мог с полным основанием сказать о себе то, что в XVIII в. заявил французский король Людовик XIV: «Государство – это я!» Но при этом гражданин полиса являлся представителем государства не сам по себе, а лишь в составе гражданского коллектива. Таким образом, в греческом полисе впервые в мировой истории сформировалась республиканская государственность, при которой общество и государство не отделены друг от друга, а представляют собой единое целое.

Гражданин был обязан участвовать в военных мероприятиях полиса, т. е. быть членом ее военной организации. Собственно, армия полиса представляла собой ополчение граждан – земельных собственников. При этом воинская повинность, связанная с необходимостью защищать свободу и целостность полиса, его государственность и законы, а также собственность членов гражданской общины, одновременно являлась не только обязанностью гражданина, но и его правом, поскольку она также была одним из критериев гражданского статуса. Лица, не входившие в гражданский коллектив, привлекались в войско лишь в случае самой крайней необходимости.

Таким образом, в античной Греции понятия «гражданин», «член народного собрания», «носитель высшей власти», «член полисного ополчения» и «земельный собственник» были неразрывно связаны. Все граждане были равны перед законом, каждому полис гарантировал личную свободу. Это вело к проявлению в целом ряде полисов эгалитарных (т. е. уравнительных) тенденций, что закономерно в условиях коллективного управления государством. Так, для поддержания равенства в коллективе наиболее богатые знатные граждане зачастую были вынуждены в интересах общества нести наибольшие затраты. Справедливости ради, следует сказать, что в эпоху расцвета полиса эти требования полисной жизни встречались представителями элиты с пониманием.

Естественно, что в силу своего устройства греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и населению. Так, Спарта (крупнейший в территориальном отношении полис греческого мира), включая завоеванную спартанцами Мессению, имела площадь 8400 квадратных километров и население 200-300 тысяч человек, афинский полис – соответственно 2500 квадратных километров и 250-350 тысяч человек. Но такие крупные полисы были скорее исключениями. Территория большей части полисов не превышала 200 квадратных километров, а население – 10 тысяч человек. Были и совсем маленькие полисы с территорией 30-40 квадратных километров, на которой жили несколько сот человек. Таким образом, типичный полис был крошечным государством, состоявшим из города (или городка) и сельской округи. Большинство жителей такого полиса, который можно было обойти за несколько часов, знали друг друга в лицо.

Город был центром, столицей полиса, зачастую (хотя далеко не всегда) в нем проживало более половины населения государства. Однако город еще не был противопоставлен деревне. Греческое полисное общество принципиально отлично от обществ многих других эпох, когда город являлся средоточием деятельности только торговцев и ремесленников, ведущих специфический городской образ жизни, а крестьянство населяло исключительно сельскую местность. Практически в любом городе Эллады весьма значительную, а порой и преобладающую часть жителей составляли те же крестьяне, ежедневно отправлявшиеся из города на свои земельные участки на хоре. Таким образом, каждый член гражданского коллектива, чем бы он ни занимался (он мог быть, например, владельцем ремесленной мастерской, крупным оптовым торговцем, профессиональным политиком), одновременно являлся землевладельцем (по крайней мере, владел долей общественной земли). А для большинства граждан участок земли был, несомненно, главным средством существования.

Основные характеристики полиса в определенной степени присущи полису «идеальному». Безусловно, при наличии общих тенденций историческое развитие конкретных, реально существовавших полисов имело свои особенности.

Источники

Поскольку архаическая эпоха менее, чем последующие, освещена в трудах древних авторов, большое внимание закономерно привлекают к себе дошедшие от этих времен вещественные памятники, полученные в ходе археологических раскопок. Важные сведения для науки дали систематические исследования историками архаических построек Афин (остатки древнейших храмов Акрополя, ранние сооружения общественного назначения на Агоре), культовых комплексов крупнейших святилищ в Элладе (Дельфы, Олимпия). Очень важные результаты принесло изучение территорий тех полисов, которые были разрушены еще в эпоху архаики и с тех пор не восстанавливались: старой Смирны в Малой Азии, Эмпориона на острове Хиос и др. Так как там древнейшие слои сохранились в неприкосновенности, без позднейших вкраплений, это значительно облегчает их анализ.

Данные эпиграфики для архаической эпохи не имеют большого значения, поскольку письменность появилась лишь недавно и количество надписей было еще невелико. Однако самые ранние греческие надписи чрезвычайно интересны уже в силу их редкости и уникальности. Среди архаических эпиграфических памятников – тексты законов (так, в законе VI в. до н. э. с острова Хиос содержатся упоминания о государственных органах демократического характера), договоры между полисами, списки должностных лиц, а также надписи частного характера. Например, в 591 г. до н. э. греческие воины-наемники на египетской службе во время одного из походов, развлекаясь, начертали на ноге колоссальной статуи Рамсеса II в Южном Египте свои имена. Но и эти немногочисленные свидетельства в совокупности с источниками других типов позволяют ярче увидеть конкретные реалии той эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

КРИЗИС ПОЛИСА Кризис полиса - тема, в сущности, историографии новейшего времени. Главный признак кризиса писавшие о нем ученые видели в процессе обезземеливания крестьянства и концентрации земельной собственности, которые имели своим последствием замену свободного

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава XVI. Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 17 Кризис классического греческого полиса КОРИНФСКАЯ ВОЙНА И АНТАЛКИДОВ МИР С окончанием Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) как бы перевернулась страница в истории Древней Греции. IV век до н. э. стал эпохой, во многом отличной от предшествующего столетия. Высшая

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Начавшийся после Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) кризис классического полиса представляет собой чрезвычайно сложное и многозначное явление. Он определял собой все развитие греческого общества в это столетие. Не случайно в

Из книги Эллинистическая цивилизация автора Шаму Франсуа

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Глава I Формирование спартанского полиса

автора

Становление Афинского полиса Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Становление римского полиса Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

От полиса к империи Конец IV - начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и

автора

Рождение греческого полиса, его характерные особенности Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Спарта как тип полиса Древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени завершения дорийского завоевания. Племена дорийцев осели на

Из книги История экономики: конспект лекций автора Щербина Лидия Владимировна

2. Хозяйство афинского полиса Это хозяйство, отличавшееся небольшими сельскохозяйственными площадями, но довольно высокой плотностью населения, представляет собой тип промышленной рабовладельческой экономики.Афинам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса Так называемый архаический период, охватывающий VIII- VI вв. до н. э., является началом нового важного этапа в истории древней Греции. За эти три столетия, т. с. за сравнительно короткий

автора

Характерные особенности греческого полиса Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Кризис греческого классического полиса С конца V века до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы Греции, так как рабство продолжает развиваться на фоне прогрессивного развития экономики и межполисной

Вопросы:

1. Полисы Древней Греции.

2. Спарта.

3. Афины.

Полисы Древней Греции.

Первые государства в Греции появляются в 3-м тысячелетии до н.э. Уже к 2200г. выделяются государства на о. Крит: Кносс , Маллия, Фест. Здешние вожди раньше других становятся царями (басилеями ). С конца 2-го тыс. начинается упадок критского царства и возвышение Микен. Еще в 1-й трети 2-го тыс. до н.э., ряд ахейских племен создал раннеклассовое государство в виде царств, возглавляемых ванактами . Остальные эллинские племена, благодаря тому, что основную роль в их общественном строе продолжали играть общинные установления, вступили на путь формирования государства, минуя монархическое правление. Так появляются полисы .

Первый полис – это небольшое государство с единственным городом – центром политической религиозной и культурной жизни. Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, куда входили все городские и сельские поселения, пахотные и садовые земли, рудники и каменоломни. Рабы – собственность полиса. Обычно территория полиса была небольшой. Самый обширный полис – Спарта (8400 кв.км). Аттика – 2550 кв.км. Все граждане, живущие как в самом городе, так и на своих земельных владениях или в поселках на его сельской территории, являлись жителями полиса и назывались по его имени. Гражданами полисной общины являлись только местные уроженцы, владевшие земельными участками.

Аристократическое руководство архаичных полисов всегда сопротивлялось записи законов, т.к. именно аристократическая верхушка сосредоточивала в своих руках высшие управленческие функции, опиравшиеся на жреческую прослойку. Запись законов сама по себе являлась результатом социально-экономического развития, выдвигавшего те рабовладельческие группы, что не обязательно были аристократами. Эти новые группы в той или иной степени ограничивали господство аристократии или добивались уравнения с ней в правах, что и фиксировалось в писаном законодательстве .

Спарта.

Древняя Спарта известна, прежде всего, по периоду Троянской войны (1240г. до н.э.) Дорийское завоевание 12в. до н.э. привело к захвату пришельцами Пелопоннеса. Именно дорийцы основали новую Спарту, имевшую общего со старой только название. Во время Мессенских войн окончательно оформилось спартанское государство как государство рабовладельческой аристократии, по-военному организованное во имя обеспечения эксплуатации покоренного населения Лаконии (ахейцы) и Мессении (дорийцы).

Полноправными гражданами Спарты считались только сами спартанцы. В период завоевания Лаконии покоренное население получило наименование илотов , которые считались собственностью всей Спарты – аристократической «общины равных» , как называли свою основанную на безудержном рабстве корпорацию спартиаты. Часть покоренного населения, проживавшая в наименее плодородной местности, не была обращена в илотов – периэки , занимались торговлей и ремеслами, т.к. сами спартиаты занимались лишь одним видом деятельности – военной службой. Каждый спартиат в обязательном порядке должен был входить в группу, обедавшую сообща (фидития ), члены которой обладали политическими правами.

Спартанское государство в своей организации сохраняло пережитки военной демократии. Аристотель полагал, что государственный строй Спарты был устроен по образцу древнего критского строя, созданного легендарным царем Миносом. Существующая организация государства и общества приписывалась одному лицу – легендарному царскому опекуну Ликургу , который якобы в свое время даже встречался с Гомером. По имени легендарного законодателя, спартанское право называлось «Ликурговыми законами» .

Военно-государственная организация Спарты возглавлялась двумя царями (архагетами), из дорийской и ахейской династии. Цари сохранили за собой высшие жреческие и частично судебные функции. Цари входили в состав совета старейшин (герусию), являвшуюся высшим органом власти в Спарте. Герусия состояла из 28 избиравшихся пожизненно старейшин (геронтов) в возрасте не моложе 60 лет, и 2 царей в возрасте не моложе 30 лет, или их опекунов. Высшая формальная власть принадлежала народному собранию (апелла ) – воины с 30-летнего возраста. Но апелла не имела права обсуждать вопросы, подготовленные герусией, а могла лишь голосовать за или против. Высший исполнительный орган власти – коллегия 5 эфоров , появившаяся в свое время как орган контроля над герусией и царями, вследствие роста социальных противоречий в спартанском государстве. Эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на 1 год, и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить любого спартиата, в т.ч. геронтов и царей.

Афины.

Из всех греческих полисов наивысшего уровня хозяйственного, политического и культурного развития достигли Афины. Легенда о подвиге Тесея , легендарного басилея – создателя Афинского государства, говорит, что критянам удалось подчинить себе Аттику, наиболее слабую область Эллады в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э. В архаический период население Аттики делилось на 4 филы (племени), делившиеся на фратрии и роды. В это время выделяется привилегированный слой родовой знати – эвпатриды , в то время как прочие свободные граждане получили наименование демоса – народа.

Верховным органом управления являлось народное собрание – экклесия . Реальная власть сосредоточивалась в руках совета старейшин – ареопаге , члены которого состояли из родовой знати. Ареопаг был высшим контролирующим и судебным органом, сосредоточившим в своих руках управление государством после упразднения института басилеев (около 8в. до н.э.). После изгнания басилея, из среды эвпатридов стали избираться высшие должностные лица – архонты , получившие исполнительную власть. Первоначально должности архонтов были пожизненными, затем – на 10 лет и, наконец, на 1 год. Из числа архонтов, отслуживших свой срок, пополнялся ареопаг.

Государственные реформы в Греции наглядно отражают процесс становления наиболее совершенной рабовладельческой демократии Древнего мира, равно как и эволюцию демократического законодательства. В 621г. архонт Драконт записал первые законы, дошедшие до нас лишь в отрывках. «Драконовы законы» запрещали кровную месть, утверждали частную собственность, вводили смертную казнь почти за любое нарушение частной собственности (кража овощей). Но они уменьшили коллективную поруку за преступления, впервые определив принцип индивидуальной ответственности. В связи с высокой суровостью норм эти законы были отменены уже спустя 30 лет. В 594г. архонт Солон провел ряд реформ:

Сисахфия (стряхивание бремени) – отмена долгов (снятие долговых камней с заложенных за долги земельных участков бедноты),

Запрет гарантии долга личностью должника, и продажа гражданина в рабство за долги,

Реформирование государственной системы: Совет 400 (буле) : 400 представителей, избираемых по родовым филам, где каждая из 4 фил посылала 100 представителей. Это – главный совещательный орган, подготовлявший решения народного собрания.Экклесия избирала высших должностных лиц и заслушивала их отчеты. Введение суда присяжных – гелиэя .

С 509г. до н.э. в Афинах проводились реформы архонта Клисфена :

- Совет Пятисот : по 50 чел. от каждой филы,

- Коллегия 10 стратегов во главе армии. Стратеги избирались по 1 от каждой филы,

- остракизм : каждой весной специальное собрание устанавливало людей, опасных для существующего строя.

После победы в Греко-персидских войнах 6в. до н.э., были проведены реформы Перикла, долгое время занимавшего пост 1-го стратега (444-429гг.), чей период руководства считается временем расцвета афинской демократии:

Гелиэя (6000 чел.) ежегодно избиралась по жребию из всех 4 разрядов,

Выбор должностных лиц осуществлялся не голосованием, а жребием, кроме стратегов и казначеев,

Верховным органом власти окончательно стала экклесия, куда входили все граждане-мужчины с 20 лет, без цензовых ограничений. Каждый гражданин имел право внести в народное собрание законопроект и возбудить любой вопрос,

- принятие закона проходило 4 стадии: 1.внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин, 2.предварительное рассмотрение Советом 500, 3.принятие законопроекта народным собранием. 4.утверждение закона гелиэей.