Командно-административная система управления. История и современность Традиционная экономическая система

15.01.2024 Жкх

Тема 4. Типология экономических систем и тип российской экономики

Можно выделить четыре основных типа хозяйственных систем:

· традиционная экономика (присуща так называемым "развивающимся" странам - Афганистан, Бангладеш, Пакистан),;

· командно-административная экономика (в настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам)

· рыночная экономика (в чистом виде не имеет реальных примеров);

· смешанная экономика (Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т. д).

Типы экономических систем различаются по следующим основным параметрам:

· Преобладающая форма собственности: частная или государственная;

· Роль государства в экономике

· Главенство интересов общества или определенного социаль­ного слоя,

· Степень экономической свободы выбора субъектов экономики;

· Основа принятия решений «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить

· Главный мотив экономической деятельности

Традиционная многоукладная экономика.

Она называется традиционной потому, что главные проблемы экономики – «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решается на основе традиций и обычаев. На них же основывается и распределение ресурсов и материальных благ

Преобладающей формой собственности является коллективная (земля и капитал – основные факторы производства - принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании). Такая экономика может быть основана на государственной собственности (например, экономики древнего Китая, Египта).

Главным мотивом к производству является удовлетворение общественных потребностей.

В производстве доминируют экстенсивные трудоемкие технологии, используются простейшие орудия труда. Темпы роста экономики низки или отсутствуют совсем. Экономика многоукладная. Сегодня включает такие основные сегменты, как:

· натурально-общинное производство (оно занимает ведущие позиции),

· мелкотоварное производство крестьянских и ремес­ленных домохозяйств,

· производство на основе иностранного капитала.

Экономика вторична, встроена в систему социальных отношений, является их стороной. Т.е экономические цели поведения субъектов вторичны по отношению к социальным целям (статус, уважение и т.д).

Отсюда важность социальных связей и институтов в организации экономической деятельности. Сохраняется главенство интересов родоплеменных общин или кланов.

Роль государства в такой экономике огромна. Без него невозможно обеспечение единой стратегии развития страны как единого целого. Ремес­ленники, крестьяне, вожди племен не имеют для этого ресурсов, ино­странный капитал - интереса. Их цели разноплановы и трудно сводимы к какой-либо общей основе.

В царской России традиционная экономическая система была преобладающей вплоть до середины 19 века. Для нее были характерны:

· труд крепостных крестьян и рабочих, которые тоже были крепостными,

· общинное земледелие,

· натуральное хозяйство и промысловая деятельность крестьян

· наличие ремесленного и мелкотоварного производства.

Традиционная система играла существенную роль до начала 20 века. Только в конце 19 века стали получать распространение элементы рыночной системы, во многом под влиянием Столыпинских реформ.

Сегодня традиционная экономика присутствует в РФ фрагментарно (народы севера, частично личное подсобное хозяйство, производство продуктов нац. творчества и т.п.). Около 45% сельского и лесного х-ва, 10% рыболовства и рыбоводства, 7% строительства, 15% торговли, ремонта транспортных средств и бытовой техники, 27% гостиниц и ресторанов – продукция домашних хозяйств, производство которой во многом носит традиционный характер.

Командно-административная система

Данная система достаточно эффективна на исторически коротких отрезках времени при решении задач ускоренного догоняющего экономического развития и необходи­мости концентрации крайне ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях.

Специфика такой системы:

· экономика базируется на господстве общественной (государственной) собственности на практически все экономические ресурсы (обычно кроме трудового фактора).

· использование ресурсов контролируется государством посредством административных механизмов.

· «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решает государство. Выбор принимает форму централизованно планирования и базируется на приоритете общественных интересов, которые формулирует властная группа

· план регламентирует основные параметры производства и связи и является законом

· выполнение плана является главным мотивом поведения. Экономия же ресурсов и рост их отдачи как основополагающий мотив экономического поведения отходит на второй план

По мере роста объема и динамично изменяющейся структуры производства эффективность системы снижается. Ошибки централизованного планирования становятся все более существенными. Возникают хронические проблемы, в числе которых:

· проблема дефицита всех видов ресурсов и большинства производимых благ

· проблема диспропорциональности экономики

· проблема экономической власти товаропроизводителя, а не потребителя, что подавляет заинтересованность в инновациях, в росте эффективности и в производстве качественных продуктов.

· проблема отвлечения ресурсов ввиду того, что предприятия вынуждены создавать сверхнормативные за­пасы ресурсов для исправления ошибок при планировании распределения ресурсов и на случай нарушения условий запланированных их поставок.

В России командно-административная система доминировала в ХХ веке почти 70 лет. На последних этапах ее существования произошло полное размывание института общественной собственности. Центральный управленческий аппарат перестал даже приблизительно правильно определять общественные интересы, подменив их на ведомственные.

Управляющий аппарат на более низких уровнях стал считать общественную собственность ничьей, бесхозной и постарался создать механизм личного присвоения результатов ее применения.

Рыночная экономика

Она предполагает:

· преобладание частной собственности;

· главенство личных интересов (отождествляемых с максимизацией личной полезности) как мотива поведения;

· личная экономическая свобода выбора;

· конкуренция как основной механизм координации (определения цен на блага и факторы производства) и поддержания пропорций.

Наиболее эффективно механизм рыночного саморегулирования про­является на микроуровне экономики. Здесь ры­ночные приоритеты и индивидуальный стимул товаропроизводителя практически совпадают.

Достаточно эффективное рыночное регулирование экономических процессов на макроуровне возможно лишь при определенных условиях:

· наличия развитой конку­ренции между товаропроизводителями;

· невысоких темпах роста и сохранении значительной инерционности сложившегося соотноше­ния спроса и предложения;

· несложной отраслевой структуры экономики;

В этих условиях уровень цен и их колебание служат надежным индикатором об­щественных потребностей и обеспечивают саморегуляцию системы.

По мере роста экономики, усложнения ее структуры и связей, роста неопределенности эти условия становятся все менее реальными. В результате эффективность механиз­ма рыночного саморегулирования постепенно снижается. Именно поэтому рыночная экономика свободной конкуренции, сложившаяся к концу 18-го века, в конце 19-го века сходит со сцены. Развитие свободного рынка приводит к его качественной деформации. Обусловленные этим развитием процессы концентрации производства и капитала ведут к постепенному ограничению конкуренции и возникновению рыночной власти. На этой почве происходит перерастание экономики свободной конкуренции в развитую рыночную экономику.

В конце 19 начале 20 веков это породило следующую ситуацию:

· ведущие секторы экономики оказались монополизированными крупными товаропроизводителями.

· в экономике сформировались монопольный и конкурентный сектор

· значительная часть производственных процессов переросла рамки клас­сической частой собственности.

Возникло противоречие между новым состоянием экономики и рыночным механизмом саморегулирования, присущим экономике свободной конкуренции. Развитие этого противоречия привело к кризису и депрессии 1929 – 1933 годов и сделало очевидной необходимость вмешательства госу­дарства на макроуровне экономики в процессы ее регулирования.

Эта необходимость также обусловливалась и тем, что экономика совершенной конкуренции продемонстрировала неспособность решать важнейшие социаль­но-экономические проблемы общества:

· обеспечение социальных га­рантий населению;

· обеспечение социального равенства и социальной стабильности;

· определение перспективных направлений технического развития и структурной политики;

· охрана и защита окружающей среды и др.

Смешанная экономика

Представленные выше типы экономических систем сегодня не встречаются в чистом виде. Характеристики реальных экономик развитых стран расположены где-то между рыночным и командно-административным типами систем. Экономики развивающихся стран часто включают также отдельные элементы традиционного типа.

Если национальная экономическая система основывается на комбинации рыночных и административно-командных основ, то она относится к смешанному типу.

Формирование экономик смешанного типа связано активным вмешательством го­сударства в процесс регу­лирования национальной экономики, которое позволило восстановить работоспособность рыночного механизма.

Смешанная экономика представляет сочетание:

· частного и государственного секторов экономики. При этом сосу­ществование различные форм собственности имеет место в условиях преобладания частной соб­ственности

· рынка и государственного регулирования, Четко разграничиваются сферы действия механизма рыночного регулирования и механизма государственного регулирования макроэко­номических процессов.

· капиталистических тенденций и социализации жизни. Общественные интересы, прежде всего социальные их аспекты, становятся элементами целевой функции смешанной экономики, и частный бизнес вовлекается в решение этих задач.

Роль государства в смешанной экономике состоит в поддержании устойчивого экономического роста как базы повышения благосостояния и достижения полной занятости. Решение этой задачи требует от государства действий по следующим направлениям:

1. Создание благоприятных условий свободного функционирования рыночного механизма. Это включает:

· поддержку конкуренции,

· выработку «правил игры» и контроль их соблюдения

· организацию денежного обращения, обеспечение его устойчивости

· выработку экономической политики как основы долгосрочных ожиданий хозяйствующих субъектов.

2. Поддержку предприятий, принадлежащих государству.

3. Инвестирование в сферы производства общественных благ (образование, науку, культуру и т.д.)

4. Перераспределение ресурсов и доходов, необходимое для стимулирования экономики, предотвращения безработицы и кризисов, решения социальных задач

5. Поддержание внешнеэкономического равновесия.

Универсальной модели смешанной экономики не существует. В мире реализуется несколько ее вариантов. Наиболее известны американская, шведская, немецкая и японская модели.

Американская модель смешанной экономики.

Она отражает либеральный подход и реализует преимущественно рыночный механизм саморегулирования экономики. Имеет место незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства товаров и услуг. Это предполагает низкую долю государственной собственности. Вмешательство государства нацелено в основном на макроэкономическое регулирование денежно-кредитными и налогово-бюджетными средствами. На микроуровне оно связано с недопущением монополизма, стимулированием передовых технологий, всемерное поощрение предпринимательской активности.

Модель основана на массовой ориентации на достижение личного успеха. Она не ориентирована на достижение социального равенства. Однако построена так, что обогащение наиболее активной части населения сопровождается созданием приемлемого уровня жизни малообеспеченным группам.

Главные достоинства этой модели состоят в большой гибкости экономического механизма за счет быстрой реакцией на меняющуюся конъюнктуру; в высокой степени предпринимательской активности и ограниченных возможностях особо заинтересованных групп влиять на значимые для экономики политические решения.

После Второй мировой войны в Германии и Швеции получила распространение идея социально-ориентированной рыночной экономики. Основополагающим ее принципом является единство рынка и государства, предполагающее активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства, заметный удельный вес государственной собствен­ности в валовом национальном продукте и сильную систему социального обеспечения;

Германская модель смешанной экономики

Соответствует концепции социальной рыночной экономики, предполагающей активное вмешательство государ­ства в экономику. Задача государства состоит в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Государ­ство призвано создавать условия для реализа­ции индивидуальной инициативы, обеспечивающие равенство прав и стартовых возможностей. Эти условия включают систему права и систему мер по поддержанию конкурентной среды.

Для германской модели характерны такие направления вмешательства государства в экономику,как:

Поддержание макроэкономической стабильности с помощью антициклического регулирования.

Проведение структурной политики.

Актив­ная государственная защита и поощрение конкуренции.

Стимулирование государством научно-технических, технологических и организационных инноваций, а также активное финансировании науки и исследований

Государство также активно (прямо или косвенно) включается в решение социальных проблем. В этом плане для германской модели характерны:

Обеспечение социального равенства путем энергичной социальной политики государства и его прямого участия в предоставлении социальных благ

Совместное определение уровня заработной платы и условий труда организациями работодателей и наемных работников.

Для германской экономики присущи определенные институционоальные особенности. В частности – это особенности механизма принятия решений на микроуровне, обусловленные структурой прав собственности в сфере бизнеса. В этом плане можно отметить значительную роль банков в экономике в качестве крупных акционеров компаний, активно участвующих в принятии бизнес решений. Кроме того, характер систем управления компаний таков, что все участники бизнес-процесса (акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители) оказывают прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель так же, как и германская, предполагает активное участие государства в экономике. Однако она отличается от германской более сильной социальной политикой сокращения имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Это обусловлено тем, что основными целями модели являются полная занятость и выравнивание доходов. Для Швеции, при незначительной доле государственной собственности на основные фонды, характерна крайне высокая доля государственных расходов в ВВП (более 50% ВВП), более ½ которых направляется на социальные нужды.

Активная политика государства нацелена, прежде всего, на обеспечение высокого растущего уровня жизни населения. Однако оно не принимает широкого прямого участия в решении этой задачи. Производство ВВП в определяющей мере обеспечивается частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе. При этом государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия.

Вмешательство государства направлено, в основном на:

· минимизацию социальных издержек рыночной экономики посредством политики перераспределения доходов и создания централизованных механизмов заключения коллективных договоров о заработной плате с участием организаций профсоюзов и предпринимателей

· формирование инфраструктуры

· организацию НИОКР.

Японская модель.

Японская модель легла в основу формирования восточно-азиатской модели, используемой рядом стран этого региона. С помощью этой модели всем этим странам удалось обеспечить ускоренный переход из состояния слаборазвитых в группу новых индустриальных государств.

Специфичной чертой модели является тесное сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем.

Для бизнеса в японской модели характерна опора на традиционные устои своеобразного коллективизма, философии групповых целей и устремлений. Это определило появ­ление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» – горизонтальных объедине­ний компаний, охватывающих разные сферы экономики. Отношениям в них присущи атмосфера доверия и отношения сотрудничества.

Это создает достоверные ожидания и существенно снижает уровень неопределенности ведения бизнеса.

Для государства в японской модели характерны:

· Стабильность аппарата чиновников, обеспечивающая преемственность экономической политики независимо от смены правительств.

· Ясность и стабильность макроэкономической политики как условия формирования ожиданий (особенно инвесторов)

· Высокая степень участия государства в определении путей развития экономики. Оно доведено до уровня применения государственного индикативного планирования. Предполагающего формирование системы планов (план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы, региональные планы).

· Развитая институциональная функция в форме разработки многочисленных правил для бизнеса, учитывающих позиции отраслевых ассоциаций бизнесменов.

· Активное экономическое регулирование, опирающееся на использование налоговых и кредитно-финансовых механизмов

Деятельность государства направлена на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики (ввиду узости внутреннего рынка). Это проявляется в прямой поддержке развития экспортных отраслей (специальные налоговые льготы, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производства сырья и комплектующих, жестком регулировании финансовых рынков в целях направления ограниченных кредитных ресурсов в целевые отрасли и капиталоемкие производства). Правительство совместно с бизнесом непосредственно участвует в организации и финансировании НИОКР.

Обратной стороной направлености активности государства на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики, является мягкость отношения к вопросам монополизации. Она проявляется в мягкости антимонопольного законодательства, в поощрении развития крупного конкурентоспособного бизнеса, в поддержке роста специализации и кооперации компаний (что делает японские корпорации в крупных игроков на глобальном рынке). С целью снижения негативных последствий развития монополистических тенденций официальна организация картелей как механизма защиты интересов мелких и средних компаний и обеспечения необходимого уровня. Имеет место поощрение перекрестного владения компаниями акциями друг друга для их защиты от давления крупных игроков рынков капитала.

Введение

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.

1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ

2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики

2.2. Преимущества плановой экономики

2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях

3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

3.1. Необходимость и теории перехода к рынку

3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы

3.3. Трансформационная экономическая система Украины.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Структура собственности при плановой экономике .

Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике

Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой

Введение

Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран. В свою очередь, это повлекло за собой быстрое распространение социалистической идеологии, частью которой и была идея плановой экономики. После победы октябрьской революции в России, новообразованное государство Союз Советских Социалистических Республик стало основным экспортёром, как социалистической идеологии, так и принципов командной экономической системы.

Тема административно-командной системы экономики интересна и достойна рассмотрения не только и не столько сама по себе, но и в аспекте нынешней ситуации в Украине. Ведь только разобравшись в коренных причинах нынешних проблем в экономике страны, залегающих в прошлом, можно решить их, используя как полученные знания, так и некоторые современные подходы. Разработка этой темы может помочь, как в определении основных причин провала внедрения командной экономики, так и определить основные возможности и руководства к действию в ситуации перехода от плановой экономики к рыночной, сложившейся в Украине в период после получения независимости.

Для разработки данной темы, как и для применения её результатов можно частично использовать опыт более успешных постсоциалистических стран, наработки их учёных и исследователей. К сожалению, экономическая ситуация в Украине не позволила властям выделить необходимое количество средств на исследование поставленного вопроса, кроме того в стране не существовало необходимых технологий и подходов ко всесторонней его проработке.

Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать основную цель данной курсовой работы, которая будет заключаться в изучении и установлении сути административно-командной системы, а так же наиболее эффективных путей перехода от этой системы к рыночной на примере Украины.

Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:

– систематизированный анализ теории плановой системы экономики;

– её действие на практике в нашей стране и странах мира;

– сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;

– доказательство неэффективности плановой экономики на практике;

– исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;

– исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.

1. Сущность административно-командной экономической системы

1.1. Теория плановой экономики

Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений .

Цель существования плановой системы экономики.

Экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность – цель или целевую функцию.

Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей (классификация потребностей при в плановой экономике СССР представлена в Приложении Б). Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования .

Роль государства в экономике планового типа.

Как известно, государство – это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию – оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы. Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.

Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства .

Планомерность как особенность командной экономики.

Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.

Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы .

Сущность распределения в командной экономике.

Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.

Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей .

Собственность и её роль в плановой экономической системе.

Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах. К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная. Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Структура собственности при плановой экономике показана в Приложении А.

Идея общенародного характера государственной собственности состояла в том, что каждый трудящийся должен был быть так же и собственником средств производства, то есть, хозяином своего рабочего места. Для этого предполагалось включать каждого трудящегося посредством трудового коллектива в процесс управления производством. На практике, трудящийся не имел полного права собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться, – он мог только пользоваться государственными средствами производства, при чём только в рамках, установленных планом, или желанием его перевыполнить .

Социально-экономическая эффективность.

Экономическая система ведения хозяйства, избираемая обществом, имеет своей целью эффективное удовлетворение его потребностей. Наиболее важным критерием эффективности плановой экономики провозглашена полнота удовлетворения общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании общественных ресурсов. При этом конечным результатом развития производства должен стать сам человек, потому эффективность в плановой экономике рассматривается именно в социально- экономическом аспекте. В общем виде экономическая эффективность представляет собой отношение конечного результата производства к затратам факторов производства .

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде

азиатских государств.

Её характерными чертами является общественная (а в реальности –

государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,

централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного

механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд

особенностей. Он предполагает:

1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших

эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность

хозяйственных субъектов;

2. государство полностью контролирует производство и распределение

продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между

отдельными хозяйствами;

3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью,

преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает

материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам

монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии,

утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые

министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о

внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией

дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских

резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических

задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими

идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции

считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим

непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и

колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых

ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и

потребителей, в соответствии с заранее выбранными целями и критериями, на

основе централизованного планирования.

Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими

установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко

регламентировалось центральными органами посредствам повсеместно применяемой

тарифной системы и посредством централизованно утверждаемых нормативов

средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного

подхода к оплате труда

Отличительной особенностью распределения продукции в командно-

административной системе являлось привилегированное положение партийно-

государственной элиты.

3.2. Рыночная система.

На смену традиционной и командно-административной системам пришла рыночная

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право

отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом

и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением

угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а

собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь

войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным

собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести

собственность.

Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца

производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере

их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого

определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым

владеет: свою рабочую силу, навыки, собственноручно изготовленные изделия,

собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение

организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям

наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в

борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная

деятельность по обмену товарами.

Рыночная система имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех

товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

2. Диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов

для производства.

3. Способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий

производства.

4. Делает ставку на роль личной свободы, т.е. рыночная система координирует

экономическую деятельность без принуждения, предоставляет свободу

предпринимательства и выбора.

Недостатки:

1. Угасание конкуренции. Критики полагают, что существует два основных

источника ослабления конкуренции:

à критика больше всего досаждает индивидуальному производителю своей

безжалостной действительностью;

à сам технический прогресс, который рыночная система поощряет,

способствует упадку конкуренции.

В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет

потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в

точном соответствии с желаниями потребителей.

2. Неравное распределение дохода.

Подходы, методы, приемы, традиции поведения, преобладающие в организации и используемые как руководителями, так и их подчиненными, оказывают решающее воздействие на эффективность реализации программы конкретных действий в организации. Совокупность этих и других характерных черт и особенностей деятельности получила наименование стиль. В организации это понятие применяется к определению деятельности, как руководителей, так и всего аппарата управления, характеризуя соответствующие проявления. Стиль руководства определяет совокупность характерных черт и особенностей статуса руководства и осуществления управления, форма и мощный инструмент мотивации деятельности работника.

Руководитель, воздействуя на подчиненных, во многом определяет их оценки и отношение к работе, формирует или разрушает их уверенность в себе. Очень часто воздействие руководителя воспринимается работником не по своей сути, не тем, в чем именно оно заключается, а тем, как и в какой форме, каким образом это воздействие реализуется (с какой интонацией сказал, как при этом посмотрел). Разве не так, например, вы воспринимаете обращение к вам преподавателя или родителей?

Каждый работник, в зависимости от уровня своего интеллекта и культуры, по-разному воспринимает такие воздействия руководителя и формирует каждый свои ожидания, ориентацию, переживания к предложенной руководителем проблеме. В конечном счете, от взаимного общения руководителя и работника складывается механизм внутреннего побуждения работника к той или иной активности, а у руководителя постепенно формируется конкретный стиль деятельности менеджера в данной организации, от которого зависят результаты общей работы.

Стиль руководства во многом определяет уровень развития корпоративной культуры организации. Она отражает исторически сформировавшийся и постоянно модернизируемый свод традиций, норм, правил, процедур формальной и неформальной коммуникации организации. Корпоративная культура устанавливает, поддерживает и развивает формы внутренней коммуникации. Поэтому она становится мощнейшим инициатором совершенствования и стиля руководства самого менеджера, и стиля управления в организации, который реализуется его подчиненными.



Содержание деятельности, полномочия, ответственность и другие обстоятельства осущественно отличают деятельность руководителей от работы остального персонала аппарата управления. И, хотя, один из этих видов деятельности существенно влияет на другой, все же следлует их различать. В этом смысле, стиль управления характеризует наиболее общие, свойственные подавляющему большинству персонала особенности организации и осуществления его деятельности.

Модель соотношения стилей руководства и управления организации складывается на основе

· процесса внутрифирменного единения участников,

· солидарной ответственности перед окружающими,

· адаптации и развития межличностных отношений.

При этом устанавливаются неписанные законы, правила и нормы поведения внутри организации и в среде ее внешнего представления. С такими внутренними правилами, так или иначе, соотносят свои действия все работники компании. При этом конкретное соотношение стилей руководства и управления в сложившейся модели зависит от множества внутренних факторов и внешних условий. Это исключает возможность рекомендации и использования универсальных или лучших из них другими организациями. Потому что любая организация своеобразна и неповторима.

Проведенные в ряде крупных отечественных компаний исследования показали прямую зависимость позиционирования менеджера в организации от реального соотношения стилей руководства и управления. Стиль руководства формирует конкретные условия работы менеджера, устанавливает взаимоотношения с подчиненными, влияет на его деятельность, анализ и оценку результатов, проведение организационных изменения и развитие организации в целом. Соотношение стилей руководства и управления, складывающееся в отечественных организациях может быть представлено следующим образом:


Управления типы стилей Руководства

Рис. 3.2.3.1. Соотношение стилей руководства и управления


Стили руководства и управления, представленные на рисунке 3.2.3.1 интересно соотнести с позиционированными ранее на рисунке 3.2.2.1 типами лидерства. Данное сравнение позволяет сделать интересные выводы, так, если для «диспетчера» наиболее характерно сочетание автократического стиля руководства с командно-административными стилями руководства и управления, то для «камертона» свойственна комбинация авторитарного стиля руководства с корпоративным стилем управления.

Приведенная классификация основывается на строгом разграничении характерных черт и особенностей деятельности менеджера. В классификации используется 12 типов стилей, которые условно объединены в группы жесткого, нормального и мягкого руководства и управления. Понятно, что, как и любая другая классификация, данное разграничение достаточно субъективно.

В первой группе позиционируется три самых жестких типа стиля: диктаторский, автократический и авторитарный . При этом, если первый практически узурпирует власть в организации, то второй, опираясь на принимаемые под руководителя законодательные акты, также подчиняет всю власть одному лицу. В отличие от них авторитарный стиль основывается на исключительно высоком авторитете личности руководителя. Это далеко не одно и то же, как считают некоторые исследователи, поскольку автократ подчиняет себе все, в том числе и юридические законы, а авторитарный лидер не нуждается в этом, опираясь на высокий уровень доверия и поддержки подчиненных.


Вторая группа объединяет шесть хорошо известных и понятных по своему названию стилей: командно-административный, корпоративный, коллегиальный, демократический, сепаратный, бюрократический. Эти стили характеризуют умеренность применяемых руководителями и управленческим персоналом форм и средств. Здесь традиционно большим удельным весом выделяется командно-административный стиль руководства. Нередко под составляющей «командно» в названии этого стиля понимается только форма воздействия в виде команды. Однако такое название еще и подчеркивает и средства по осуществлению этого воздействия, когда цель достигается не только при помощи соответствующего приказа, но и согласованным действием целой команды, группы людей. Ограниченное воздействие жестких, властных качеств личности менеджера в этом стиле компенсируется отлаженной работой административной команды. Это характеризует ту хорошо знакомую по отечественному опыту ситуацию, когда «…команда профессионалов делает себе лидера».

Особо в этой группе выделяется корпоративный стиль. Он основывается на определяющем значении корпоративной культуры, духа, единения участников организации и руководителей единой идееей. Корпоративным стилем руководства эффективно пользуется часть продвинутых менеджеров, мобилизуя с его помощью скрытые ресурсы своих подчиненных, подталкивая каждого к развиию. Это достигается созданием в организации конкурентной среды, которая также характерна для корпоративного стиля руководства.

Коллегиальный и демократический стили основываются на обеспечении деятельного содержательного участия специалистов и исполнителей в процессе управления. Они формируют необходимые демократические принципы и механизмы, обеспечивают эффективность кооперации. Вместе с тем, необходимо помнить, что применение данных стилей достаточно четко может быть ограничено регламеном организации, которая обеспечивает приоритеты прав собственника и нанятого им руководителя.

Вопросы для самостоятельного анализа:

В отличие от предыдущих, сепаратный и бюрократический стили традиционно воспринимаются большинством как неизбежное «зло». Между тем, их положительные конструктивные составляющие являются не только допустимыми, но и совершенно необходимыми в тех ситуациях, когда они обеспечивают четкость взаимодействия и ответственность участников организации, ее клиентов и контрагентов. На самом деле подавляющему большинству организаций не хватает порядка и дисциплины, на обеспечение которых и ориентированы данные стили. Их вырождение и исчезновение действительно приводит к существенным потерям для организации и общества.

В целом эта группа стилей опирается и реализует административные начала руководства и управления, абсолютно необходимые любому руководителю, всем работникам, каждой организации. Важно помнить и то, что реализация на практике этих силей может принимать, в том числе, и негативные формы. Например, сепаратный стиль жестко разделяет людей, использует принцип незаменимости, в нем отсутствует единый подход и единые требования, поэтому в целом вся организация не имееет возможности маневра, приспосабливаемости в тех ситуациях, когда это требуется. А основным недостатком бюрократического стиля является уход от реальных проблем, нежелание предпринимать серьезные шаги по их решению.

Третья группа объединяет мягкие стили. Некоторые исследователи выражают серьезные сомнения, что к этой группе можно применить понятие «руководство». Они объясняют свои сомнения тем, что либералы и анархисты по сути отказываются от руководящих воздействий. Однако, у либералов и анархистов все равно сохраняется статус руководителей, а либеральные приемы, в той или иной мере, используются большинством руководителей в неизбежных ситуациях, вне зависимости от принадлежности к стилю руководства. Более того, в конкретных, пусть даже редко встречающихся, инновационных, творческих ситуациях, такие подходы применяют даже самые жесткие руководители.

Для конформистского стиля руководства характерен высокий уровень приспособляемости, готовности к соблюдению новых условий и исполнению неожиданно порученных действий. Существует традиционно негативное восприятие конформизма, но следует учесть, применительно к этому стилю, исключительную важность ресурса гибкости управления, а в отдельных случаях и руководства. Освоение и использование аппаратом управления гибкости управления во многом обеспечивает не только стабильную работу организации, но и (что особенно важно) конструктивный выход из кризисных периодов ее развития.



В конкретных условиях повседневной жизни мы вольно или невольно выбираем и реализуем собственный стиль деятельности, общения, взаимодействия, по которому нас оценивают окружающие. Именно эта оценка и формируемое ею отношение во многом определяют условия постановки и достижения каждым из нас собственных целей. Важно понимать и то, что проведение собеседования при приеме на работу или участие в конкурсе на замещение вакантного места, также во многом ориентируется на оценку проявления сложившегося у каждого из нас стиля поведения.

Контрольные вопросы ???

Командно-административная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев -- СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 176 с.

В нашей стране административное управление хозяйством было установлено в конце 1918г., когда началась гражданская война и иностранная интервенция. 30 ноября 1918г. был создан Совет рабочей и крестьянской обороны, который стал главным военно-хозяйственным и планирующим центром. Нужды обороны потребовали централизации управления страной. Была введена продразверстка (у крестьян отбирались все излишки про­довольствия). Промышленность не выпускала товаров для населения, и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Руководство промышленностью сосредоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их материальными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.

Значит, командно-административную систему управления можно признать - как это ни покажется парадоксальным - нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.

Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой становится ненужным, изживает себя и, как правило, Устраняется. Приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х - начале 30-х годов вновь произошло полное огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату, и вновь установилась тоталитарная система командования народным хозяйством.

В начале хозяйственного строительства сверх централизованное управление давало определенный результат. Ибо объем выпуска всей продукции был еще очень невелик, а структура промышленности - сравнительно простой. Когда же производство достигло современных масштабов, эффективно руководить им из центра стало невозможно. Если в 20-х годах у нас насчитывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале 90-х годов имеется свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность выпускала свыше 24 млн наименований видов продукции. Насонов В. Я. Административное право Российской Федерации. / В. Я. Насонов, В. А. Коньшин, К. С. Петров. -- СПб., Академия, 2003 г.- 108 с.

Разве можно компетентно, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных проблем, связанных с развитием такого хозяйства? Разумеется, нельзя.

Центральные плановые органы были не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Приблизительно и упрощенно увязывались лишь главные задания плана с имеющимся количеством наиболее важных и ограниченных ресурсов (например, в 80-х годах Госплан охватывал не более 5% всех пропорций в экономике). Более детально общегосударственный план дорабатывался механически - путем применения стандартных нормативов, основанных на прошлом опыте. Как правило, ставилась задача - наращивать производство, исходя “от достигнутого”: отталкиваясь не от реального совокупного спроса, а от того уровня экономических показателей, которыми завершался предыдущий плановый период.

Госплан ограничивался разработкой одного варианта государственного плана, не пытаясь путем многовариантных расчетов найти наиболее эффективные экономические решения. После того как план был официально утвержден, он по указаниям руководящих органов многократно переделывался по объективным и субъективным причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефицитная экономика, а нормально необходимые для воспроизводства резервы (свободные производственные мощности, сырье, финансовые средства) всегда отсутствовали, то план представлял собой некое подобие не раз пере­кроенного “тришкина кафтана”.

Его окончательная доводка и исправление проводились в ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось выполнять “любой ценой”.

И тогда неизбежно обнаруживались явные ошибки в расчетах и диспропорции, заложенные в самом плане.

То добывалось слишком большое количество железной руды, а для выплавки металла не хватало кокса.

Или же мало было выпущено запасных частей для поддержания в рабочем состоянии станков, установленных на новом заводе. Не случайно народнохозяйственные планы - вопреки победным официальным сообщениям - очень часто не выполнялись.

Лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев дал реалистическую оценку основного способа планирования, примененного командной системой управления: “Что касается метода экономического планирования в России, то его вполне можно охарактеризовать, вспомнив высказывание о говорящей лошади: удивительно не то, о чем она говорит, а то, что она вообще может разговаривать. Западные экономисты часто пытались раскрыть “принцип” советского метода планирования.

Они так и не добились успеха, так как до сих пор такого метода вообще не существует”. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев -- СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 256 с.

За более чем 50-летнее существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.

Сформировать высокоэффективный механизм управления можно, если освоить и использовать все то положительное, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ переживает процесс иного рода, связанный с отказом от командно-административной системы, основанной на директивном ценообразовании и централизованном распределении ресурсов, и переходом на рыночные методы регулирования - в этом коренное отличие первоначального накопления в старом смысле от нового. Объединяет их процесс создания класса предпринимателей с материальной основой в виде частной собственности.

В России, где многие годы в Экономике преобладал государственный монополизм в виде командно-административной системы, демонополизация осуществляется посредством разукрупнения крупных предприятий и объединений путем их акционирования, приватизации и других мер, препятствующих захвату внутреннего рынка страны немногими производителями товаров и услуг. Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. История и современность. / В. Д. Андрианов. -- СПб., Волтерс Клувер, 2011 г.- 78 с.