Агропромышленный комплекс России, его развитие и особенности. Программы агропромышленного комплекса. Анализ состояния агропромышленного комплекса муниципального района как объекта государственного управления Анализ развития агропромышленного комплекса

20.02.2024 Налоги

В течение последних 20 лет в России происходит становление собственного производства в различных отраслях, в том числе в АПК. Из-за распада СССР множество крупных производственных предприятий, а также весомая часть ресурсов остались на территории бывших союзных республик. России пришлось наращивать собственные мощности и импортировать товары из стран ближнего зарубежья.

Отставание в развитии ключевых сфер агропромышленного комплекса и низкая конкурентоспособность отечественных предприятий АПК привели к резкому увеличению импорта. Вступление в ВТО только усугубило ситуацию. Российский рынок наводнила зарубежная продукция. Отечественные сельхозтоваропроизводители, не готовые к усилившейся конкуренции, несли большие убытки.

Попытки импортозамещения, осуществлялись в стране не раз в период острых кризисных явлений. Так в 1998 г. объем импортных товаров сократился на 20 %, в 1999 – на 28%. Это способствовало дальнейшему экономическому росту в стране и восстановлению потенциала российских производителей. Объем ВВП в эти годы вырос на 25 %. Следующий мировой кризис 2008-2009 гг. также благоприятно отразился на развитии внутреннего рынка. Падение курса рубля привело к развитию пищевой промышленности, автомобиле- и авиастроении. Государственная программа развития АПК на 2008-2012 гг. способствовала усилению политики импортозамещения путем поддержки местного производства. За период действия программы в стране значительно сократился импорт мяса: с 53,4% в 2008 г. до 36% в 2011 г. Аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке овощной продукции. Ее импорт сократился, а собственное производство увеличилось.

Сегодня импортозамещение является одной из стратегических задач в связи с экономической ситуацией, сложившейся в стране и мире в последние два года. Как отметил экс-министр сельского хозяйства Росии Николай Федоров на одной из своих встреч с журналистами, экономические санкции не застали нас врасплох. Сложную ситуацию на международном рынке страна предпочла использовать для развития собственных предприятий. В итоге, отрасль сельского хозяйства приспособилась к условиям санкций. Кризисная ситуация укрепляет ее структуры, способствует увеличению объемов производства. Самые высокие результаты, как отмечают авторы Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., Россия ощутит к 2020 г.

Уже в 2014 г. согласно данным Росстата страна достигла обеспеченности по свинине на 83%, мясу птицы на 90%, заняла первое место по производству ржи и овса, по сбору пшеницы – третье. Урожай зерновых в 2014 г. составил 109 млн. тонн, что на 16,51 % больше 2013 г.

Из-за падения рубля продукция российских производителей стала более доступной на внешнем рынке. По экспорту зерновых страна занимает лидирующие позиции, уступая США и ЕС. Так, экспорт зерна в 2014 году составил 20 млн. тонн. Это на 30,8 % больше, чем в 2013 г. Большая часть поставок зерновых за рубеж пришлась на пшеницу – 88%, при этом около 90% поставляемой за пределы страны пшеницы ̶̶̶ продовольственная. По экспорту растительного масла (в основном подсолнечного) Россия занимает свыше 25% доли внешнего рынка, полностью обеспечивая также потребности внутри страны. Потенциал для дальнейшего роста экспорта у России достаточно высок при условии повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Но при этом рентабельность производства того же мяса, например, пока остается довольно низкой из-за высокой стоимости на внутреннем рынке зерна, кормов, топлива и сельхозтехники. Как следствие, цены на мясо растут, а потребление его сокращается. Так стоимость свинины в 2010 году в среднем составляла чуть более 190 р. за килограмм, в 2014 уже свыше 270, в 2015 около более 300 р. Спрос при этом на мясо сократился с 35 751,5 тыс. тонн в 2013г. до 27 078,4 тыс. тонн – в 2014г. Россияне стали отдавать предпочтение более доступному мясу птицы и молочным продуктам.

В целях обеспечения продовольственной безопасности в августе 2014г. Россия в ответ на санкции США и ЕС ввела продовольственное эмбарго. Эта мера, как отмечают аналитики, является наиболее масштабной по своему охвату с начала реализации политики импортозамещения. Это еще и наиболее эффективная в сложившейся ситуации мера, которая способствует досрочному достижению целей Государственной программы развития сельского хозяйства.

Реализация Государственной программы предусматривает значительную поддержку сельхозтоваропроизводителей путем субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления грантов и субсидий на развитие животноводческих ферм. Российская продукция благодаря государственному финансированию, как следует из программы, станет вдвое дешевле импортных аналогов, при этом будет гораздо лучшего качества.

Но политика импортозамещения не должна быть самоцелью, так как по ряду направления Россия все еще сильно зависит от зарубежных поставок. Например, семена подсолнечника и кукурузы гибридных сортов на 50-70 % ввозятся в страну из-за границы. Аналогичная ситуация обстоит с импортными комплектующими, без которых пока не обходится производство сельскохозяйственной техники и оборудования. Поэтому политика импортозамещения и поддержки внутреннего производителя должна проходить параллельно с поиском новых рынков, как для поставок дефицитных товаров, так и для сбыта выпускаемой в стране продукции. Внешнеэкономические связи в современном мире являются факторами роста валового внутреннего продукта и, следовательно, валового мирового продукта. России необходимо развивать и совершенствовать технологии производства, расширять количество посевных площадей, использовать методы повышения производительности животноводства и земледелия, повышая конкурентоспособность и экспортный потенциал отечественной продукции сельского хозяйства.

Краткое описание

Целью данной работы является исследование АПК России, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. понять сущность аграрно-промышленного комплекса
2. изучить фактическое состояние АПК России;
3. оценить результативность сельскохозяйственного производства;
4. определить сущность основных проблем АПК;
5. выявить перспективы развития АПК

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Аграрное производство – особая сфера приложения
труда и капитала ……………………………………………………………….6
1.1. Сущность аграрно-промышленного комплекса……………………............6
1.2. Аграрно-техническая революция…………………………………………..10
1.3. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплекс………..........17
2. Анализ АПК в современной России ………………………………………...23
2.1. Состояние аграрно-промышленного комплекса
в дорыночной России ………………………………………………………23
2.2. Современное состояние сельского хозяйства в России……………..........28
2.3. Проблемы и перспективы развития
аграрно-промышленного комплекса……………………………………....36
Заключение………………………………………………………………….........47
Литература………………………………………………………………….........49

Вложенные файлы: 1 файл

Введение………………………………………………………… ………………...3

1. Аграрное производство – особая сфера приложения

труда и капитала ……………………………………………………………….6

1.1. Сущность аграрно-промышленного комплекса……………………............6

1.2. Аграрно-техническая революция… ………………………………………..10

1.3. Рыночные отношения в аграрно-промышленном комплекс………..........17

2. Анализ АПК в современной России ………………………………………...23

2.1. Состояние аграрно- промышленного комплекса

в дорыночной России ………………………………………………………23

2.2. Современное состояние сельского хозяйства в России……………..........28

2.3. Проблемы и перспективы развития

аграрно-промышленного комплекса……………………………………....36

Заключение…………………………………………………… …………….........47

Литература…………………………………………………… …………….........49

Введение

Аграрный труд - исходное и определяющее начало всего общественного производства. По отношению к обществу он целиком является необходимым трудом, создающим продукт, удовлетворяющий первичные потребности.

В аграрном производстве впервые проявил себя закон редкости. И ресурсы аграрного производства (прежде всего почвы, пригодные для земледелия), и создающиеся здесь материальные блага имеются в ограниченном количестве, они относительно редки. Возможности производства ограничены, а первичные потребности нельзя заменить. Закон замещения на них не распространяется. Поэтому в каждый исторически конкретный момент любое общество может выделять на все прочие виды производства. Причем, чтобы сохранять экономическую безопасность, каждая страна стремится к самообеспечению продовольствием, хотя бы на минимальном уровне.

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно - обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово - кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.

Текущая ситуация в агропромышленном комплексе характеризуется кризисными факторами. Главной причиной возникшей разбалансированности системы ведения сельского хозяйства стала коренная трансформация собственности на средства производства. Изменились организационно - правовые формы коллективных предприятий, получил развитие сектор индивидуального предпринимательства на селе. Сельское хозяйство с его трудоёмким производством может разрешить одну из самых острых социальных проблем - трудовую занятость населения.

Следовательно, возникает проблема разработки механизма экономических взаимоотношений между государством, субъектами сельскохозяйственного производства и коммерческими структурами для выработки новых адекватных подходов к обеспечению инвестиционными ресурсами аграрного сектора экономики. При этом расширение сферы экономических методов государственного возвратного обеспечения средствами предприятий аграрного сектора может стать реальным источником поддержания их ресурсного потенциала как наиболее экономичный и эффективный способ поддержки отрасли.

Степень разработанности данной темы достаточна велика. В экономической литературе существуют самые разнообразные концепции и подходы к исследованию проблемы основ рыночной экономики и формирования хозяйственного механизма в системе АПК. Общие вопросы теории рыночной экономики и хозяйственного механизма были исследованы А.Смитом, Ф.Бастиа, Ж.Прудоном, К. Марксом, Дж. Кейнсом, а также в работах Барра Р., Гэлбрейта Дж.К., Дракера П., Ларренса Ф.Б., Леонтьева, Д.Д., Самуэльсона П., Фридмана М. и других.

Проблема формирования и развития рыночных отношений экономики и хозяйственного механизма, её отдельные аспекты, в частности, особенности их развития в системе АПК, экономическая природа, сущность и содержание хозрасчетных отношений рассматриваются в работах таких ученых – экономистов, как Абалкин Л.И., Барнекова Т.К., Броншейн М.К., Буздалов И., Бузгалин А.В., Белоусов В.М., Войтов А.Г., Емельянов А., Есина А.И., Камаев В.Д., Никифоров А.А., Серков А., Смирнова А.Д. и других.

Исследование проблем хозяйственного механизма, влияния отдельных его элементов на уровень эффективности производства, т.е. взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственного механизма и эффективности общественного производства представлены в работах Гатаулина А., Колузанова К., Кравченко Р., Малышева А., Медведева В. и других авторов.

В разработку теоретических вопросов совершенствования хозяйственного механизма, форм и методов хозяйствования в системе АПК и его ориентации на конечные результаты определенный вклад внесли Боев В.Р., Борхунов Н., Вольф Г., Городецкий Е.С., Горлопанова В.В., Добрынин В., Лукинов И.И., Орлов Я.Г., Петриков А., Романов А., Ушачев И. Г., Сагайдак Э.А. и другие.

В работах указанных авторов ведется дискуссия о хозяйственном механизме в условиях рыночной экономики, роли государства в рыночной экономике, инфраструктуре рыночного хозяйства, аграрной реформе и рынке. Вместе с тем, научные исследования узловых вопросов данной проблемы остаются незавершенными и требуют дальнейшего углубленного уточнения, анализа, теоретического и практического обоснования.

Целью данной работы является исследование АПК России, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. понять сущность аграрно-промышленного комплекса

2. изучить фактическое состояние АПК России;

3. оценить результативность сельскохозяйственного производства;

4. определить сущность основных проблем АПК;

5. выявить перспективы развития АПК

1. Аграрное производство – особая сфера приложения труда и капитала

1.1. Сущность аграрно- промышленного комплекса

Формирование агропромышленного комплекса обусловлено развитием производительных сил, углублением специализации в отраслях народного хозяйства, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью для повышения эффективности общественного производства.

Термин «агропромышленный комплекс» появился впервые в нашей стране в конце 60-х годов прошлого столетия. Но развитие агропромышленной интеграции в России началось в конце 20-х годов с формирования агроиндустриальных комбинатов, которые осуществляли производство, переработку и реализацию одного вида сельскохозяйственного продукта. Однако слабая материально-техническая база, политическая и экономическая ситуация и другие причины не способствовали дальнейшему ее развитию. Лишь в начале 70-х годов получила широкое развитие интеграция сельскохозяйственного и промышленного производств.

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) – совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена, переработки потребления сельскохозяйственной продукции. В него входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, производство средств производства для АПК и его обслуживание. В агропромышленном комплексе на разных стадиях производства и обращения прямо и косвенно участвуют около 80 отраслей народного хозяйства. Из промышленных отраслей в него входят: пищевая промышленность, которая включает пищевкусовую (сахарную, хлебопекарную, кондитерскую, макаронную, масложировую, плодоовощную), мясную, молочную, мукомольно-крупяную и комбикормовую отрасли; легкая промышленность (текстильная, кожевенно-меховая, обувная); машиностроение для агропромышленного комплекса и др.

Основная отрасль агропромышленного комплекса – сельское хозяйство. На более ранних этапах общественного разделения труда сельское хозяйство имело только две отрасли – земледелие и животноводство. В дальнейшем постепенно выделились в самостоятельные отрасли свекловодство, овощеводство, садоводство, скотоводство, свиноводство и т.д. Все они отличаются видом производимой продукции, технологией, организацией производства, системами применяемых машин.

Агропромышленный комплекс представляет собой сложную многоотраслевую производственно-экономическую систему, в составе которой выделяют три основных сферы.

Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, ремонт оборудования и техники, строительство. Первая сфера комплекса, по существу, определяет индустриализацию и интенсификацию производства, как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК. На долю данной сферы приходится около 10% конечного продукта и 15% основных производственных фондов, 20% численности работников АПК.

Вторая сфера представлена сельским хозяйством и является центральным звеном всего агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство получает производственные ресурсы от 80 отраслей, само поставляет свою продукцию в 60 отраслей. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость еще пяти человек. В данной сфере производится почти 50% конечного продукта и сосредоточено около 65% производственных основных фондов и 60% численности работников АПК.

Третья сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входят пищевая промышленность (пищевкусовая, молочная и мясная), легкая промышленность (текстильная, кожевенно-меховая и обувная), комбикормовая промышленность, заготовительные и торговые организации. Большая часть отраслей данной сферы многофункциональна. Так, грузовой транспорт при отсутствии сельскохозяйственных грузов сравнительно легко может быть перепрофилирован на перевозку других товаров, текстильная промышленность может работать на импортном сырье, а обувная – на синтетическом. Поэтому включение перечисленных отраслей в состав АПК возможно только тогда, когда это может быть достаточно рентабельным. С другой стороны, сельскохозяйственные предприятия, как правило, ограничены в выборе соответствующих предприятий третьей сферы. Это влечет за собой необоснованное занижение закупочных цен и включение в текст хозяйственных договоров условий, ставящих обслуживающие предприятия в более выгодное положение, нежели предприятия-производители. На долю третьей сферы приходится 40% общего объёма конечной продукции, 20% всех производственных основных фондов и численности работников АПК.

В составе агропромышленного комплекса важное место занимает инфраструктура, которая обслуживает все сферы АПК.

Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающих условия для воспроизводства. Она способствует нормальному функционированию предприятий АПК и получению наибольшего количества конечной продукции. Самостоятельно не производя товаров, отрасли инфраструктуры в значительной степени определяют конечные результаты производства.

Инфраструктуру принято подразделять на две сферы: производственную и социальную.

В производственную инфраструктуру входят отрасли, обслуживающие агропромышленное производство: транспорт, связь, организации материально-технического снабжения, станции защиты растений, вычислительные центры и т.д.

Социальная инфраструктура – отрасли, обеспечивающие нормальную трудовую деятельность работников и способствующие воспроизводству рабочей силы. К ней относят жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские и детские учреждения, организации общественного питания, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные зоны, места отдыхи и др.

Результатом деятельности отраслей производственной инфраструктуры являются услуги для непосредственного производства, социальной – услуги для повышения жизненного уровня и улучшения условий труда и отдыха населения.

Важнейшие условия динамичного развития агропромышленного комплекса – пропорциональность и сбалансированность всех трех сфер. По вкладу в стоимость конечного продукта каждой сферы можно судить о диспропорциях в структуре агропромышленного комплекса. В развитых странах основная часть стоимости конечного продукта создаётся в третьей сфере. В ней обеспечивается комплексная безотходная переработка сельскохозяйственного сырья, его хранение, фасовка и упаковка готовой продукции. Так, в США в этой сфере создаётся до 80% розничной стоимости продукта, в нашем комплексе - не более 40%.

Конечные продукт – часть стоимости валовой продукции (товаров и услуг) за вычетом ее производственного потребления. Под конечным продуктом понимают продукцию, выходящую за пределы данного звена. Конечный продукт на уровне предприятия не отличается от товарной продукции. Конечный продукт АПК включает продукцию, созданную во всех сферах производства, используемую на конечное потребление и экспорт.

В зависимости от целевого использования конечного продукта АПК подразделяется на продовольственный и непродовольственный комплексы. Наибольшая доля конечной продукции создается в продовольственном комплексе. Он включает отрасли и предприятия всех сфер АПК, которые занимаются производством и доведением продуктов питания до потребления.

Россия обладает огромным земельным фондом - 1707,5 млн.га, но земельные площади, используемые в сельском хозяйстве - пахотные земли, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения (сады и виноградники), составляют лишь 209,0 млн.га. Тем не менее, после Китая и США, наша страна занимает 3 место в мире по площади сельскохозяйственных угодий Родионова И.А., Экономическая география. М., Экзамен. 2003. С.672. .

Именно поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства. Проблема регулирования АПК государством рассматривается через теорию и практику. Теоретическая сторона определяет принципы государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, практическая - инструменты и направления в данной области.

Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений.

Сущность государственного регулирования устойчивости воспроизводства в АПК раскрывается в его функциях.

Прежде всего, это функция формирования эффективных квалифицированных субъектов рыночных отношений - реальных собственников, предпринимателей, маркетологов, менеджеров, продавцов, покупателей и т. д. Весьма важна функция поддержания устойчивого спроса на продукты питания и их предложения.

Это достигается путем формирования и поддержание системы цен, обеспечивающих стимулирование предложения и спроса на потенциально конкурентоспособные продовольственные товары отечественных производителей. Государство, далее, поощряет создание системы инфраструктурного обеспечения для функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала, продовольственных товаров.

Оно обеспечивает вхождение субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему мирового продовольственного рынка. Наконец, государственное регулирование содействует научному и кадровому обеспечению устойчивого воспроизводства в АПК Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики, М., Экономика, 2005. С 46.

Правительством РФ планируется поэтапная передача основного объема субсидирования сельского хозяйства с федерального на региональный уровень, что, однако, может привести к снижению общего уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданию дополнительных региональных барьеров в реализации сельскохозяйственной продукции.

Необходимы определенные условия в данном случае, меры этих экономических условий для функционирования сельского хозяйства предусмотрены в проекте стратегии развития АПК и рыболовства до 2015 г., реализация которых должна осуществляться на базе федерального закона о развитии сельского хозяйства, проект которого еще находится в доработке.

Рассматривая проект, очевидно, что в нем сформулированы основные проблемы развития аграрного сектора. В нем определены основных направления их решения:

Развитие зернового экспорта; форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;

Устойчивое развитие сельских территорий. Кроме того, намечены критерии их решения. В этих целях предусмотрено разработать и реализовать федеральные целевые программы: «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства»; «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

Реализацию этих программ планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.

Диспаритет цен - главная беда в комплексе проводимых государственных мер по регулированию агропромышленного производства. Необходимы основные меры по преодолению их. В случае, если проблема диспаритета цен решена не будет, не зависимо от того, как и кем поддерживаются доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, бюджетные субсидии, средства, полученные ими в результате формирования возможного дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию, будут изъяты из отрасли по каналам межотраслевых связей вследствие сложившейся неэквивалентности в отношениях сельского хозяйства с сопряженными отраслями экономики.

Одна из основных функций государственной поддержки - формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье для промышленности с учетом их прогрессивной структуры, потребностей в зависимости от возраста, трудовой деятельности, региона проживания и платежеспособного спроса населения, ориентации перерабатывающей промышленности на использование в качестве сырья продукции сельхозпроизводителей России. В целях реализации данного, государство воздействует на формирование доходов основных групп населения, поддерживая при этом нужный уровень пенсий, пособий и т. д. для тех групп населения, которые уже не могут или еще не могут получать соответствующие доходы. В то же время государство обязано создать условия и возможности для эффективной занятости трудоспособного населения.

Создание инфраструктуры для устойчивого функционирования рынков земли, материально-технических ресурсов, капитала также является одной из основных функций государства в усилении поддержки эффективного функционирования аграрного производства. Необходимо стимулировать производство, что является одним из важных условий, которое выполняется государством. Важно оказать поддержку в организации экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей, а также создания механизма их защиты от подавления иностранными импортерами.

Государство может выполнить эти и другие функции поддержки эффективного аграрного производства, если система данной поддержки будет основано на реализации следующих принципов его организации - рисунок 1.

Рисунок 1 - Принципы государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Рассмотрим принципы регулирования.

Принцип единства экономических и социальных целей достаточно важен: меры государственного регулирования должны ориентироваться как на решение проблем экономики, так и принимать во внимание приоритеты и ценности жителей села, населения, модели поведения различных групп, социально-психологические и особенности национального развития.

Другой принцип - сочетание индикативности и директивности в управлении сферой аграриев, который предполагает, что методы регулирования в условиях рыночной экономики распространяются на предприятия государственного сектора в случае, если возникнет необходимость (например - засуха, землетрясение, наводнение и пр.).

Принцип аграрного протекционизма. Он имеет два аспекта: внутриэкономический, который касается взаимоотношений аграрного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более лучшего качества, в условиях кризисных ситуаций оказывает негативное влияние на финансовое состояние отечественных сельскохозпроизводителей.

Однако рассматриваемы принципы зачастую нуждаются в дополнении.

Экономика России охарактеризована сложной комбинацией разных производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и мелких.

С одной стороны, устойчивой тенденцией является процесс концентрации производства, так как только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

С другой стороны, в настоящее время происходит большой рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, которые не требуют больших вложений, объемов оборудования и трудовых ресурсов. Достаточно большое количество малых и средних предприятий существует в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Развитие предприятий предполагает использование разных форм собственности. Таким образом, очевидно, что государственное регулирование должно основываться на принципе равнозначной поддержки предприятий всех форм собственности.

Основным содержанием государственного регулирования производства в аграрном секторе является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Однако, здесь важно исключить возможность использования такой поддержки на компенсацию убытков от неэффективного ведения производства. Поэтому целесообразно выделить такой важный принцип регулирования государства, как экономическое стимулирование эффективно работающих предприятий.

В целях защиты сельхозпроизводителя в экономическом плане, государство формирует и поддерживает систему цен, обеспечивающую стимулирование устойчивого предложения и спроса на продовольственные и другие продукты, товары. Эффективность выполнения этой функции зависит от мер преодоления диспаритета цен, неблагоприятного воздействия монопольных структур различных сфер АПК на сельское хозяйство.

Принципы государственного регулирования находят проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей.

Они объединятся в три группы: правовые, административно-организационные и экономические (рисунок 2).

Рисунок 2 - группы принципов государственного регулирования

К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относятся: контроль за соблюдением стандартов; система лицензирования производства, переработки и реализации зерна; установление квот и таможенных пошлин на экспорт и импорт зерна, а также продукты переработки зерна; установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка; установление пороговых цен на зерно; определение приоритетных направлений развития отраслей и их инвестирования; установление соотношения между ценой на сырье и рентабельностью для перерабатывающих предприятий и др.

Экономические методы бывают: прямыми (бюджетным) и косвенными (денежно-кредитным).

В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», основными направлениями экономических метолов являются: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села.

Рассмотренные направления образуют экономическое государственное регулирование сельскохозяйственного производства, которое в себя вбирает: финансово-кредитное регулирование; налоговое регулирование; ценовое регулирование.

Финансово-кредитное регулирование АПК сейчас является одним из главных звеньев государственного экономического регулирования АПК. Его назначение - распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

Государственное финансирование АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривает распределение средств федерального бюджета по трем направлениям: осуществление государственных целевых программ; бюджетная поддержка сельскохозяйственного производства; страхование.

По причине того, что задачи в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, необходимо рассматривать уровень доходности сельских товаропроизводителей, а также уровень развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы: инструменты по повышению эффективности сельскохозяйственного производства; инструменты по обеспечению социальной защищенности сельского населения и развитию социально-производственной инфраструктуры сельских территорий.

Итак, государственная поддержка АПК предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи.

Государству нужно создавать новые условия для становления, а также устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и промышленные средства производства для села, на средства для фондообразующих отраслей АПК, продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства.

Кроме того, в государственных гарантиях нуждается реализация основных видов продовольственных товаров, поступающих в ценах ниже установленных, финансирование устойчивого воспроизводства и плодородия почв.

Сегодня, как никогда, нужно антимонопольное государственное регулирование, поддержка инновационно-инвестиционной деятельности по технико-технологическому состоянию АПК, помощь в воспроизводстве племенного скота, в развитии элитного семеноводства. Важна также экономическая защита сельхозтоваропроизводителей конкуренции импортеров продовольствия. И, кроме того, надо эффективно внедрять систему страхования результатов производства в АПК.

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством продовольствия и промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья, их хранением и реализацией потребителю; производством средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, их производственно-техническим обслуживанием.

Другими словами, АПК Беларуси включает 1)сельское хозяйство,

2) перерабатывающую промышленность и 3) обслуживающую сферу .

В структуру АПК входят: организационно – функциональная структура, продуктово - сырьевая и территориальная.

Организационно-функциональная структура АПК включает три сферы:

1) отрасли, обеспечивающих АПК средствами производства для всех звеньев АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение; производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений и др.).

2) сельское хозяйство по производству продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

3) отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, хранение, транспортировка и реализация продукции). Это - пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность. А также - легкая промышленность, работающая на сельскохозяйственном сырье, и торговля продовольственными товарами.

Продуктово –сырьевая структура АПК включает ряд подкомплексов продовольственных и непродовольственных товаров.

В состав АПК Республики Беларусь выделяются следующие основные подкомплексы: хлебопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоконсервный, кормовой, льняной.

Территориальная (региональная) структура АПК включает совокупность соответствующих отраслей в рамках данной территории, т.е. в масштабах республики, области, района. Территориальные (региональные) АПК районов и областей являются составными элементами единого АПК республики.

Инфраструктура АПК – это структура, которая состоит из предприятий и организаций, обслуживающих АПК, и обеспечивающих общие условия развития производства и жизнедеятельности людей. По своему целевому назначению инфраструктура подразделяется на производственную инфраструктуру и социальную.

Производственная инфраструктура АПК обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, разделения, обмена и потреблении. В нее входят материально-техническое обслуживание (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и т.д.); материально-техническое снабжение и заготовки сельскохозяйственной продукции; элеваторное, холодильное и складское хозяйство; систему доведения продукции до потребителя; транспорт и связь по обслуживанию производственных нужд всех отраслей и предприятий АПК.



Задачей социальной инфраструктуры является обеспечение нормальных условий жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления рабочей силы.

В нее входят дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки; органы здравоохранения, спорта и охраны окружающей среды; жилищно - коммунально-бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание; общественный транспорт, связь; информационная служба, служба охраны и техники безопасности труда.

Модернизация агропромышленного комплекса намечена в программах технического и технологического переоснащения его отраслей, «Энергосбережение», «Плодородие», «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур».
С целью улучшения социально-экономической и демографической ситуации на селе, создания приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села. Она призвана решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить необходимые социальные стандарты жизни сельского населения и эффективное, конкурентоспособное агропромышленное производство.

Лекция 9 (2 часа)

Вопросы темы 4:

4.3.2. Сельское хозяйство как комплексообразующая отрасль АПК:

структура и особенности.

4.3.3. Растениеводческие подкомплексы, оценка состояния и направления

развития.

4.3.4. Животноводческие подкомплексы: оценка состояния и задачи

развития.

4.3.5. Состояние и развитие отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

4.3.2. Сельское хозяйство как комплексообразующая отрасли АПК: структура и особенности .



Основной комплексообразующей отраслью АПК является сельское хозяйство . В валовом внутреннем продукте страны доля сельского хозяйства составляет 7,5% . По состоянию на начало 2008 года в республике функционировало 1720 сельскохозяйственных организаций, 2016 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1100 тыс. личных подсобных хозяйств, занято 435,6 тыс. человек (10,5 % от общей численности занятых в народном хозяйстве). Сельское хозяйство ориентировано главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в продуктах питания. Отдельные виды продовольственных товаров являются экспортным потенциалом.

Сельское хозяйство производит продукты питания и сырье для пищевой и легкой промышленности (составляющие около 9% национального дохода республики и более ¾ товаров народного потребления).

Беларусь относится к странам с индустриально-аграрной экономикой, располагающим значительными земельными и трудовыми ресурсами.

Занимая в мире 0,15% территории и имея 0,17% населения, Беларусь обладает 16% мировых посевов льна, или более 20% его посевов в Европе, производит 2,8% – картофеля, 0,9 – молока, 0,6 – сахарной свеклы, 3 – мяса в убойной массе и 0,24% зерна, расширяются объемы возделывания зернобобовых и масленичных культур.

В настоящее время в сельской местности проживает 27,6% жителей страны, остальные 72,4% живут в городах.

Сдерживают рост производства в продовольственном комплексе две основные проблемы. Первая – низкая покупательная способность населения, вторая – отсутствие развитой инфраструктуры доведения продукции до покупателя.

Основные особенности сельского хозяйства:

1) в качестве главного средства производства выступает земля, так как она является одновременно средством труда и предметом труда; земля ограничена пространственно и ничем незаменима;

2) в сельском хозяйстве с помощью зеленых растений за счет фотосинтеза из неорганического вещества создается органическое вещество, т.е. накапливается новая энергия, в других отраслях энергия расходуется;

3) в сельском хозяйстве экономический процесс воспроизводства тесно переплетается с естественным, природным воспроизводством, так как в качестве средств производства здесь выступают живые организмы (растения, животные, микроорганизмы);

4) в сельском хозяйстве период производства не совпадает с рабочим периодом (особенно в растениеводстве), из-за чего занятость работников здесь имеет сезонный характер;

5) себестоимость производства единицы однородной продукции сельского хозяйства в разных районах размещения разная, поэтому из-за экономической целесообразности следует размещать производство товарной продукции там, где она обходится дешевле;

6) не вся произведенная в сельском хозяйстве продукция может быть товарной, так как значительная часть (свыше 20%) валовой продукции сельского хозяйства – семена, корма, часть поголовья животных используется в дальнейшем процессе воспроизводства

Сельское хозяйство подразделяется на две крупные отрасли: растениеводство и животноводство .

Растениеводство охватывает зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство, плодоводство, льноводство, кормопроизводство и т.д.

Животноводство включает в себя скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, коневодство. А также - кролиководство, рыбоводство, пчеловодство.

Каждая отрасль сельского хозяйства имеет свои специфические особенности. Они различаются по виду производимой продукции, применяемым средствам и предметам труда, характеру профессионального состава кадров, применяемой технологии и организации производства.

Сельское хозяйство взаимосвязано с другими сферами АПК по многим направлениям. От первой сферы (фондопроизводящих отраслей) оно получает машины, минеральные удобрения, химические средства защиты растений и животных, строительные материалы и т.д. Для предприятий третьей сферы АПК, работающих на сельскохозяйственном сырье, оно это сырье поставляет.

Основные задачи сельского хозяйства – обеспечение дальнейшего роста и большей устойчивости производства, повышения эффективности растениеводства и животноводства с целью более полного удовлетворения потребностей населения в высококачественных и недорогих продуктах питания, а промышленности – сырье, создание необходимых государственных сельскохозяйственных резервов как для внутреннего потребления, так и для экспортных целей.

Агропромышленный комплекс является крупнейшим сектором народного хозяйства области, от эффективной работы которого во многом зависит стабильность экономической, социальной и политической ситуации в обществе.

Анализируются показатели сельского и лесного хозяйства.

Таблица 12. Продукция сельского хозяйства (млн. руб.)

Таблица 13. Урожайность овощей (в хозяйствах всех категорий; центнеров с одного гектара убранной площади)

Предприятия-переработчики, являющиеся по сути монополистами, закупали у сельхозтоваропроизводителей сырье по низким ценам, что не позволяло последним осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. Это привело к недостатку оборотных средств, сокращению инвестиций, уменьшению объемов применяемых минеральных удобрений, увеличению нагрузки на технику, снижению уровня реальной заработной платы. Ухудшились демографическая обстановка на селе и социально-экономическое положение работников сельского хозяйства.

Вышеперечисленные факторы отрицательно отразились на объемах производства в сравнении с докризисным периодом.

Наблюдается тенденция к упрощению технологий возделывания сельскохозяйственных культур, в необходимых объемах не применяются удобрения и средства защиты растений, происходит деградация сельскохозяйственных земель.

Основные направления развития АПК

Региональная аграрная политика нацелена на восстановление и развитие агропромышленного комплекса по следующим направлениям:

внедрение системы устойчивого ведения сельского хозяйства для наращивания объемов производства и снижения зависимости от неблагоприятных погодных условий;

формирование экономических условий для преодоления убыточности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышения доходности крестьянских (фермерских) хозяйств на основе использования различных схем расчетов за продукцию, налогового стимулирования предприятий, увеличивающих объемы реализации продукции, в пределах возможностей области предоставление инвестиций, компенсаций, дотаций;

увеличение поставок сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд;

реструктуризация задолженности и реформирование убыточных предприятий;

оказание поддержки в повышении технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий путем участия в организации производства отдельных видов сельскохозяйственных машин, формирования лизинговых фондов, совершенствования работы действующих и создания новых машинно-технологических станций с учетом обеспеченности их объемами работ, исходя из экономической эффективности услуг для потребителей;

формирование инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью насыщения местного рынка и для межрегионального обмена;

содействие формированию интегрированных структур различного типа, обеспечивающих более справедливое распределение конечного дохода между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, сферой реализации и торговли;

поддержка развития кооперации в сферах производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в производственном обслуживании товаропроизводителей АПК и личных подсобных хозяйств населения;

продолжение работы по созданию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и обслуживание сельхозтоваропроизводителей в специализированных банках;

развитие перерабатывающей промышленности на основе полной загрузки мощностей;

подготовка кадров, кадровое обеспечение.

Агропромышленный комплекс

В структуре товарного производства области на долю сельскохозяйственного производства приходится 25%.

Удельный вес оренбургского агропромышленного комплекса в России составляет 4,7% по производству зерна, 11,5% - масла растительного, 1,4% - мяса.

Ежегодно производится более 3,5 млн. тонн зерна, 200 тыс. тонн подсолнечника, 350 тыс. тонн молока, около 50 тыс. тонн мяса скота и птицы. В отдельные годы производство зерна достигает 5,0 млн. тонн. Ведущее место занимает пшеница твердых и сильных сортов. Кроме того, на полях выращиваются яровая и озимая пшеница, яровой ячмень, озимая рожь, гречиха, просо, горох, подсолнечник, кукуруза, овощебахчевые культуры.