Экологический аудит проводится. Экологический аудит способствует. Обязательный экологический аудит проводится

05.01.2024 Налоги

Все предприятия и ИП, действующие в правовом поле России, обязаны обеспечивать соблюдение норм экологической безопасности. Результаты работы компании не должны наносить ущерб окружающей среде. Если будет выявлено обратное, субъекта хозяйствования привлекают к ответственности. Для своевременного реагирования на возможные недочеты в организации внутренней системы контроля влияния на природу проводят экологический аудит.

Основной нормативный документ

Такую проверку должны проводить независимые эксперты. Она носит комплексный характер. Все этапы анализа обязательно документируют.

При аудите за основу берутся положения Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ. Обозначенные в данном правовом акте стандарты экологической безопасности принимают за норматив, с которым сравнивают текущие показатели деятельности компании.

Формы аудита экологической направленности

Проверка может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольный экологический аудит инициирует руководство компаний, деятельность которых может быть опасной для окружающей среды. Вероятные поводы для обследования:

  • смена владельца фирмы;
  • заключение нового договора на аренду имущественных активов.

Предпосылки для запуска аудита также могут быть обозначены потенциальным увеличением угрозы экологической безопасности в результате переоснащения технологических линий или при зафиксированном факте превышения лимита выбросов.

Фактор обязательности проверки срабатывает при наличии таких условий:

  • предприятие, деятельность которого представляет потенциальную опасность для окружающей среды, запустило процедуру ликвидации или находится на стадии банкротства, приватизации;
  • необходимо оценить уровень риска при покупке страхового полиса экологического типа;
  • выполнение требования финансового учреждения при подаче заявки на получение кредита;
  • ликвидация последствий экологических катастроф;
  • на компанию международными правовыми актами возложены дополнительные обязательства по выполнению экологических программ.

Во многих странах, в том числе в России, в результате нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, нехватки достоверной информации в этой области начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит.

Экологический аудит определяется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как «независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Характер этой деятельности предполагает обеспечение аудитору доступа к конфиденциальной информации аудируемой организации, в частности, информации об используемых технологиях, объемах выпускаемой продукции, затратах на природоохранные мероприятия и пр. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность этих сведений и получаемых при проведении аудита документов, они не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия лиц, в отношении которых осуществлялся аудит. Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной, в том числе природоохранной, деятельности, дает возможность правильно сформировать учетную политику организации, способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, предотвращению возможных производственных аварий.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции «экологическое аудирование», «экологический аудит». Тем не менее к настоящему времени принят ряд нормативных правовых актов, которые не только закрепляют экологический аудит как правовую категорию, но и могут рассматриваться в качестве основы правового регулирования данного вида деятельности.

Экологический аудит предусмотрен Классификатором правовых актов (110.010.100). Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст. 27 (ч. 2) Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в которой устанавливается, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр «главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр» 1 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // СЗ РФ. 2005. № 20. Ст. 1885. .

Существуют обязательный экологический аудит, например, при страховании экологических рисков, и добровольный. Благодаря добровольному экологическому аудиту происходит устранение административных барьеров для входа организаций на рынок, что способствует конкуренции и оказывает положительный эффект на потребителя. После положительного заключения экоаудитора предприятие имеет возможность получить экологический сертификат на продукцию, т.е. сделать ее конкурентоспособной не только на национальном рынке страны, но и в международном масштабе, следовательно, вывести предприятие на более высокий рыночный уровень, а также повысить инвестиционную привлекательность. Юридическое лицо, которое эффективно внедряет программы экологического аудита, тем самым показывает, что ведет открытую экологическую политику, предоставляя потребителям гарантии в наличии обязательства в отношении управления охраной окружающей среды.

Экологический аудит - это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

В основе проведения экологического аудита лежат следующие принципы:

  • объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализм и компетентность экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирование работ по проведению экологического аудита;
  • комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Экоаудитор осуществляет свою деятельность только при наличии соответствующего удостоверения, полученного после специального обучения. Сведения об экоаудиторе, прошедшем аттестацию, заносятся в Реестр аттестованных экоаудиторов Минприроды России, который ведется комиссией.

Порядок проведения экологического аудита . Экологический аудит проводится на основании договора, который заключается между экоаудитором или экоаудиторской организацией и лицом, деятельность которого подлежит аудиту. В этих случаях применяется Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6. На основании Правила (стандарта) определяются взаимоотношения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, и экономического субъекта на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

Правило (стандарт) определяет условия и порядок подготовки договора на оказание аудиторских услуг (проведение аудита и (или) оказание сопутствующих аудиту услуг) между аудиторской организацией и экономическим субъектом и определяет права, обязательства и ответственность аудиторской организации и экономического субъекта при заключении договора на оказание аудиторских услуг. При этом требования Правила (стандарта) носят для аудиторских организаций и экономических субъектов рекомендательный характер.

Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций и проверяемых лиц общего характера содержатся в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол № 6.

Экологическая аудиторская организация вправе самостоятельно определять формы и методы экологического аудита, исходя из требований нормативных правовых актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым объектом. Аудиторская организация может формировать группы экоаудиторов, привлекать на договорной основе экоаудиторов, экспертов или других специалистов с опытом работы в области охраны окружающей среды и природопользования; запрашивать необходимую документацию на аудируемом объекта.

В круг обязанностей экологической аудиторской организации входит предоставление информации о наличии лицензии и аттестованных экоаудиторов до заключения договора о проведении аудита; систематическое повышение квалификации экоаудиторов организации; обеспечение экоаудиторов нормативной правовой документацией.

На основании проведения аудита составляется заключение по экологическому аудиту, которое, как правило, состоит из трех частей; вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, личные данные экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита. В аналитической части указываются наименование субъекта хозяйственной деятельности, период деятельности, за который проводится экологический аудит; результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям; факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.

В итоговой части содержатся обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; анализ действующего законодательства в данной сфере, конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду; последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции; 1) доходов, полученных в результате незаконной деятельности, - в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов; 2) штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) - в доход республиканского бюджета РФ.

До настоящего времени на законодательном уровне не урегулированы основные вопросы, возникающие в связи с назначением и проведением экологического аудита:

  • отсутствуют указания на возможность, основания и правовые последствия обязательного назначения и проведения экологического аудита;
  • не определены меры по защите конфиденциальной информации и порядок использования такой информации, полученной при проведении аудита;
  • не закреплены квалификационные требования к аудиторам;
  • не установлен порядок отнесения расходов, связанных с проведением экологического аудита, на цели налогообложения;
  • оказание услуг по проведению экологического аудита не обозначено в качестве самостоятельного вида экономической деятельности в действующих классификаторах видов экономической деятельности и др.

Использование экологического аудита как инструмента экологической политики России в рамках проводимых административных преобразований требует законодательного регулирования. В частности, для достижения стратегических целей экологической политики России в рамках устойчивого развития Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» предусмотрено: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; неистощительное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; необходимо эффективное управление качеством окружающей среды как на федеральном, так и на региональном уровне.

Отсутствие экологического аудита в перечне лицензируемых видов деятельности объясняется неопределенным предназначением данного инструмента в рамках экологического законодательства. Статья I Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержит правовое определение экологического аудита, но не дает представления относительно его места в правовом механизме охраны окружающей среды. В целях внедрения механизма экологического аудита, в первую очередь государственного, разработан соответствующий законопроект, который пока не принимается. Одна из причин - обязательный экологический аудит дублирует государственный экологический контроль.

Субъекты РФ могут осуществлять собственное правовое регулирование в области экологического аудита. Так, Законом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2005 г. «О городском экологическом контроле в Санкт-Петербурге и административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды» установлено, что плановой проверке государственного экологического контроля не подлежат следующие объекты городского экологического контроля: внедрившие и поддерживающие на предприятии систему управления окружающей средой (систему экологического менеджмента) и представившие соответствующие документы в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль; один раз в два года представляющие положительное заключение экологического аудита в исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий городской экологический контроль. Попытки внедрения экологического аудита предпринимаются и в других субъектах РФ, например, в г. Москве.

Экологический аудит – независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения жизнеустойчивого развития.

Задачами

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия,
  • выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
  • стимулирование внедрения инновационных решений.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально.


Предметом
экологического аудита является:

  • виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;
  • состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;
  • системы управления окружающей средой;
  • соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;
  • использование ресурсов;
  • процесс обращения с отходами;
  • финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Принципы экологического аудита:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:

  • Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,
  • Оценка эффективности системы экологического менеджмента,
  • Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,
  • Оценка экономического ущерба от загрязнения,
  • Оценка опасности отходов,
  • Определение рациональности природопользования на конкретной территории,
  • Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,
  • Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,
  • Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,
  • Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,
  • Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

История

Принято считать, что экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов в промышленно развитых странах и стал в них потенциально эффективным инструментом экологического права. Необходимость его применения впервые возникла в США в 70-х годах ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. В ЕЭС впервые директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, а основные принципы экологического аудита реализованы в Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту и действуют с 1995 года. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году. В 1996 году Международной организацией по стандартизации (ИСО) были разработаны международные стандарты ИСО серии 14000, охватывающие все основные вопросы экологического аудита, системы управления (менеджмента) окружающей средой и предназначенные для использования в странах-участниках ИСО. В указанных странах экологический аудит позволил выявить экологические правонарушения и своевременно принять меры по их устранению и, соответственно, избежать или минимизировать штрафные санкции. На международном уровне отсутствует четкое определение экологического аудита и он трактуется по-разному. Но на основе определений, принятых Всемирным и Европейским банками реконструкции и развития, Американским Агентством по охране окружающей среды («Заявление о политике в области экологического аудита»- 1986 год), а также стандартов ИСО 14000, можно определить, что в международной практике под экоаудиторской деятельностью понимается, прежде всего, систематическая, объективная оценка работы хозяйствующего субъекта, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, включая анализ эффективности природоохранных мероприятий, проверку на соответствие природоохранным требованиям. Экологический аудит на международном уровне рассматривается как экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекательности и применяется для обоснования инвестиций, их целесообразности и эффективности. При этом, прежде всего, учитываются требования экологической безопасности инвестиционных проектов, включая новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, а так же установление приоритетных направлений, для которых необходима государственная поддержка таких проектов.

В основном все международные банки, а в последние годы уже и некоторые российские рассматривают вопросы о кредитовании только после проведения экологического аудита. Экологический аудит актуален для банковских институтов, потому что финансовый риск напрямую связан с экологическим. В результате загрязнения окружающей среды, крупных аварий и техногенных катастроф, а также в результате неучтенных ранее экологических требований инвестор может быть привлечен к гражданской ответственности, что опасно для банковских структур репутационными рисками. Положительное аудиторское заключение в данном случае играет важное значение и для банка, и для предприятия, так как является необходимым условием получения инвестиций. Более того, некоторые банки (например, Всемирный банк реконструкции и развития) сами обладают правом законодательного установления норм и правил в области экологического аудирования.

Правовые аспекты экологического аудита

Принципиальное отличие российского опыта в организации экологического аудита от европейского заключается в том, что за рубежом такие проверки воспринимаются не только заинтересованными предприятиями, банками и общественными организациями, но востребованы и самим государством. В России экологический аудит применяется с 1993 года, его внедрение было обусловлено желанием крупных предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению экологических требований, а также с целью получения предприятиями кредитов международных финансовых структур. При этом, изначально экологический аудит осуществляли в основном западные фирмы по методикам международных банков.

Основные положения аудита в Российской Федерации определяют его как предпринимательскую деятельность. Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экоаудиторов и экоаудиторских организаций, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В России экоаудиторская деятельность впервые официально отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий». Программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприродой России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26 февраля 1996 года №168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» экологический аудит отнесен к лицензируемым видам деятельности, а функция органа по лицензированию закрепляется за Минприроды России и его территориальными органами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности поручается Госкомэкологии России. С целью формированию нормативной базы экологического аудита приказом Госкомэкологии России от 16 октября 1997 года №453 принят «План первоочередных мероприятий по введению экоаудита в Российской Федерации», в рамках которого подготовлены и введены в действие следующие документы:

  • Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации.
  • Временные правила аттестации экологических аудиторов.
  • Временное положение о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов.

Основополагающим документом, регулирующим это направление деятельности, является приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. №181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Этим приказом, в частности, предусмотрено ведение Реестра аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг по экоаудированию.

Указанные документы легли в основу деятельности по подготовке экоаудиторов и их аттестации. Порядок аттестации и регистрации экоаудиторов представлены в приказе Государственного комитета по охране окружающей среды №436 от 16.07.98 г. «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Этим приказом введены формы документации, квалифицирующей специальность «экологическое аудирование».

Всего Госкомэкологией и Минприродой были выпущены следующие документы, ориентированные на регулирование деятельности в области экологического аудита на территории Российской Федерации:

  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» — №436 от 16.07.98 г.
  • Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» — №412 от 11 октября 1995г.
  • Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» — №540 от 29 декабря 1995г.
  • Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» — №282 от 18 июня 1996г.
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды — «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» — №181 от 30 марта 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» — №453 от 16 октября 1998г.
  • Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» — №94 от 17 февраля 1997г.

Госстандарт России утвердил Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:

  • ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;
  • ГОСТ Р ИСО 14004 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;
  • ГОСТ Р ИСО 14010-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;
  • ГОСТ Р ИСО 14011-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;
  • ГОСТ Р ИСО 14012-98 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».
  • ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.
  • ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься экологическим аудитом.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Как деятельность экологический аудит отмечен в Федеральном законе от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности (ст.27). Кроме того, в классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. предусмотрено определение экологического аудита под кодом 110.010.100.

19 декабря 1997 г. решением Общего собрания учредителей создан Национальный комитет экологической безопасности (НКЭБ). Национальный комитет экологической безопасности как организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, предприятий и хозяйствующих субъектов Российской Федерации создана для содействия органам государственной власти и управления Российской Федерации, хозяйствующим субъектам и общественности в области экологии и обеспечения экологической безопасности, в том числе в сфере экологического аудирования, для чего создан профильный Департамент НКЭБ.

Важной задачей Национального комитета является вступление Российской Федерации в Европейскую систему аккредитации органов по сертификации (ЕАС) систем управления окружающей средой. Это даст возможность взаимного признания сертификатов экоаудиторов Европейского Союза и Российской Федерации.

Перечисленные в данном разделе документы по экологическому аудированию, позволяют осуществлять экоаудиторскую деятельность на достаточно высоком уровне. В то же время процесс формирования нормативной базы, регулирующей деятельность в области экологического аудита, нельзя считать завершенным. Необходимо создание системы взаимодействия субъектов этой деятельности с местными органами власти и объектами аудиторской проверки, а также создание блока документов, решающих вопросы координации экоаудиторской деятельности, а также методического обеспечения как отдельных процедур, так и конкретных направлений аудита. В результате объединения Госкомэкологии с Минприродой некоторые нормативные документы были отменены.

Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько организаций, а именно: некоммерческое партнерство «Национальная Экологическая Аудиторская палата» и некоммерческое партнерство «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация» (НП «ЭМАССерт»)

Наиболее актуальные причины экологических загрязнений недвижимости

Наиболее распространенные экологические проблемы могут быть вызваны:

  • Ветхостью зданий: разрушение асбестосодержащих материалов (доказано, что асбест относится к наиболее активным канцерогенным веществам), нарушение влажностного режима (вследствие этого в помещениях возникают плесневые грибы, которые могут вызывать заболевания воздушно-дыхательных путей), устаревшая система водоснабжения (в воду попадают металлы, вызывающие тяжелейшие заболевания);
  • Несоблюдением санитарных норм при постройке зданий: неправильное конструирование систем вентиляции, кондиционирования, использование некачественных строительных и отделочных материалов;
  • Расположением офисных помещений в бывших промышленных и производственных предприятиях, в лабораториях, НИИ. Данная проблема чрезвычайно актуальна для современных мегаполисов. Экологическая опасность здесь объясняется по крайней мере двумя основными причинами. Во-первых, подобные помещения, как правило, не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам (по освещенности, уровню шума, вибрации и другим параметрам), а значит, рабочие места в них не должны располагаться вообще. Во-вторых, от прошлой деятельности промышленных предприятий и исследовательских подразделений в зданиях, естественно, остаются вредные вещества, концентрация которых во много раз превышает допустимые экологические стандарты;
  • Местонахождением здания в неблагоприятных промышленных частях города;
  • Превышением уровня шума, вибрации. Данная причина тесна связана с предыдущими. Более того, в промышленных районах в воздухе сконцентрированы опасные для жизни химические вещества;
  • Превышением электромагнитного поля. Это одна из самых распространенных причин экологического неблагополучия. Источником электромагнитных полей может быть неправильно проведенная или старая электропроводка, отсутствие заземления, морально устаревшая или неправильно эксплуатируемая оргтехника;
  • Повышенной влажностью, недостаточной вентиляцией, плохой гигиенической уборкой. В этом случае в помещении накапливается огромное число бактерий, создаются идеальные условия для размножения плесневых грибов. Многие строительные и отделочные материалы, а также мебель, которая не прошла контроль качества (однако имеет сертификат), выделяют в воздух помещений вредные вещества в высоких концентрациях (фенол, формальдегид, ароматические углеводороды, асбест и др).

Источники информации

http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологический_аудит

http://konto.su/

Статья раскроет основные моменты, связанные с экологическим аудитом. Что это за процедура, кем осуществляется и в каких целях – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вопрос защиты природы является актуальным для тех регионов, на которых действуют различные предприятия, способные негативно сказываться на окружающей среде.

С целью защиты природы введена такая процедура, как экологический аудит. Что необходимо о нем знать?

Общие сведения

Осуществление аудита экологического типа назначается на тех предприятиях, деятельность которых может сказываться на окружающей среде.

Проводится аудит экономического типа в таких случаях:

  • во время приватизации государственных и частных организаций;
  • при осуществлении процедуры банкротства;
  • при обязательном экологическом страховании;
  • во время подготовки программ и проектов инвестиций (при необходимости).

Целями аудита являются:

Принципами экологического аудита считаются:

  • объективность и независимость аудиторов от субъекта деятельности, который подлежит проверке;
  • профессионализм и компетентность в вопросе охраны природы;
  • достоверность и полнота информации;
  • планирование работ по осуществлению экоаудита;
  • комплексность – охват всех сторон воздействия на природу;
  • конфиденциальность сведений, полученных при проведении аудита;
  • ответственность экоаудиторов за итоги проверки.

При проведении аудита проверке подлежит следующее:

  • учредительная документация предприятия;
  • документы, разрешающие осуществлять деятельность;
  • документы о движении сырья;
  • документы системы контроля по соблюдению требований охраны природы;
  • документы о пользовании природными объектами;
  • документация, отражающая учет списанных расходов;
  • технические документы организации;
  • документы о периодичности проверок оборудования.

Программа по осуществлению экоаудита дает возможность:

  • определить стратегию управления руководящих должностей организации;
  • с выгодой использовать ;
  • снизить вероятность загрязнения природы;
  • увеличить спрос на товары;
  • сделать организацию привлекательной для инвесторов.

Проведение экологического аудита проводится с промежутком 1-3 года.

Необходимые термины

Кто его проводит

Проводится аудит специально назначенным человеком – экоаудитором. Такой особой является физическое лицо, которое отвечает требованиям квалификации и имеет специальный аттестат в области экологии.

Аудиторы не могут являться акционерами того предприятия, которое проверяется. Он должен быть независимым. Бывают случаи, когда аудитор каким-то образом касается организации.

Его независимость может обеспечиваться, если:

  • аудитор оказывает консультационную помощь, которая не перерастает в услуги по управлению деятельности организации;
  • отсутствуют причины или ситуации, влияющие на объективное мнение;
  • этот человек не присутствовал при проверке;
  • ответственность за отчетность лежит на организации.

Экологические аудиторы имеют ряд прав, среди которых:

Имеются и обязанности:

  • при проведении экологического аудита соблюдать требования законодательства;
  • передавать проверяемой организации аудиторское заключение в установленные сроки;
  • отвечать за сохранность документации.

Разделение на виды

Экологический аудит может быть обязательным или добровольным. Первый проводится согласно нормативным актам по отношению к опасным предприятиям в плане экологии.

Это случаи:

  • приватизация или банкротство юридического лица (при экологически опасной деятельности);
  • осуществление страхования экологического типа;
  • кредитование лиц юридического типа банками;
  • оценка деятельности по устранению экологических последствий;
  • принятие решения органами государственной власти о возможности продления лицензии для использования экологических объектов;
  • выполнение международных обязательств РФ об охране природы;
  • прочие случаи, которые упоминаются в нормативных актах.

Правом назначать проведение аудита обладает только аттестованный специалист.

Добровольный аудит может осуществляться по собственному желанию организации или предпринимателя, если они ведут деятельность, которая негативно сказывается на окружающей среде.

Это могут быть случаи при изменении владельца объекта, сдаче имущества в аренду, модернизация процесса и прочее. Целью такого аудита является получение рекомендаций по поводу рационального использования объектов, охране природы.

Проводится на платной основе. В зависимости от исполнителя аудита выделяют следующие типы:

Внутренний (аудит первой стороны) Осуществляется специалистами из состава сотрудников проверяемого предприятия
Внешний
Аудит второй стороны Проводится сторонами, которые заинтересованы в деятельности проверяемой организации. Например, органом административного управления по отношению к его подразделению
Комплексный Аудит проводится в отношении всех типов деятельности предприятия
Совместный Осуществление аудита одновременно несколькими организациями, не заинтересованными в результатах проверки, то есть независимыми организациями
Плановый или внеплановый

Также бывают следующие типы экологического аудита:

Правовые основы

В соответствии с ним, определено следующее:

Данный закон определяет экологический аудит, как независимую оценку соблюдения требований по отношению к защите природы.

Согласно Постановлению № 378 Государственного стандарта (21 октября 1998 года), были созданы и введены в действие стандарты, касающиеся экологической защиты.

Порядок осуществления экологических проверок со стороны государства регулируется , принятым 8 августа 2001 года.

Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологического аудита в форме плановых и внеплановых проверок.

Порядок осуществления экологического аудита на предприятии

Вопрос о порядке проведения процедуры решается исходя из целей аудита. Комиссия должна проводить аудит по четко выработанной программе.

При ее разработке учитывается:

  • техническое задание;
  • экологический паспорт организации;
  • документация, которая характеризует деятельность предприятия;
  • результаты проверок государственными органами.

Проводится на основании соглашения, заключаемого между аудитором и предприятием. Может проводиться до или после его подписания.

До заключения договора необходимо предварительно ознакомиться с деятельностью субъекта и принять решение о возможном . Может быть разовым или долгосрочным.

Согласно , принятому 20 октября 1999 года, определены отношения между аудиторской фирмой и экономическим субъектом во время подготовки заключения договора на оказание услуг аудиторского типа.

В этом же Стандарте определяются права и обязанности обеих сторон соглашения.

По каким критериям реализуется

Критерии аудита – исходят из цели, являются основой для подготовки программы проверки, служат для оценки деятельности. Устанавливаются они индивидуально, в зависимости от случая.

Формировать критерии нужно таким образом, чтобы поставленные цели можно было достигнуть. Этапы формирования:

  1. Анализ документации.
  2. Обобщение требований.
  3. Оформление критериев.
  4. Согласование их с заказчиком.

Во время проведения аудита экологического типа критериями могут служить:

  • положение 3 и 4 статей Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», принятого 10 января 2002 года;
  • положение 13-15 статей ;
  • Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 года.

Основными критериями при проведении аудита являются:

  • уровень опасности отходов от главной деятельности организации;
  • степень экологичности сырья, которое используется;
  • расчет рисков экологического типа при возникновении непредвиденных ситуаций;
  • объем выбросов в воздух газов парника;
  • соблюдение требований безопасности в области экологии;
  • оценка ущерба в случае нерационального использования объектов природы.

Проверяемые объекты

Объектами аудита могут выступать:

  • объекты природы, которые подвергаются или могут подвергаться пагубному воздействию со стороны организаций;
  • любые типы деятельности, которые оказывают влияние на природу;
  • итоги этой деятельности;
  • имущество организации;
  • процессы, проводимые предприятием;
  • система управления организацией в чрезвычайных ситуациях.

Объектом аудита может являться что угодно, если:

  • объект или определенная его часть выделены;
  • имеет четкие границы;
  • имеются признаки природного режима – изменение объема по сезонам, изменение площади;
  • выявлены связи с составляющими частями экологических систем;
  • объект зарегистрирован государством.

Объектами могут быть водные объекты, животные, земельные участки.

Как проводится процедура

Этапы проведения аудита экологического типа следующие:

  1. Оценка ситуации в организации на текущий момент.
  2. Оценка соответствий деятельности требованиям в области охраны природы.
  3. Рекомендации по устранению нарушений.

В процедуру проведения экоаудита входят следующие этапы:

Подведение итогов

В итоговой части должны содержаться выводы о воздействии, меры по их снижению и последствия в случае невыполнения мер.

В выводах содержится:

  • допущенные предприятием отступления от нормативных актов, которые попадают под аудит;
  • недостатки и положительные моменты деятельности организации.

Результатом проведения аудита является отчетность, в которой отражается:

  • исполнение рекомендаций проверки, которая осуществлялась ранее;
  • общая информация об организации;
  • принципы, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности;
  • экологические цели;
  • анализ экологических проблем, их оценка;
  • влияние мероприятий по охране природы на размер выручки.

По окончании проверки составляется акт в нескольких экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место оформления документа;
  • название органа, проводившего контроль;
  • дата и номер указа, на основании которого осуществлялась проверка;
  • личные данные аудитора;
  • название проверяемой организации;
  • дата, место и адрес проверки;
  • данные об итогах;
  • подпись проверяющего.

Аудиторский отчет состоит из вводной, аналитической и итоговой части. В вводной части содержится информация об аудиторской организации – название, адрес, данные аудиторов и прочее.

В аналитический раздел необходимо включить следующие сведения:

  • название организации, в которой проводилась проверка, период деятельности на момент аудита;
  • цели ревизии и объем;
  • критерии проведения;
  • сроки аудита;
  • результаты анализа;
  • выявленные нарушения.

В итоговой части содержатся выводы об общих результатах аудита. имеет такую же структуру, как и отчет.

В заключении могут содержаться – положительное мнение по поводу проверки (безоговорочное) или иметь мнение с оговоркой.

ЭА может быть добровольным и обязательным, то есть существуют определенные условия для проведения ЭА.

Обязательность ЭА может быть регламентирована нормативными правовыми актами или сложившейся практикой организации и выполнения работ в некоторых областях деятельности. В частности ЭА при изменении собственника с объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога, выделили в отдельный вид аудирования и является обязательным.

Обязательный аудит можно определить как ежегодную (или с другой периодичностью) проводимую аудиторскую проверку. Проводится для организаций и видов деятельности перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по ЭА. Обязательный ЭА может инициироваться (проводиться по требованию) специально уполномоченных государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства.

Добровольный (инициативный) ЭА проводится исключительно по инициативе организации.

Регулярное осуществление ЭА должно постепенно становится нормальной практикой хозяйствующих субъектов, так как получаемые отчеты смогут заменить проведение дорогостоящих ОВОС в полном объеме.

В зависимости от того, кто проводит аудирование различают внутреннее (проводят работники предприятия) и внешнее (проводят третьей стороной - независимой командой аудиторов).

Внутреннее ЭА является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации вместе с этим, при проведении внутреннего ЭА обеспечение объективности и независимости результатов очень проблематично. Поэтому понятие “внутренний аудит” редко упоминается в нормативно - правовых актах и публикациях.

Иногда ЭА подразделяют в зависимости от объема работы (анализа), срочности его проведения, степени детализации рассмотрения анализируемых аспектов и показателей. Выбор варианта (в соответствии с целями и задачами) ЭА производит заказчик. Каждый вариант (вид) ЭА отличается методической базой, регламентирующий оценку тех или иных экологических аспектов деятельности организации, содержанием выводов и рекомендаций. При экологическом аудировании может использоваться авторская методика, когда аудитор использует собственные подходы к анализу и оценке экологических аспектов. При высокой квалификации аудитора этот вариант эффективен, а с другой стороны затрудняется воспроизведение результатов аудита и отслеживание результатов работы организации, если последующий аудит проводит другой или фирма.

Анализ и оценка экологических аспектов может производиться по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций. Но здесь необходимо выбрать аналог, который будет служить эталоном.

Анализ и оценка экологических аспектов и формулировка выводов по результатам ЭА может производиться путем сравнения с установленными нормами и стандартами, регламентирующими требования к объекту (производству), организации, системе управления, отдельным производственным процессам (например, с требованиями СТБ ИСО 14001, предъявляемыми к системе управления окружающей средой на предприятии). Такой подход является наиболее плодотворным, обеспечивает сопоставимость результатов ЭА, возможность отслеживания изменений (положительных и отрицательных) в деятельности и состоянии организации.

Несмотря на наличие различных подходов к анализу и оценке экологических аспектов, организации и процедура ЭА для всех типов ЭА имеют общие черты.

В ЭА существуют три стороны:

ь Инициатор (клиент, заказчик);

ь Аудитор (аудиторская фирма);

ь Проверяемый объект (аудируемый объект или субъект).

Права и обязанности участников ЭА устанавливаются соответствующими нормативными правовыми и нормативными техническими актами. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

При проведении добровольного аудита заказчиком аудита является аудируемая организация (аудируемый субъект).

Аудитор в области экологии - физическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечающие квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области ЭА к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области экологии. Аудиторская организация, в штате которой должно быть не менее 3 аудиторов, осуществляет ЭА по одному или нескольким направлениям, оказывает сопутствующие ЭА услуги. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор осуществляет свою деятельность по проведении аудита после получения лицензии.

Как правило, ЭА осуществляется индивидуальным аудитором или группой аудиторов, представляющих аудиторскую организацию. Работа по ЭА проводится на основании договора, который заключают индивидуальный аудитор (аудиторская организация) с одной стороны, и аудируемый субъект, с другой. Все расходы по финансированию ЭА несет аудируемый субъект.

Работа проводится по заранее разработанной схеме (программе) проведения ЭА, которая включает исчерпывающий перечень вопросов, параметров, которые подлежат анализу и оценке в ходе ЭА. Этот же документ определяет состав необходимых приложений и структуру отчета по ЭА, требования к аудиторскому заключению.

Есть различные варианты перечней вопросов, на которые должны быть получены ответы в ходе ЭА. Часть из них определяется особенностями объектов аудировании. Так, специальные типы протоколов применяются в случаях аудита предприятий нефтеперерабатывающей, химической промышленности и др. в обычных случаях применяются стандартные формы протоколов. Большинство из крупных аудиторских организаций обычно разрабатывают и используют свои собственные протоколы.

Проведению аудита предшествует краткий обзор объекта с целью выявления наиболее значимых проблем, требующих углубленного исследования, в том числе с учетом мнения (или требований) заказчика. Согласно полученным данным об особенностях объекта программа ЭА уточняется.

Организация и проведение ЭА находится в ведении заказчика. Он нанимает аудитора (или аудиторскую организацию), оплачивает расходы по аудировании, определяет цели и критерии аудита, порядок использования материалов аудиторской проверки. Цели и задачи аудита, которые должны быть решены, выбираются в зависимости от того, что является основанием для проведения ЭА. Обычно ЭА проводится в течение нескольких дней (может быть больше) непосредственно при посещении объекта.

При реализации программы аудита, направленной на оценку экологической безопасности объекта в ходе его посещения аудиторами должны быть выполнены следующие основные действия:

ь Обход объекта и посещение всех участков намеченных в протоколе (программе) ЭА;

ь Анализ всех документов, фиксирующих выполнение природоохранных требований, норм санитарной, пожарной безопасности, техники безопасности и т.п., сбор копий наиболее важных на объекте документов;

ь Налаживание контакта и проведение бесед со специалистами и служащими на объекте)главный инженер, главный технолог, главный энергетик, начальник очистных сооружений);

ь Проведение консультаций с представителями государственных контрольных органов и ознакомление с “делом” объекта в архивах этого учреждения.

На практике работа по организации и проведению ЭА состоит их нескольких последовательных этапов.

Этап 1. Подготовка аудита (этап обеспечивает заказчик). На этом этапе выполняется следующая работа:

ь Составляется план и график ЭА. Аудит проводится в рабочие дни и часы. Обеспечивается контакт с необходимыми специалистами на объекте обеспечение аудиторов на время работы средствами индивидуальной защиты, оборудованием, инструктаж по технике безопасности (обеспечивает представитель аудируемого объекта);

ь Определяются цели, уточняются критерии ЭА;

ь Выбирается группа аудиторов или аудиторская фирма;

ь Подготовка с аудиторами протокола экологического аудита.

Этап 2. проведение экологического аудита аудиторами (аудиторской фирмой) непосредственно на объекте.

На этом этапе производится обзор и анализ информации по объекту. При проведении инспекции по объекту собирается информация, которая дает максимально полное представление об уровне экологической опасности объекта. Для оценки фактического воздействия на окружающую среду аудируемого объекта аудиторами могут быть использованы методы материальных балансов и технологических расчетов, фотосъемка и видеосъемка.

Настоящий этап завершается обобщением и оценкой результатов аудита, составлением проекта отчета с выводами и рекомендациями и информированием о них заказчиков.

При выполнении 1 и 2 этапов, может быть выявлено, что имеющихся данных и информации по аудируемому объекту недостаточно для достижения целей, которые поставлены заказчиком аудита, что может служить основанием для прерывания аудирования и продолжения его после получения достаточно необходимой информации.

Этап 3. Разработка и согласование выходных документов по результатам аудита.

На этом этапе подготавливается проект отчета по ЭА и по результатам его обслуживания с учетом уточнений и замечаний.

Окончательный вариант отчета с выводами и рекомендациями предоставляется заказчику. Единых требований к содержанию отчета по ЭА нет. Для обязательного аудита целесообразно сформулировать единые требования к выводам и рекомендациям по результатам аудита, так как они являются основанием для принятия мер и заключения формулировки заключения специально уполномоченными государственными органами.

Этап 4. Использование результатов аудита заказчиком.

Все материалы, полученные в результате ЭА, и сам окончательный отчет являются конфиденциальной информацией, которая принадлежит, т.е. является собственностью заказчика ЭА. При реализации программы добровольного ЭА заказчик разрабатывает план действий по реализации рекомендаций с целью обеспечения соблюдения требований технических и правовых норм в области природопользования и охраны окружающей среды, создания системы управления окружающей средой, охраны здоровья людей.

Опыт ЭА свидетельствует о том, что существует множество возможностей эффективного использования его результатов. Это:

ь Идентификация ранее не учтенных источников воздействия на окружающую среду и отходов;

ь Оптимизация потребления ресурсов;

ь Обоснование целесообразности проведения дополнительных изысканий и НИОКР;

ь Обоснование и сравнение альтернативных вариантов, предложений по внедрению новой техники, природоохранных и других мероприятий;

ь Оценка дополнительных капитальных и производственных затрат по вариантам решений и срокам их окупаемости;

ь Определение вероятных источников финансирования (долевого участия предприятий в строительстве или реконструкции очистных сооружений и систем размещения и удаления отходов);

ь Возможное уменьшение или исключение существующих и снижение риска возникновение дополнительных штрафных санкций и эколого-экономической ответственности (возмещение ущерба);

ь Определение дополнительных затрат на развитие системы мониторинга и производственного экологического контроля;

ь Уменьшение производственных затрат и возможная прибыль, связанная с появлением дополнительной продукции.

При обязательном ЭА использование его результатов в компетенции заказчика аудита. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения по результатам обязательного ЭА определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разрабатываемыми специально уполномоченным государственным органом в области ЭА.