Войти забыли пароль? Азиатские модели рыночной экономики (японская, китайская, южнокорейская) Модель смешанной экономики в южной корее

16.02.2024 Штрафы

Экономическое развитие Южной Кореи

Введение............................................................................................. 3 - 4

Глава 1. Типы экономических систем. ..................................................... 4 - 5

1.1 Смешанная система и ее модели. Глава 2. Экономическое развитие южнокорейской модели.............................................................................. 6 - 13
2.1 Восстановление экономики: 1953-1961 гг.

2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг...........

Глава 3. Банковская система Республики Корея.................................... 14 - 18

3.2 Деятельность кредитно-банковских институтов. Заключение 19

Список литературы.................................................................................... 20

Введение.

Тема выбранной мною курсовой работы не случайна. Меня сразу же привлекла эта тема, “Экономическое развитие Южной Кореи” , я посчитала ее актуальной, особенно на сегодняшний день, когда наша страна стоит на перекрестке двух дорог: какую из них выбрать - социально- ориентированную, присущую Западной Европе или же восточноазиатскую? На мой взгляд, именно сейчас необходимо рассмотреть все оптимальные варианты во избежание всевозможных кризисных ситуаций. Южная Корея всего лишь три десятилетия назад находилась в бедственном положении: высокий уровень инфляции и безработицы. Что же произошло? Как раз этот вопрос я задала себе при выборе этой темы. В чем же скрыт секрет южнокорейского чуда? Кто же повлиял на столь благоприятный исход? Какова была и есть роль государственного аппарата в развитии экономики, рыночных отношений?

Ответы на эти вопросы должны раскрыться в моей работе, которая построена следующим образом.

Первая глава посвящена типам экономических систем, в частности смешанной системе, к которой и относится страна Южная Корея.

Вторая глава прослеживает стратегию экономической политики этого государства.

Отдельной главой я выделила банковскую систему Южной Кореи. Банки были первой помощью государства. На них опиралась вся инфраструктура страны.

В заключении подведен итог моей курсовой работы. Здесь представлен перечень вопросов, рассмотренных мной, и найденных ответов на них.

Глава 1. Типы экономических систем.

1.1 Смешанная система и ее модели.

Под экономической системой мы понимаем совокупность экономических отношений и форм хозяйствования, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена потребления материальных и духовных благ и услуг.

В экономической науке различают несколько типов экономических систем. Среди них: традиционная экономика, рыночная, административно- командная и смешанная. На последней мне бы и хотелось остановиться.

Смешанная модель, как правило, сочетает в себе регулирующую роль государства и экономическую свободу производителей. Она диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную и другие экономические политики, способствующие экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Современный мир показывает большое разнообразие форм. Самые наглядные из них - шведская, японская, американская, южнокорейская модели.

Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной шведской модели является социальная политика. Для ее успешного проведения установлен высокий уровень налогообложения, составляющий более 50% ВНП. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает высокий экономический рост с высоким уровнем благосостояния населения и с обеспечением полной занятости.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит индикативный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие мобилизирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что необходимо для развития страны. Это позволяет создавать системы управления и организации производства, дающие большой эффект в условиях Японии.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Южнокорейскую модель экономического развития также относят к одним из значимых моделей смешанной системы. Эта модель подразумевает стратегию, ориентирующую производство страны на экспорт. Она успешно сочеталась с большим притоком иностранного капитала, ростом денежных сбережений населения и интенсивным внедрением в производство передовых достижений научно-технического прогресса.

Глава 2. Экономическое развитие южнокорейской модели.

2.1 Восстановление экономики: 1953-1961 гг.

Послевоенная Корея представляла собой аграрную страну с закрытой экономикой. Промышленная база была полностью разрушена войной. Быстрый рост населения, ускоренная урбанизация, безработица осложняли ситуацию переходного периода. В условиях дефицита основных потребительских товаров правительство ориентировало производителей на выпуск товаров повседневного спроса, замещающих соответствующий импорт. Однако политика импортозамещения вскоре натолкнулась на ограниченность инвестиций и недостаточную емкость внутреннего рынка.

Правительство правело земельную реформу, направленную на увеличение числа землевладельцев за счет перераспределения земельных ресурсов. Число фермеров-арендаторов земли снизилось с 42,1% в 1947 г. до 5,2% в 1964 г. Таким образом удалось нарастить объемы производства основных сельскохозяйственных продуктов., существенно ослабив остроту проблемы насыщения внутреннего рынка продовольствием.

Вторым шагом к восстановлению южнокорейской экономики явилась реформа, направленная на максимальное использование людских ресурсов. Корея обеспечила 265%-ый рост охвата населения средним образованием по сравнению с предыдущими годами. Уровень неграмотности сократился с 78% до 28%. Наличие относительно дешевой и квалифицированной рабочей силы стало основным конкурентным преимуществом.

В целом за рассматриваемый период экономика страны, пройдя путь ошибок и проб в поиске эффективной стратегии развития, подошла к началу 60-х гг. с относительно невысокими темпами роста ВНП - 3,7% , а ВНП на душу населения - 1,7%.

2.2 Становление системы централизованного экономического планирования.

Именно государство создает условия для развития основ рыночной экономики - свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции. В современном рыночном хозяйстве государство стало фактически основным “мозговым центром”, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивый экономический рост. Ведущая роль государства в экономике Южной Кореи была отражена в ее конституции: “Государство регулирует и координирует экономическую жизнь”, что фактически закрепило государственное вмешательство во все без исключения сферы народного хозяйства.

Госпланирование в Республике Корея началось с так называемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспертов ООН.

2.3 Усиленная поддержка экспорта: 1962-1971 гг.

Пришедшее к власти новое правительство в 1962 г. страны начало разработки серии пятилетних планов экономического развития. Для реализации этой политики было учреждено Министерство экономического планирования(МЭП).

Основой разработанной стратегии экономического развития стали ориентация промышленности на внешние рынки, стимулирование и государственная поддержка экспорта. Практические меры включали в себя: выделение прямых экспортных субсидий, налоговые и таможенные льготы производителям экспортной продукции, обеспечение упрощенного порядка прохождения таможенных процедур и др.

Интенсивное наращивание промышленного производства требовало значительного объема инвестиций, приток которых в условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов мог быть обеспечен за счет привлечения в страну иностранного капитала. Для этого был принят закон “О поощрении иностранных инвестиций”, в котором иностранным инвесторам гарантировалась защита капитала и страхование от некоммерческих рисков. В результате суммарный приток иностранного капитала возрос в 8 раз по сравнению с предыдущим десятилетием.

Итак, после выполненного ряда реформ результаты превзошли ожидания. ВНП в реальном исчислении увеличился более чем вдвое при среднегодовом темпе роста в 9,5% (13,8% по душевому ВНП). Объем внешнеторгового оборота составил в 1971 г. 3,4 млрд. долл. (по сравнению с 447 млн. долл. в 1962 г.), в том числе экспорт - 1,1 млрд. долл.

2.4 Новые приоритеты структурной политики: 1972-1979 гг.

В данный период наблюдается перестройка отраслевой структуры промышленности и экспорта в соответствии с изменившимися условиями развития мирового хозяйства. В это время Корея начала терять конкурентные преимущества в экспорте трудоемких товаров (фанера, обувь, текстиль), которые обеспечивались использованием дешевой рабочей силы невысокой квалификации. Вследствие был сделан упор на дальнейшее усиление политики импортозамещения и создание собственных мощностей тяжелой и химической промышленности.
Правительство последовательно осуществляло курс на ускоренное развитие металлургических, химических и нефтехимических производств. Созданные в те годы такие мощные комплексы, как Югонг (нефтеперерабатывающий завод), ПОСКО (металлургический комбинат) и др., составляют сегодня основу индустриального сектора национальной экономики.
Осуществление крупномасштабных индустриальных проектов в условиях нефтяного кризиса 1973-1974 гг., нанесшего сильнейший удар по платежным балансам, для Кореи было облегчено за счет осуществления программы экспорта строительных услуг в страны Ближнего Востока.
Форсирование роста производства, большая доля которого обслуживала потребности экспорта (а не внутреннего рынка), неизбежно привело к “перегреву” экономики: рост уровня инфляции, дисбаланс в развитии отдельных секторов экономики и регионов, дисбаланс в распределении доходов.

2.5 Программа стабилизации: 1979-1988 гг.

В апреле 1979 г. была объявлена программа стабилизации, целью которой было устранение структурных диспропорций при сохранении устойчивых темпов роста. Эта программа содержала в себе три основных задачи:

* снизить уровень инфляции путем более жесткого регулирования эмиссии и кредитной политики, а также за счет реформы всей банковской системы;

* сбалансировать темпы роста тяжелой и легкой промышленности;

* устранить искажение ценовых пропорций и создать условия для более свободной конкуренции товаропроизводителей путем сокращения списка товаров, цены на которые регулировались правительством, и либерализация импорта.

В целом все эти задачи были решены в ходе осуществления очередных пятилетних планов развития экономики.

Таблица №1.

Единица измерения 1980 г. 1988 г. Среднегодовые темпы роста в %
ВНП млрд. вон 52,24 111,575 9,9
Среднедушевой ВНП долл. 1592 4040 12,3
Продолжение таблицы №1. Начало на странице
Экспорт млрд. долл. 17,1 60,7 17,2
Импорт - 22,3 51,8 11,1
Баланс по текущим операциям - -5,3 14,2 -
Норма инвестирования % 32,0 29,9
Норма внутреннего накопления % 23,1 37,7

Анализируя основные задачи планов экономического развития Южной Кореи, механизм их реализации и итоги выполнения, можно сказать, что планирование стало основным важным составным элементом создания в стране динамичной рыночной экономики. Основные направления ее развития служили ориентирами для частных и государственных компаний.

Планирование в этой стране активно осуществляется не только на государственном уровне, но и на уровне непосредственных товаропроизводителей, особенно крупных корпораций, которые имеют как перспективные, так и текущие планы экономического развития. В крупных и средних фирмах практически ни одна широкомасштабная сделка не осуществляется без разработки бизнес-плана, где закладываются основные параметры коммерческой деятельности.

2.6 Стимулирование научно-технического прогресса.

Ориентация экономики Южной Кореи на внешний рынок требует постоянного повышения конкурентоспособности экспортной продукции. Причем все большее значение уделяется качеству товара, его новизне, наукоемкости. Поэтому правительство вело политику стимулирования развития наукоемких отраслей.

Первоначально была стратегия заимствования зарубежного опыта и технологий. Практически все наиболее передовые отрасли южнокорейской промышленности используют западные технологии, оснащены импортным оборудованием. Для привлечения капитала ТНК современных технологий в Южной Корее создавались экспортно-производственные зоны, заложившие основу развития наукоемких отраслей, ориентированных на внешний рынок.

Существенное внимание уделяется разработке текущих и перспективных программ НИОКР, их материальному и кадровому обеспечению, системе организации и управления научной деятельностью, ее информационному обеспечению.

В стимулировании НТП здесь активную роль играет государство. Например, пятилетний план развития наукоемких отраслей на 1990-1994 гг., направленный на снижение зависимости страны от зарубежной технологии, повышение конкурентоспособности ее экспортной продукции, был разработан государственным органом, Министерством торговли и промышленности. Для этих целей было выделено 37,8 млрд. долл., из которых 16,4 млрд. - на НИОКР для создания передовых технологий в таких областях, как микроэлектроника, мекатроника, аэрокосмическая, биотехнология, тонкая химия, лазерная техника, оптическое оборудование, разработка новых материалов. Работающим в этих сферах предоставляются льготные кредиты, исчисляемые миллиардами долларов; компаниям - дополнительные налоговые льготы.

2.7 Финансово-промышленные группы.

Нельзя не сказать о государственной поддержке крупных национальных финансово-промышленных объединений .

Возникновение первых “чеболь” относится еще к периоду японского колониального господства в Корее. Большинство из них имеет семейно-плановый характер и построены они главным образом по вертикали, объединяя компании, действующие в самых разных отраслях южнокорейской промышленности.

Правительство поощряло и всячески поддерживало рост национальных ФПГ , происходивший за счет слияния, укрупнения и расширения их производственной и финансовой базы. Наиболее активно этот процесс проходил в 80-е годы. Если в 1953 г. в Южной Корее было только 5 “чеболь”, в 1965 г. - 10, в 1975 г. - 20, то в 1985 г. их число возросло до 70, а в 1990 г. увеличилось до 100. Среди этих “чеболь” можно выделить элиту южнокорейского бизнеса, куда входят примерно 43 ФПГ, активы каждой из которых превышают 400 млрд. вон (около 500 млн. долл.).

В конце 80-х гг. на долю 30 крупнейших “чеболь” приходилось примерно 10% ВНП Южной Кореи, около 50% экспорта страны и четвертая часть импорта.

Особую роль южнокорейские монополии сыграли в процессе интеграции экономики страны в мировое хозяйство. Динамичный рост “чеболь”, их ориентация на внешний рынок постепенно способствовали их превращению в современные ТНК, которые являются основной интегрирующей силой мировой экономики.

Из общего числа крупных южнокорейских фирм к разряду ТНК можно отнести около 20 монополий и прежде всего “Хёнде”, “Самсунг”, “Дэу”, “Лакки Голдстар”, “Лотте” и др. Именно эти фирмы явились основными проводниками политики экспортной ориентации. Благодаря высокой конкурентоспособности южнокорейских товаров и агрессивной торговой политике ТНК Республике Корея удалось занять твердые позиции на многих мировых товарных рынках.

Сыграв решающую роль в процессе индустриализации и интеграции страны в мировую экономику, “чеболь” в последние годы стали оказывать сдерживающее влияние на динамизм развития внутренней конкурентной среде, затрудняет развитие малого и среднего бизнеса, ограничивает свободу предпринимательства.

Встретившись с проблемой такого рода, правительство начало проводить политику разукрупнения “чеболь” и ограничения поля их специализации. МТП обязало 10 ведущих из них определить для себя три ключевые отрасли специализации, а 20 следующих по величине ФПГ - выбрать две отрасли. Вместе с тем государство снимает с них ряд ограничений на банковские и иностранные займы, обеспечивает поддержку в сфере НИОКР.

Глава 3. Банковская система Республики Корея.

3.1 История складывания банковской системы.

3.2 Деятельность кредитно-банковских институтов.

Формирование современной банковской системы Кореи началось в конце XIX в. под влиянием японского капитала. В 1878 г. Первый национальный банк Японии открыл свой филиал в портовом городе Пусан. Он занимался различными банковскими операциями, включая эмиссию японских банкнот, хотя в стране имели хождение и корейские металлические деньги. Вскоре японские банки создали целую сеть своих филиалов в Корее.

Национальный банк Кореи был создан в 1909 г. Он получил право эмитировать отечественные банкноты, перешедшего к нему от Первого национального банка Японии. В 1911 г., то есть через год после официальной аннексии Кореи Японией, Корейский банк был переименован в Банк Чосон. В тот период были открыты многочисленные коммерческие и специализированные банки, а также сберегательный банк. Тогда выделялся Промышленный банк Чосон, занимавшийся в основном долгосрочным и среднесрочным кредитованием.

Помимо выше указанных банков, корейская банковская система вплоть до освобождения страны в 1945 г. состояла из двух коммерческих банков: Сберегательного банка Чосон и Федерации финансовых ассоциаций. Первый из них вкладывал свои средства в основном в японские правительственные облигации для долгосрочного финансирования. Второй специализировался на предоставлении займов крестьянам и малому бизнесу.

Таким образом еще в период японской оккупации в Корее были заложены основы двухуровневой банковской системы. Однако корейские банки служили экономическим интересам Японии.

После окончания корейской войны 1950-1953 гг. главной задачей, вставшей перед банками, было финансирование необходимых промышленных и сельскохозяйственных проектов экономического возрождения. С этой целью в 1954 г. был учрежден Корейский банк развития, капитал которого был полностью финансирован правительством, а в 1956 г. Федерация финансовых ассоциаций была преобразована в Сельскохозяйственный банк Кореи.

В 1960-е годы началась реорганизация банковской системы, обусловленная потребностями ускоренного экономического развития. В 1961 г. большая часть акционерного капитала коммерческих банков была передана правительству, а в закон о Банке Кореи были внесены поправки с целью более эффективного осуществления денежной политики.

В начале 60-х гг. правительство учредило различные специализированные банки для оказания финансовой помощи как наименее развитым, так и стратегически важным отраслям: Национальную федерацию сельскохозяйственных кооперативов, Национальную федерацию рыболовецких кооперативов, Банк кредитования малых и средних предприятий и Национальный банк для граждан. В 1983 г. учреждением Национальной федерации животноводческих кооперативов завершилось формирование современной системы специализированных банковских учреждений.

Позже банковская система была реорганизована в связи с новыми потребностями экономики. Для сохранения сбалансированного регионального развития были открыты банки провинций. Вместе с быстрым ростом объема внешней торговли и интернационализацией экономики иностранным банкам было разрешено открывать свои филиалы.

В 1960-х годах наметилась тенденция к усилению влияния государства на коммерческие банки. В частности в это время была предпринята конфискация акций банков, скрывавших свои доходы от государства. К концу этого десятилетия правительство пришло к выводу, что существовавшая банковская система была не в состоянии удовлетворить растущий спрос на инвестиционные средства, необходимые для дальнейшего экономического развития. На это была сделана попытка расширить круг источников инвестиций, создав различные небанковские кредитно-финансовые учреждения и стимулируя развитие рынка ценных бумаг.

В конце 60-х гг. в целях долгосрочного финансирования была учреждена Финансовая корпорация развития Кореи - частное кредитно-финансовое учреждение, переименованное позднее в Корейский банк долгосрочного кредитования. Был также открыт Экспортно-импортный банк Кореи для оказания финансовой поддержки экспорту и заграничным инвестициям. С принятием в 1972 г. экстренного указа президента, направленного на привлечение средств с “черного” рынка на организованный фондовый рынок, были созданы инвестиционно-финансовые компании, осуществлявшие краткосрочные операции с ценными бумагами, выпущенными торговыми фирмами. В 1974 г. для привлечения иностранного капитала и обеспечения предпринимателей средне- и долгосрочными кредитами были учреждены торговые банковские корпорации.

В 1972 г. начал быстро развиваться фондовый рынок в результате ряда мер, направленных на развитие капиталовложений в ценные бумаги и стимулирование акционирования предприятий. Также были приняты законодательные меры, в том числе укрепление функций инвестиционных компаний и учреждении Комиссии по ценным бумагам и биржам, и Совета по контролю за ценными бумагами.

До 1992 г. иностранные инвесторы имели право вкладывать средства в корейские ценные бумаги косвенным путем - через посредство отечественных фондов, покупая сертификаты и ценные бумаги, выпускаемые отечественными компаниями исключительно для иностранных инвесторов. Начиная с 1992 г. иностранные инвесторы могут вкладывать средства непосредственно в корейские ценные бумаги.

Количество небанковских КФУ быстро выросло благодаря более высоким процентным ставкам, которые им разрешено применять, и тому, что им предоставлена большая независимость, чем банкам. Доля небанковских КФУ по сумме депозитов увеличилась с 15,1% в 1971 г. до 63,8% в 1992 г. Особенно заметно возросла доля инвестиционно-финансовых компаний.

Таким образом, развитие банковской системы, а также небанковских КФУ происходило не стихийно, а при непосредственном участии и под постоянным контролем государства. Это обстоятельство определило довольно высокую степень эффективности функционирования банковской системы.

Однако государственный контроль был эффективным до тех пор, пока экономика страны оставалась неразвитой и простой по структуре. В течение 1960-1970-х гг. по мере усиления экономического роста и усложнения структуры экономики и внедрения рыночной системы. Поэтому с начала 80-х гг. начали осуществляться широкомасштабные структурные изменения с целью ослабления госрегулирования экономики и внедрения рыночной системы. Такая политика была направлена на усиление роли рыночных механизмов и развитие конкуренции в каждом секторе экономики. В соответствии с этим предпринимались различные меры по либерализации и развитию конкуренции в банковской сфере. В это время правительство передало четыре государственных коммерческих банка в собственность частного сектора: Ханиль банк(1981 г.) , Первый банк Кореи и Банк Сеула и траст компани(1982 г.), Банк Чохын(1983 г.). Учитывая, что Коммерческий банк Кореи был приватизирован еще в 1972 г., завершилось разгосударствление всех пяти ведущих коммерческих банков. В декабре 1989 г. был приватизирован Корейский валютный банк. А теперь мне бы хотелось представить схему современной кредитно-банковской системы Южной Кореи:

Заключение

Итак, в завершении исследования, проведенного в моей курсовой работе, мне бы хотелось подвести некоторые итоги. А именно, вначале я поставила перед собой такую задачу: поиск истинной причины экономического расцвета Республики Корея. Я пришла к выводу, что на самом деле - причин таких несколько. Основная из них, на мой взгляд, - жесткая централизация государства. Государственное регулирование и четкое планирование сыграли наиглавнейшую роль в становлении страны на путь процветания. Правительство ставило перед собой точные и твердые планы, которые с успехом были выполнены корейскими экономистами в наикратчайшие сроки.

Во многом чувствовалось полное сотрудничество между государством и народом. Не исключено, что именно трудолюбие и сильное желание достижения успеха этой нации оказали огромное влияние на выздоровление экономики.

Правительство шло на встречу мелкому, среднему и, особенно, крупному предпринимательству. Благодаря крупным корейским монополиям эта страна заняла не последние позиции на мировом рынке по продажам самой разнообразной продукции: от видеокассет до шикарных автомобилей.

Немаловажный вклад в развитие южнокорейской экономики внесли банки и вся кредитно-банковская система. Она были вовремя реформирована и оказала необходимую помощь развивающимся, поднимающимся на ноги, стратегически важным промышленным отраслям.

Опыт Южной Кореи, на мой взгляд, должен быть взят на заметку всех развивающихся стран, переживающих переходный период и стать примером для их дальнейшего развития и возможного процветания.

Список литературы:

1. Адрианов В. Южная Корея: как государство богатеет.// Азия и Африка сегодня. - 1995, №6.

2. Гумилевский А., Максимов В. Экономика Южной Кореи: опыт структурной перестройки.// Мировая экономика и международные отношения. - 1997, №6.

3. Зайцев В.К. Превращение в промышленно развитую державу: анализ стратегии и модели экономического развития.

4. Ким Сан Вон. Банковская система Южной Кореи: состояние и тенденции развития (справка).// Деньги и кредит. - 1996, №12.

5. Кобицкий Д.Н. Корея: сегодня и завтра. - М., изд. Русский печатник, 1994.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М., изд. “Республика”, 1993.

7. Московина Л.А. Деятельность кредитно-банковских институтов Южной Кореи.// Деньги и кредит. -1996, №6.

8. Окрут З.М., Фам За Минь. Модель экономического развития Южной Кореи. Путь к процветанию. - М., “Финансы и статистика”, 1992.

9. Толорая Г.Д. Республика Корея. - М., “Мысль”, 1991.

10. Федоровский А. Экономика Южной Кореи: трудное время реформ.// Мировая экономика и международные отношения. - 1997., № 7.

11. Хруцкий В.Е. Южнокорейский парадокс. - М., “Финансы и статистика”, 1993.

12. Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства - М., “Мир”, 1994.


В постоянных ценах 1985 г.

Также стоит отметить факт, на волне вливания огромных средств в финансовые вены Южной Кореи ее авторитарная власть смогла не только сохранить достигнутый рост, но и консолидировать и приумножить его по средствам создания и стимулирования к развитию чеболь или конгломератов.

Чебо́ль - южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Конгломерат, представляющий собой группу формально самостоятельных фирм, находящихся в собственности определённых семей и под единым административным и финансовым контролем. Чеболи возникли в Южной Корее в конце Корейской войны и существуют до сих пор.

Именно благодаря данному феномену 1980-х и 1990-х экономический рост продолжился, и Республика Корея превратилась из экспортера текстиля и обуви в крупнейшего в мире производителя электроники, судостроения, автомобилей, стали, а также высокотехнологичные продукты такие как мобильные телефоны, цифровые мониторы и полупроводники. Все это стало фундаментом для создания южнокорейской модели развития поощрения роста крупных, конкурентных на международном рынке компаний через целевое финансирование и налоговые льготы и привело к созданию таких всемирно известных корпораций как Hyundai, LG, SK, Samsung, KIA. И уже в 2004 году Корея присоединилась к триллионодолларовому клубу мировых экономик. В 2000-х экономика Республики Корее пострадала от глобального экономического спада, это обнажило ряд проблем и рост экономики замедлился в среднем до 4% в год. Последствия мирового кризиса сильно ударили по ряду корейских корпораций, так второй по величине чеболь с начала 90-х Daewoo и вовсе обанкротился.

Начиная с 2010-го и по сегодняшний день наблюдается слабый экономический рост ввиду рыночных спадов в Китае, Еврозоне и США, а посему Южная Корея столкнется с проблемой сильной зависимости от экспорта. При все при этом правительство страны ставит перед собой задачу увеличение роста экономики с прогнозных 4% пункта до 7%.

Корейская модель с 1960-х по 2010 г. имеет четыре отличительных особенности:

  • невероятное трудолюбие;
  • мощные конгломераты;
  • относительно слабые мелкие фирмы;
  • высокая социальная сплоченность.

Корейцы работают порядка 2200 часов в год, это в полтора раза больше чем у голландцев или немцев, но качество при этом ценится выше чем количество. Образовательные школьные стандарты здесь идут в сравнение со стандартами Финляндии и Сингапура, а на высшее образование приходится большая часть расходов ВВП, даже больше чем в таких богатых странах, как США.

Мощность корейских конгломератов крайне велика, так Samsung Electronics продает больше смартфонов чем Apple, а Верфи Кореи строят самые большие суда-контейнеровозы в мире.

В Южной Корее действует протекционистская политика в отношении корпораций, которая призвана усилить международное влияние таких фирм путем финансового стимулирования и льготного налогообложения со стороны государства. Но у данной политики есть и обратная сторона, мелкий бизнес фактически не имеет шансов развиваться в средние и крупные формации, так как на этом рынке уже присутствуют большие игроки.

Социальная сплоченность выражается в справедливом распределении доходов среди населения, уровень Джини в этой стране отстает от стран Скандинавии, но обгоняет такую страну к примеру, как Канада, данный коэффициент в стране равняется 0,31.

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Хотя Южная Корея географически расположена на другом полушарии, но ее опыт может быть отчасти перенесен в нашу с вами действительность. В первую очередь необходимо предоставить надежные гарантии защиты прав инвесторов путем изменения правового поля в отношении частной собственности, уменьшить налоговое бремя, исключить изымание сверхприбыли у крупных промышленных предприятий страны, позволить свободно развиваться малому и среднему бизнесу. Имея высокий уровень подготовки кадров, в частности в IT-сфере, необходимо и дальше создавать благоприятные условия для их развития, путем целевого субсидирования и льготного налогообложения.

В развитии южнокорейской экономики выделяют четыре периода. Первый период охватывает 1948-1961 гг., второй период - с 1962 г. до средины 70-х гг., третий - с конца 70-х до 90-х гг., четвертый - конец 90-х и до наших дней.

Первый этап можно назвать послевоенным временем. Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны. Правительство опиралось на экономическую помощь иностранных государств, в частности США. Народное хозяйство страны находилось в упадке, доходы населения были очень низки.

После разделения Кореи на две части -- КНДР и Южную Корею -- разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Корейская война окончательно подорвала экономику страны. После окончания войны союзниками Юга при содействии правительства был разработан план содействия южнокорейской экономике. В первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики.

Сельское хозяйство занимало преобладающее значение в хозяйстве страны. Второе место занимала торговля. Активно развивалась обрабатывающая промышленность, её удельный вес за короткое время увеличился в полтора раза - до 14,6 %. В структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров - «самбэк-коноп» (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства. Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импортов товаров, которые могли производиться в стране.

С начала 60-х гг. XX века начался второй этап развития корейской экономики. За три десятилетия ВНП увеличивался в среднем на 8 % в год, поднявшись с 2,3 млрд. дол. в 1962 г. до 204 млрд. в 1989 году. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,6 % от ВНП, а в 1987 году -- 30,3 %. Объём торговли товарами народного потребления вырос с 480 млн. дол. в 1962 до 127,9 млрд. дол. в 1990.

Наиболее значимым фактором в ускорении развитии экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чонхи, который направил усилия правительства на привлечение иностранных инвестиций, увеличение объёма экспорта и индустриализацию экономики. Государство стало играть более заметную роль в экономической жизни общества. Стали внедряться элементы плановой экономики -- пятилетние экономические планы.

В период развития лёгкой промышленности с 1962 по 1971 гг. иностранные инвестиции составили 2,6 миллиарда долларов, в основном в виде займов, предоставленных правительству и частному сектору.

Сделав ставку на промышленный сектор экономики и ориентированную на экспорт стратегию развития страны, правительство страны искусственно увеличило разрыв между промышленным и аграрным направлениями в экономике, что стало серьёзной проблемой к началу 70-х гг.

Третий этап часто называют периодом стабилизации (1970-1997).

К началу 1970-х годов промышленный сектор страны столкнулся с проблемами. До этого национальная промышленность производила дешёвые продукты используя дешёвую рабочую силу, что увеличивало конкурентоспособность южнокорейских товаров и стимулировало проведение политики протекционизма со стороны других развивающихся стран. Правительство ответило на это увеличением финансирования тяжёлой и химической промышленности и направлением инвестиций в капиталоёмкие и высокотехнологичные отрасли экономики.

Структурный переход к капиталоёмкой промышленности был сложным. Ситуацию осложняло то, что в конце 1970-х гг. случился мировой энергетический кризис, приведший к увеличению цен на нефть и ограничивший объёмы южнокорейского экспорта. В 1980 г. южнокорейская экономика пережила временный кризис: впервые с 1962 г. национальная экономика показала отрицательный рост, увеличилась инфляция.

В начале 1980-х гг. в правительство страны начало широкомасштабные экономические реформы. С целью стабилизирования инфляции были приняты консервативная монетаристская политика и жёсткие фискальные меры. Бюджет был ненадолго заморожен. Вмешательство правительства в экономику сильно уменьшилось, а для иностранных инвесторов были созданы более свободные условия.

Эти меры, наряду с общим оздоровлением мировой экономики, помогли южнокорейской экономике выйти на прежний уровень роста уже во второй половине 80-х гг В период с 1982 по 1987 гг. экономика росла в среднем на 9,2 % в год, а в период с 1986 по 1988 гг. -- на 12,5 %. Инфляция, которая в 70-х гг. в процентном выражении составляла двузначную цифру, была взята под контроль, цены на товары народного потребления увеличивались в среднем на 4,7 % в год. Такое бурное развитие помогло Южной Корее сократить свой внешний долг.

В конце 1980-х годов внутренний рынок стал основой экономического роста. Увеличение спроса на автомобили и другие дорогостоящие товары сильно увеличился вследствие общего роста платёжеспособности населения. Вследствие этого экономическая политика правительства, прежде направленная на экспорт корейских товаров, изменилась в сторону самообеспечения, что привело к уменьшению зависимости от других государств.

90-е годы ознаменовались тесной интеграцией Южной Кореи в мировую экономику и бурным ростом доходов населения. Стабильное экономическое развитие южнокорейской экономики было прервано в 1997 г. вместе с глобальным экономическим кризисом. В октябре 1997 г. началось резкое снижение курса воны по отношению к доллару. Для того, чтобы предотвратить полный крах экономики, правительство было вынуждено сделать крупные займы у Международного валютного фонда. Серия мер, предпринятая правительством, включая ряд экономических реформ, позволили Южной Корее довольно скоро выйти из кризиса. Уже в 1999 г. экономический рост составил 10 %, а в 2000 г. -- 9 %.

Замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году сказались на южнокорейской экономике: в 2001 г. рост составил всего 3,3 %. Однако уже в следующем, 2002 г. экономика вышла на уровень роста 6 %. Реструктуризация больших компаний (чеболей), приватизация банков и общая либерализация экономики являются основными направлениями работы правительства страны. В 2004 г. перспективы развития экономики выглядели не так хорошо, как за несколько лет до этого. Активная торговля с Китаем, однако, является хорошим фактором для развития Южной Кореи.

Введение 3 1. Теоретические основы южнокорейской модели экономики 6 1.1. Понятие модели рыночной экономики 6 1.2. Характеристика азиатской модели экономики 8 2. Основные черты южно-корейской модели экономики 12 2.1. Южно-корейская модель динамичной рыночной экономики: общая характеристика 12 2.2. Роль государства в экономике в южно-корейской модели, перспективы ее развития 14 Заключение 22 Список литературы 23

Введение

Хотелось бы отметить, что сегодня в любой системе существуют свои определенные национальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что государства существенно отличаются некоторым уровнем экономического развития, а также социальными, национальными условиями. Современная рыночная экономика состоит из нескольких различных по своему содержанию моделей экономики. Данные модели кардинально отличаются друг от друга в зависимости от определенной степени воздействия государства на всю экономику, от приоритетных задач. Но можно сказать, что современная модель всего рыночного хозяйствования, сложившаяся в государствах странах с высоко-, а также среднеразвитой рыночной экономикой, на сегодняшний день характеризуется некоторыми общими закономерностями. К ним можно отнести открытость рынка, а также достаточно высокий уровень развития экономики государства в целом, высокоразвитая система различных методов регулирования всей национальной экономики, экономический рост. Определенный экономический подъем азиатских странах в начале 21 столетия приобрел некоторый характер особенно мощной, а также устойчивой тенденции. Именно под ее воздействием стремительно изменяется соотношение ключевых сил в современной экономике. Постоянно увеличивающаяся роль азиатских государств в современной мировой экономике уже является общепризнанным фактом. Исторически слово «Азия» в российском сознании ассоциировалось с отсталостью. Для подобного подхода к этой части света у экономистов остается все меньше оснований. Определенный положительный опыт азиатских государств в последнее время становится понятнее, а также намного России по различным причинам. Стоит сказать о том, что определенная южнокорейская модель экономики представляет собой определенный вариант японской модели. Вообще общим для данных государств можно назвать достаточно активное участие государства в определенной перестройке всей экономики и ее постепенной модернизации, увеличения конкурентоспособности экспортной продукции на современном мировом рынке. Из-за недостаточного развития рыночных отношений определенное южнокорейское государство целенаправленно способствовало формированию достаточно мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупнейших предприятий, называемых чеболь, которые в дальнейшем переросли в финансово-промышленные группы (ФПГ). Однако события конца 90-х годов прошлого столетия показали, что у южнокорейской и японской моделей с их достаточно сильным вмешательством государства в рыночную экономику возникает пониженная приспособляемость к различным мировым финансовым кризисам. Изучение южно-корейской модели экономики представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Градов А.П., Кнопп А.С., Ломакин В.К., Каледин Н.В., Крупянко И. и многих других. Целью курсовой работы является изучение особенностей южно-корейской модели экономики. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: ? определить понятие модели рыночной экономики; ? провести характеристику азиатской модели экономики; ? рассмотреть южно-корейскую модель динамичной рыночной экономики; ? определить роль государства в экономике в южно-корейской модели, изучить перспективы ее развития. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Заключение

Определенная модель национальной экономики – является системой обеспечения строго потребностей человека некоторыми ресурсами. Она является формулой способности современных государств производить требуемые товары и услуги, обеспечивать, как свои внутренние, так и внешние расходы без привлечения внешних займов. В данном смысле модель национальной экономики является единственным путем экономического роста, а также экономической независимости государств. На достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи в первую очередь оказывают влияние различные определенные факторы, а это определенная стратегия развития, которая ориентирована на экспорт, а также на активное взаимодействие с внешним миром, благоприятный определенных международный экономический климат 60-70-х годов прошлого столетия, низкие затраты на содержание определенного военно-промышленного комплекса и прочее. Определяющим фактором, который объясняет достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи, является достаточно сильное, высокоэффективное руководство в лице различных авторитарных правительств, которые отложили демократические, политические преобразования именно в пользу экономического развития. Экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание планового, а также рыночного способов ведения хозяйства. В данной стране формирование, а также умелое использование данного механизма дало возможность в сжатые сроки преодолеть определенный барьер слаборазвитости, а также занять достойное место во всей мировой цивилизации.

Список литературы

1. Антонов М. Ф. Глава 8. Китай и его «азиатские тигры» // От лжекапитализма к тоталитаризму! Мир в XXI веке и судьбы России. – М.: Альта-Принт, 2008. – 592 с 2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. – М.: Академический Проект, 2009. – 456 с. 3. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. – СПб: «Специальная Литература», 2007. – 487 с. 4. Каледин Н.В., Ятманова В.В. Политическая и экономическая география мира. Часть 2. География мирового хозяйства: Учебное пособие. - СПб., 2010. – 510 с. 5. Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.:МУПК, 2008. – 397 с. 6. Крупянко И. Геополитика Восточной Азии сегодня и завтра.// Международная экономика. – 2009. – № 07. – С. 52-53 7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2012. – 497 с. 8. О развитии южнокорейской экономики // БИКИ. – 2011. – № 40. – С. 16–18. 9. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 408 с. – (Серия «Высшее образование») 10. Республика Корея – экономическое развитие продолжается.// БИКИ. – 2009. – № 106. – С. 4-5 11. Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. – М., 2009. – 353 с. 12. Азиатская модель социальной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econominfo.ru/view-article.php?id=104 13. Азиатские модели рыночной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/2011-08-12-13-34-02/1362.html 14. Николенко Ю.В. Политическая экономия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/politekonomia/politichna_ekonomiya_-_nikolenko_yuv/shvedska_model.htm 15. Принципы и тенденции формирования национальной модели экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yourlib.net/content/view/14364/164/ 16. ПОСЛЕСЛОВИЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oldwww.history.kemsu.ru/PUBLIC/govorov/gov_3-0.htm 17. Республика Корея. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Корея 18. Южная Корея - ВВП на душу населения PPP. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-per-capita-ppp 19. Южная Корея - Темпы роста ВВП. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-growth 20. Южная Корея - Валовой национальный продукт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gross-national-product

Особенности экономико-географического положения Южной Кореи

Южная Корея – это государство на востоке Евразии. Образовалось оно после второй мировой войны. Официальное название страны – Республика Южная Корея. Расположена она в южной части Корейского полуострова. Омывается территория Южной Кореи водами Японского и Желтого морей. На севере страна граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Замечание 1

Страна имеет выгодное транспортно-географическое положение. Но граница с КНДР является постоянным источником политической и военной напряженности. В настоящее время правительство КНДР заявило о создании собственного ядерного оружия. Это усиливает политическую напряженность не только в регионе, но и в мире.

Природно-ресурсный потенциал Южной Кореи

Южная Корея расположена на стыке Китайско-Корейской платформы и области альпийской (тихоокеанской) складчатости. Геологическое строение обусловило сложные условия рельефа. В рельефе преобладают горные сооружения. Они занимают восточную половину территории страны. Равнины находятся на западе Южной Кореи.

Минеральные ресурсы представлены месторождениями таких полезных ископаемых, как:

  • железные руды;
  • полиметаллические руды;
  • вольфрамовые руды;
  • графит;
  • каменный уголь;
  • золото.

Собственных энергоносителей стране не хватает. Поэтому она импортирует нефть и газ из других стран. Недостаточно и других полезных ископаемых.

Южная Корея находится в муссонных областях умеренного и субтропического климата. В целом почвенно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства. В западной части развивается земледелие на орошаемых землях.

Особенности экономического развития Южной Кореи

В начале ХХ века Корея была одной из наиболее отсталых в экономическом отношении стран мира. В годы второй мировой войны она была оккупирована Японией. Поэтому до самого конца первой половины ХХ века уровень экономического развития Южной Кореи был довольно низким.

В ходе гражданской войны и разделения Кореи на Северную и Южную были разорваны традиционны экономические связи между промышленным Севером и аграрным Югом. Основой формирования нового хозяйственного комплекса страны стали незначительные запасы собственного сырья, импортное сырье (в первую очередь – нефть и газ, металлы) и продукция сельского хозяйства. Еще одной базовой частью формирования современной экономики страны стала дешевая рабочая сила.

Поэтому современный хозяйственный комплекс Южной Кореи представлен высокотехнологическим трудоемким машиностроением и электроникой, химической и нефтеперерабатывающей промышленностью, легкой и пищевой промышленностью. Основной акцент сегодня делается на наукоемкие производства. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Наиболее распространенной культурой является рис. Выращивают также следующие культуры:

  • хлопчатник;
  • коноплю;
  • сахарную свеклу;
  • ячмень;
  • пшеницу.

В последнее время в структуре экономики Южной Кореи резко увеличилась доля непроизводственной сферы. Возросло количество торговых предприятий, банков, страховых компаний. Южная Корея стала одним из мировых центров банковского бизнеса и биржевой активности.

Рост экономики Южной Кореи

Определение 1

Экономическим ростом называется такое развитие хозяйственного комплекса страны, в результате которого происходит увеличение реального национального дохода, улучшение благосостояния населения.

Бурное развитие экономики Южной Кореи наблюдается с начала 60-х годов ХХ века. Примерно за тридцатилетний период объем валового национального продукта увеличивался в среднем на 8% в год. За этот период среднегодовой доход на душу населения вырос почти в 10 раз. Доля промышленности в структуре валового национального продукта увеличилась с 14% до 30,3%. А объем торговли товарами народного потребления вырос почти в 300 раз.

Наиболее ощутимыми изменения в экономическом развитии связывают с экономической политикой президента Пак Чон Хи. В ходе реализации его программы усилия правительства страны были направлены на привлечение иностранных инвестиций, индустриализацию хозяйства страны и увеличение объемов экспорта. Возросла и роль государства в экономической жизни страны. В экономику внедряется элемент административной системы – плановое ведение хозяйства. Правительство Южной Кореи принимало пятилетние планы экономического развития.

Изначально иностранные инвестиции направлялись в легкую промышленность. Они имели вид займов правительству и частному сектору. Основная ставка была сделана на экспортную стратегию. Но это привело к разрыву между промышленным и аграрным секторами национального хозяйства. И к началу 70-х годов это явление привело к серьезным экономическим проблемам.

Если ранее развитие экономики страны основывалось на дешевой рабочей силе, обеспечивавшей конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках, то в дальнейшем правительство увеличило финансирование тяжелой и химической промышленности. Переход к приоритету капиталоемких отраслей осложнялся мировым энергетическим кризисом начала 70-х годов. Он ограничил возможности экспорта национальной продукции. Это привело к спаду производства в 1980 году и к увеличению инфляции.

В начале 80-х годов правительство Южной Кореи развернуло широкомасштабное реформирование экономики. Были введены жесткие фискальные меры и снижены государственные расходы. Было заморожено бюджет т снижено увеличение денежной массы. Благодаря политике центрального банка удалось снизить инфляцию. Либерализация цен и снижение степени вмешательства государства в экономику позволили привлечь иностранных инвесторов. Был сокращен внешний долг.

К началу 90-х годов основой экономического роста стал внутренний рынок. Увеличение благосостояния населения стимулировало рост спроса на многие дорогостоящие товары. Экспортное направление экономической политики правительства сменилось политикой самообеспечения. Это позволило уменьшить импортозависимость Южной Кореи. Снизился уровень безработицы. Усилились интеграционные процессы с мировой экономикой.