Лаппо. Электронные версии статей Г.М. Лаппо Что говорят летописи

Возраст городов

Г.М. ЛАППО
доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник
Института географии Российской академии наук

Мы не всегда можем проникнуть в тайну их рождения.
Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо

Предстоящий «день рождения» родного города поверг в ужас многих жителей Серпухова. Их напугала страшная дата - городу исполняется 666 лет. Особо суеверные серпуховчане боятся, что «число зверя», как названы три шестерки в Библии, принесет им беду. Испуг достиг такой степени, что они обратились к властям с призывом не отмечать опасную, на их взгляд, дату.

Газета «Жизнь». 27.08.05

Сюжет «возраст городов» заинтересовал меня в связи с давним желанием написать «Занимательную геоурбанистику». Но, взявшись за тему, я очутился на малоисследованном поле. Исходный вопрос о том, когда «родился» город, оказался непростым, в некоторых случаях даже очень запутанным. Способы установления даты этого события настолько не совпадали, что вызывали недоумение.
А между тем установить истинную дату образования города важно не только для проведения юбилеев, хотя и это существенно. Дата образования города - один из опорных показателей, необходимый для анализа процессов урбанизации во времени и пространстве, исчисления динамики городского населения, определения уровня урбанизации стран и районов.
Дата рождения города - всегда вещь во многом условная. Но надо добиться снижения степени условности, чтобы принимаемая дата стала ближе к реальности.

Почему дата рождения города
в большинстве случаев условна

Большинство ныне существующих российских городов сперва стали истинными городами по существу, то есть по выполняемым функциям, составу и образу жизни населения, свойствам городской среды, и только потом получили городской статус. Разрыв во времени между становлением городов «де-факто» и «де-юре» измерялся десятилетиями и даже веками.

С другой стороны, многочисленны города, которые, получив городской «чин», истинными городами так и не стали, сохранив характер села или поселка, из которого были образованы. Это города «де-юре», но не «де-факто». В России всегда осуществлялись и административная урбанизация, и обратный процесс - административная рурализация. Поселения получали городской статус как аванс, который еще надлежало оплатить и который давался для пробуждения служебного рвения. Статус могли и отобрать (не всегда с достаточными основаниями), не освобождая при этом «разжалованные» поселения от выполнения городских функций, например, обязанностей уездных или районных центров. Дело вовсе не сводилось к ошибкам недостаточно компетентных чиновников. Основная причина - сложность самого процесса формирования города.

Рождение истинного города - это некая переломная точка в развитии поселения. Наращивая городские функции в числе и объеме и при этом обычно не расставаясь с сельскими, поселение становится городом. Уловить этот момент и в наше время трудно, в ретроспективе же почти невозможно, что и делает дату рождения города приблизительной.

Известно множество случаев, когда закладывался именно город, то есть поселение, которому предназначалась роль города: Санкт-Петербург, Новочеркасск, Оренбург, Элиста, Магас - примеры разных времен. Магас объявили столицей Ингушетии, наделив городским званием при численности населения 200-300 человек. Но в подавляющем большинстве случаев поселения, ставшие городами, не помышляли о городской карьере. Поэтому возникновение поселения нельзя считать рождением города. Только в тех случаях, когда поселение изначально имело городскую функцию и впоследствии действительно становилось городом, его возникновение правомерно считать рождением города. А носителем функции родоначальника выступают крепость и острог, завод и порт, курорт и научно-исследовательский комплекс. Быть центром своего окружения - истинно городская функция. Поэтому наделение поселения административными функциями с одновременным присвоением городского «чина» также означает рождение города.

Какими словами говорят о рождении города

При обозначении момента рождения города употребляются различные термины: возникновение, основание, образование, учреждение, назначение, признание (городом), отнесение (к категории городов), преобразование (поселения в город). Иногда в одном документе употребляется несколько из подобных определений. В справочнике «Численность и размещение населения: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года» при характеристике изменений в административно-территориальном делении РФ за 1989-2002 годы используются два термина - «образование» и «отнесение»: города Радужный и Магас образованы , а пгт Черноголовка отнесен к категории городов .

«Образование», «учреждение», «признание», «отнесение» - это юридическое подтверждение того, что поселение достигло городского состояния. «Основание», «возникновение» - говорит о появлении города в реальности, о том, что заложено городское начало. Но и здесь не все просто. Что считать возникновением? Основание поселения, которое иногда только по истечении столетий получит городской ранг? Но тогда правомерно говорить о возникновении не города, а его «завязи» - предшественника, который при стечении благоприятных обстоятельств может совершить переход в городское состояние; но может и не совершить.

Есть немало примеров длительного разрыва между возникновением поселения и приобретением им городского статуса. Кемь - торгово-ремесленное поселение на Белом море - упоминается в летописи XV в., а городом стала в 1785 г. Еще старше предшественник Рыбинска. Поселение упоминается под 1071 г. (раньше Москвы!). В 1137 г. стало называться на городской манер - Рыбинском, а позже Рыбной слободой, которая в 1777 г. была преобразована в город. Сходны истории Беломорска (XII в. и 1938 г.), Бора (XIV в. и 1938 г.), Валдая (1481 г. и 1770 г.), Вичуги (1504 г. и 1925 г.) и др. Среди городов, получивших городской статус в XX в., то есть молодых по продолжительности городского стажа, десятки, если не сотни, старых, а то и древних поселений.

Дата образования или отнесения к категории городов фиксируется документально, включается в справочники. Но ведь законодательный акт, фиксирующий это, нередко задерживается, причем надолго. Нижний Тагил официально признан городом в 1917 г. на основании постановления Временного правительства. А в нем еще в конце XIX в. имелось 30 тыс. жителей. Знаменитое «горное гнездо», воспетое Д.Н. Маминым-Сибиряком, восхищало путешественников своим городским обликом. Посетивший его в 1837 г. в свите наследника престола С.А. Юрьевич писал: «Завод Нижне-Тагильский [в те времена горнозаводские поселения именовались “заводами”] Демидовых - это целый мир. Тут есть всё, что в наилучше устроенных больших городах». Некоторые собратья Нижнего Тагила получили городской ранг значительно раньше: Алапаевск - в 1781 г., Златоуст - в 1865 г. А к нему признание пришло намного позже превращения в истинный город. И позднее ряд городов испытали подобную задержку. Наукоград Протвино, известный центр исследований строения материи, стал городом в 1989 г., уже насчитывая 35 тыс. жителей.

С другой стороны, городской мундир порой натягивался на тщедушное тело, еще не достигшее городской зрелости. В 1917-1926 гг. было образовано 82 города. Большая их часть своим дальнейшим развитием подтвердила обоснованность этого акта; к переписи 2002 г. 12 из них стали большими городами (Орехово-Зуево, Ижевск, Кемерово, Димитровград, ранее называвшийся Мелекессом, широко известен город Минеральные Воды - ворота в знаменитое ожерелье курортных центров).

Но значительная часть поселений, получивших в этот период городской статус, надежд не оправдали, остались небольшими поселками при предприятиях или железнодорожных станциях. Семь городов не набрали требуемое для городов число жителей. В Спас-Деменске - 5,7 тыс., в Спас-Клепиках - 6,7. Побольше, но все же менее положенных 12 тысяч имеют Рудня, Пустошка, Новосокольники, Дно, Починок. Видимо, главным основанием для получения ими городского статуса было их «рабоче-крестьянское» происхождение. Города с иным социальным составом населения, значительной долей чиновников, купцов, ремесленников городского статуса лишались.

Что говорят летописи

Для древних городов принято считать временем образования дату первого упоминания в летописях. Конечно, первое летописное упоминание - также условная дата, за исключением тех случаев, когда летопись не просто сообщает о городе, но указывает дату его строительства да еще называет имя основателя.

Вот первое летописное упоминание о подмосковном Дмитрове: «В лето 6662-е родился Юрию сын Дмитрей, бе тогда в полюдье на реке Яхроме и с княгинею, и заложи град во имя сына, и нарек Дмитров, сына нарече Всеволодом». То есть когда Юрий Долгорукий объезжал свои владения для сбора дани и находился на реке Яхроме с княгинею, у них родился сын. В честь этого события князь заложил город Дмитров, а сына назвал Всеволодом, который в соответствии с тогдашними обычаями получил и второе имя - Дмитрий. Летопись не просто сообщает о Дмитрове, но и называет дату его закладки - 1152 г. Примерно так же летописи говорят о других городах, основанных Юрием Долгоруким, - Городце Мещерском (Касимове), Юрьеве-Польском, Переславле-Залесском. Но гораздо чаще в первом упоминании сообщается о событии, которое произошло в уже существующем городе. Неизвестно почему, но случается, что за дату образования принимается и не первое упоминание. В справочнике «Административно-территориальное деление союзных республик» (М., 1987; последнее, в котором приведены даты образования всех городов СССР) указана дата образования Рыльска - 1152 г. А в примечании читаем: «Имеются также сведения, что город существовал ранее X века». Почему же принимается 1152 г.?

Не менее странно сообщается о Галиче: «Основание города относится к 1159 г., в летописных источниках упоминается впервые в 1235 г.». О Костроме: «Время основания Костромы относится к 1152 г., сведения о городе появляются в летописных источниках в начале XIII в. (1213)». И совсем запутывает примечание к дате образования Рославля (1400 г.): «В ряде источников относится возникновение к 988, 1098, 1150». Какая же из этих дат наиболее достоверна? О существовании города до первого летописного упоминания сообщается также в отношении Невеля, Арзамаса, Волоколамска.

Сооружение крепости - начало города

Часто за дату образования города в официальных источниках принимается «год основания в виде крепости». Приведем примеры городов, для которых датой образования считается сооружение крепости.

Юрьевец 1225
Буй 1536
Велиж 1536
Шацк 1553
Яранск 1584
Воронеж 1586
Самара 1586
Тамбов 1636
Kозлов (Мичуринск) 1636
Осторогожск 1652
Симбирск (Ульяновск) 1646
Борисоглебск 1646
Ставрополь 1777

Города-крепости ставились по указу царя: «В 7101 г. (1593) повелением Государя царя Великого Федора Ивановича всея Руси поставити на степи от Крымских татар городы Белгород, Оскол, Валуйку...» (А.Н. Никулов . Старый Оскол /историческое исследование Оскольского края/. - Старый Оскол, 1997, с. 57). Но в отношении некоторых городов, также начавших жизнь укреплениями, почему-то поступали иначе. В 1784 г. была основана крепость у места выхода Терека из гор на Предкавказскую равнину. Но ранг города с выразительным именем Владикавказ крепость получила в 1860 г. Укрепление Нальчик воздвигли в 1817 г., городской статус получен в 1921-м. Построенная в 1818 г. крепость Грозная стала городом Грозным в 1870 г. Ивангород как крепость основан в 1492 г., датой образования города (по справочнику АТД) принят 1954 г.

Все знаменательные вехи в жизни города-крепости Шлиссельбург известны. В уже упоминавшемся справочнике в графе «год образования» проставлен 1702-й. В этом году войска Петра I овладели крепостью Нотебург, захваченной шведами у русских в 1612 г.; тогда она называлась Орешек, была основана новгородцами в 1323 г. Непонятно, почему город Ям (нынешний Кингисепп) считается образованным в 1703 г. Ведь крепость Ям основана новгородцами в 1384 г., а в 1610 г. была захвачена шведами; в 1703 г. возвращена России и наименована Ямбургом.

Подобная история приключилась с уральскими городами Троицком и Красноуфимском. Троицкая крепость основана на Уйской укрепленной линии в 1743 г. и почти сразу стала важным центром торговли с народами Казахстана и Средней Азии, выполняя таким образом городские обязанности. Под защитой крепости был устроен Меновой двор и таможня, существовавшая до 1864 г. При учреждении губерний Троицкая крепость в 1784 г. преобразована в город Троицк. В Предуралье на р. Уфе в 1736 г. основана крепость Красный Яр, или Красноуфимская, в 1761 г. преобразованная в уездный город Красноуфимск. Оба центра стали выполнять городские функции до официального утверждения городами.

В Сибири землепроходцы, двигаясь на восток в поисках земель, богатых пушниной, закладывали в удобных для сбора ясака местах зимовья. Если место оказывалось удачным, оно закреплялось более капитально сооружением острога. При дальнейшем развитии поселение признавалось городом. Схема становления городов была примерно одинакова, но даты образования (признания городом) оказались разными. Вот примеры трех городов со сходными обстоятельствами рождения: Улан-Удэ (Верхнеудинск), Красноярска, Иркутска. Улан-Удэ начинает свою биографию с 1666 г., когда было основано Удинское зимовье. Красноярск ведет счет своим годам с момента сооружения острога в 1628 г. На месте Иркутска зимовье появилось в 1652 г.; его сменил острог, сооруженный в 1663 г.; официальное утверждение городом состоялось в 1686 г. - эта дата и вошла в официальные справочники как год образования города.

Второе рождение

Существование многих русских городов прерывалось. О времени рождения Курска источники дают несогласованные сообщения. Во 2-м издании БСЭ (М., 1953. Т. 21, с. 112) говорится: «Время возникновения Курска точно не известно. В летописи впервые упомянут под 1095». А 3-е издание БСЭ (М., 1973. Т. 14, с. 41) сообщает: «Курск основан в X в., впервые упоминается под 1032 (Патерик Печерский) и 1095 (Лаврентьевская летопись)».
В справочнике АТД (1987 г.) принят в качестве года образования 1095-й. Во время монголо-татарского нашествия город был совершенно разрушен и покинут людьми. Только два с половиной века спустя, в 1586 г., город-крепость под тем же названием был вновь построен на прежнем месте. Когда же родился нынешний Курск, в 1095-м или 1586 году?

Аналогичные судьбы претерпели Белгород, Михайлов, Елец, Ливны, Данков. Что же делать? Пренебрегать разрывом или же считать, что было два города - древний предшественник и нынешний, существовавший непрерывно начиная со второй даты? Пока приходится ломать голову над вереницей противоречивых дат рождения. О Михайлове написано в примечании к официально принятому году образования 1238-му: «Указан год упоминания в исторических актах. В некоторых источниках содержатся данные о том, что город основан в 1137, вторично - в 1551. Наиболее достоверные сведения о Михайлове появляются в 1546 г.». Попробуй разберись, где же истина?

Город Ливны, по данным справочника АТД, возник в 1586 г. Но дается примечание: «Нынешний город возник в 1586 г., в XII в. существовал древний город Ливны». То есть признается существование двух, сменивших друг друга городов. А вот Курск признал летописное упоминание о своем предшественнике как дату своего рождения, включив в свой городской стаж и столетия запустения.

Дополнительную сложность доставляют случаи, когда русские города создавались на территориях, присоединенных к Русскому государству, в местах, где ранее были города, прекративших существование государственных образований. Тюмень - «мать городов сибирских» - основана в 1586 г. на месте города Чинги-Тура, существовавшего здесь с XIV в. Туринск - в 1600 г. на месте города Епанчина. Город-таможня Верхотурье вырос в 1598 г. на месте мансийского городка Некомура.

Годом образования Азова в справочнике АТД принимается 1708-й. В этом году Российская империя впервые была разделена на 8 губерний. Одну из них (Азовскую) возглавил Азов. Но город существовал раньше, и уже много столетий. До того, как за турецкую крепость Азов вел войны Петр I и временами успешно осаждали донские казаки, существовал на месте захваченного в 1471 г. турками Азова половецкий город Азака. А в античные времена на противоположном, правом берегу Дона располагался город Танаис.

Русская Астрахань была построена в 1558 г. на высоком Заячьем, или Долгом острове. Но поблизости, в 10-12 км выше по Волге, начиная с XIII в. существовали, сменяя друг друга, города Аджитархан, Хаджи-Тархан, Хазитархань, Цытрахань. Где-то здесь же еще раньше находилась столица Хазарского каганата Итиль, снесенная воинами киевского князя Святослава, а затем смытая Волгой.

Изменяется ли возраст городов
при изменении их места?

Города по разным причинам иногда меняют место. Ищут такое, которое позволяет им лучше выполнять свои обязанности. Широко известна история с перемещениями Оренбурга, который дважды менял место. Также дважды делал это Белозерск. Упоминаемый в летописи под 862 годом в числе самых древних городов Руси, Белозерск первоначально располагался на противоположном, северном берегу озера Белого (сейчас здесь находится деревня Киснема). Повелением киевского князя Владимира город ввиду угрозы подтопления был перенесен к истоку р. Шексны (район нынешнего селения Крохино) в X в. В 1352 г. от «моровой язвы» вымерло свыше половины жителей, что повлекло новый перенос города на 20 км к западу, на место, занимаемое Белозерском и поныне. И каждый раз город перемещался, не меняя своего названия. Годом его образования принят год первого упоминания - 862-й. Логика в этом есть. Название во всех трех случаях соответствовало местоположению. Город продолжал оставаться центром примерно той же округи и выполнял те же функции. Городов-соперников поблизости не было.

Якутск, основанный в 1632 г. сотником Петром Бекетовым на правом берегу Лены в 70 км ниже современной столицы Якутии, десять лет спустя из-за затопляемости территории перенесен на занимаемое им сейчас место на левом берегу. Оренбург, Белозерск, Якутск перемещались на десятки, а то и сотни километров, поэтому перемещения Смоленска, Каширы, Тобольска, Тары, Корочи, Касимова, Саратова, Темникова, Кунгура, Великого Устюга, Чердыни, Нерчинска, Сретенска, Олёкминска можно считать корректировкой местоположения.

Считают, что древний Смоленск ранее находился в районе села Гнездово, расположенного сейчас у западной границы города. Кашира, основанная в 1356 г. на левом низменном берегу Оки (здесь сейчас село Старая Кашира), в XVII в. была перенесена на возвышенный правый берег, где красуется и в наше время. Темников, упоминаемый в исторических актах в конце XIV в., переместился в 1536 г. выше по р. Мокше на 8 км, оставив на прежнем месте село Старый город. Тара, поставленная на Иртыше в 1594 г., через 75 лет, после пожара 1669 г., перенесена на занимаемое ею сейчас место. Имя свое город получил от р. Тара, близ устья которой находился первоначально, а уйдя от устья Тары, прежнее имя сохранил.

2.5 Опорный каркас расселения

Так называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей. Внимание к этому объекту географического изучения привлек Н.Н. Баранский: «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть – это каркас, это остов, на котором все держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию».

Термин «опорный каркас расселения» (ОК), выражающий иерархически построенную совокупность центров разного уровня, введен Б.С. Хоревым, который определил его как важную составную часть предложенной им концепции единой системы расселения. Обстоятельно разработал понятие каркаса в архитектурно-планировочном аспекте О.К.Кудрявцев. Каркасный подход использовали в своих работах в качестве одного из ключевых понятий видные географы (И.М. Маергойз) и градостроители (А.Э. Гутнов, В.В.Владимиров)…

ОК – сердцевина территориальной структуры хозяйства, ее наиболее устойчивая и в то же время динамично развивающаяся часть. Это совокупность наиболее динамичных и прогрессивных звеньев расселения и одновременно фактор, определяющий дальнейшие перемены в расселении в целом.

ОК – генерализованный, свободный от деталей, географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации. Узлы и линии ОК создают вершины и хребты экономического рельефа территории. Так, рисунком ОК подчеркивается периметральное размещение хозяйства и городов в Австралии, концентрация деятельности вдоль урбанизированной оси Канады у границы с США, придвинутость производства и населения к побережью Атлантического океана в Бразилии. ОК страны или региона – это их лаконичный географический портрет. В концепции ОК заложено важное с точки зрения нашей науки свойство географической генерализации.

Н.Н. Баранский обращал внимание на то, что с помощью сетей городов и магистралей можно удобно «представить» страну учащимся при начальном с ней знакомстве, особенно показывая города как основные пункты в каркасе магистральных путей. Образно выразились архитекторы Ю.П. Бочаров и О.К. Кудрявцев, сказав, что большие города – а они и являются узлами каркаса – занимают ключевое положение на «главных улицах крупных районов», т.е. на транспортных магистралях.

Узловые и линейные элементы опорного каркаса. Узлы ОК – это города и агломерации. На глобальном уровне они представлены крупнейшими городами, на уровне страны – всеми большими. На уровне региона к ним присоединяются и средние, на уровне мезорайона (республики, края, области) – всеми городами и крупными поселками городского типа. Формирование агломераций увеличивает скрепляющую силу узлов. Узлы ОК выполняют многообразную роль в территориальной организации общества, в частности, в территориальной структуре хозяйства. У них три главные функции:

Районообразующая и районоорганизующая роль. Они являются важнейшими факторами социально-экономического развития окружающего района, оказывающими определяющее влияние на формирование в нем систем расселения, транспортной сети, территориально-рекреационных систем. Узлы ОК дают ориентир развитию территориальной структуры подшефных районов, разносторонне их обслуживают, выступая в качестве региональных столиц;

Роль факторов взаимодействия. Будучи фокусами внутрирайонных связей, узлы собирают и перерабатывают поступающую к ним разнообразную продукцию – сырье, топливо, полуфабрикаты, узлы и детали. Занимая высшие ступени в производственной иерархии, они выпускают более сложную продукцию, работают как транспортно-формирующие и транспортно-распределительные узлы, включая свои районы в межрайонные хозяйственные связи. От узлов ОК во многом зависит рационализация межрайонного взаимодействия. Подобную же роль выполняют узлы ОК и в сферах науки, культуры, искусства;

Освоенческая роль. Она очень важна в странах, располагающих огромными, еще не вовлеченными в использование ресурсными территориями. Узлы ОК организуют освоение, создают ему разнообразное обеспечение – информационное, организационное, проектное, строительное, транспортное, кадровое и т.д. Они служат также местами переработки поступающих из осваиваемых районов ресурсов.

Эти три основные функции в конкретных узлах ОК находятся в разных соотношениях. В некоторых узлах очень сильно выражены, например, освоенческие функции, которые определяют набор отраслей и видов деятельности, территориальную ориентацию обслуживания. В староосвоенных районах освоенческая роль заменяется трансформирующей, преобразовательной. Узлы ОК выступают как центры инноваций, помогая хозяйству и населению окружающего района адаптироваться к изменяющимся условиям.

С известной долей условности узлы ОК можно разделить на две основные группы центров, различающиеся территориальным содержанием осуществляемых ими функций: центральные места и специализированные центры. Центральные места обслуживают население и хозяйства окружающих районов. Располагаясь на разных иерархических ступенях, они возглавляют районы разного ранга. Специализированные центры концентрируют ведущие предприятия тех или иных отраслей промышленности, транспорта, учреждения науки, образования, рекреации. Они работают на всю страну (в то время как центральные функции замыкаются в пределах соответствующего района), устанавливая связи с центрами отраслевых систем. Их можно назвать отраслевыми столицами. Определить принадлежность того или иного города-узла ОК. к одной из названных групп не всегда просто. В одних случаях это очевидно. Но чаще всего в одном городе совмещаются и те и другие функции, находящиеся между собой в разных соотношениях.

Линейные элементы ОК составляют магистрали и полимагистрали.

Магистрали – линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую провозоспособность. На них концентрируются перевозки грузов и пассажиров, благодаря чему магистрали выполняют основную часть работы в межрайонном обмене. Магистрализация – мощное средство экономического сближения районов и центров, способ экономического сжатия территории; она была составной частью программы развития России еще в плане ГОЭЛРО.

Полимагистрали возникают в результате следования общей трассой нескольких видов транспорта. Это приводит к еще большей (по сравнению с магистралями) концентрации связей на основных направлениях, образованию транспортных коридоров, что дает большие преимущества при строительстве транспортных систем и во время их эксплуатации. В СССР полимагистрализация была связана с формированием единых инфраструктурных систем: транспортной, энергетической, газоснабжения и др.

Полимагистрализация – особая форма линейной концентрации. Сооружение и эксплуатация полимагистралей дают очевидные экономические выгоды. В то же время прокладка газопроводов вблизи железнодорожных и шоссейных магистралей, линий высоковольтных электропередач сопряжена с опасностью, возникающей при авариях (взрыв газопровода в районе Уфы повлек за собой гибель сотен пассажиров двух поездов).

Формирование опорного каркаса – это генерализованное выражение географического хода урбанизации, проявление центростремительных и линейностремительных тенденций в растлении. ОК – результат, возникающий на стадии высокой территориальной концентрации. Его формирование проходит три основные стадии…:

I – центровая («точечная») концентрация – нарастание числа увеличение размеров крупных городов.

II – агломерирование, когда крупный город, становясь ядром агломерации, формирует вокруг себя плеяду спутников.

III – регионализация, при которой высокого уровня достигает имплозия – экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта.

Экономическая основа формирования ОК – углубление территориального, географического разделения труда, что обеспечивает повышение эффективности общественной деятельности объективная необходимость совершенствования территориальной организации общества…

Социальная основа – потребность людей в последовательном улучшении условий своей жизни, развитие расселения в направлении повышения качества, усиление социальной привлекательности крупногородских форм расселения, улучшение доступности крупных многофункциональных центров, обладающих большим социально-культурным потенциалом.

На процесс формирования и рисунок ОК сильно влияет при родная основа – географическое положение, зональность, природные рубежи, гидрографическая сеть, орографические системы, конфигурация морских побережий – вся совокупность при родных факторов и условий жизни людей и функционирования территориально-хозяйственных систем в их пространственной дифференциации.

Несформированность ОК препятствует овладению потенциалом территории, вызывает дополнительные экономические издержки, так как пространство оказывается разгороженные экономическими барьерами, значительная часть ресурсов m включается в хозяйственный оборот. К тому же затрудняется межрайонный обмен, возникают сложности в использовании населением социально-культурного богатства страны.

Следствия формирования опорного каркаса. Развиваясь, OK рационализирует территориальную структуру хозяйства и расселение. Развитие ОК – это формирование и возрастание роли звеньев интеграторов, способствующих территориально-экономическому сплочению страны и региона. Их территориальное устройство с формированием ОК приобретает более высокое качество. Можно сказать, пользуясь выражением В.П. Семенова-Тян-Шанского, что возрастает «прочность государственной территории». ОК способствует усилению территориально-хозяйственной интеграции на разных территориальных уровнях. На локальном – активизируя формирование агломераций на основе возрастающей потребности крупных центров в поселениях-спутниках, улучшая условия развитая последних благодаря возможности использовать в качестве осей развития головные участки транспортных магистралей, сходящихся к узлам ОК. На районном – пространственно ориентирую районообразующие процессы, являясь остовом территориальной структуры района. На страновом – облегчая консолидацию частей страны, улучшая межрайонное взаимодействие, что ведет к повышению экономической целостности страны, формирования единого экономического и социально-культурного пространства.

На рисунке показано, как ОК усиливает дифференциацию территории по Характеру расселения и условиям его трансформации. В пределах экономически активной территории выделяются три категории пространств: а) агломерационные; б) примагистральные полосовидные; в) глубинные. Они заметно отличаются друг от друга, и это обстоятельство должно учитываться в расселенческой политике. Для каждого из этих пространств должны быть разработаны свои правила и схемы организации.

Свойства и особенности опорного каркаса. В своей основе он устойчив, его рисунок меняется мало и постепенно. ОК можно назвать оплотом инерционности в территориальной структуре. ОК, образованный динамичными звеньями территориальной структуры, имеет одним из своих основных свойств инерционность, со временем приобретая всевозрастающую консервативность благодаря высокой концентрации основных фондов в своих узловых и линейных элементах, их высокой насыщенности инфраструктурой. В то же время его узлы и линии отличает динамизм. Обладающие большим потенциалом, они все время прерывают в процессе саморазвития.

Важная особенность ОК состоит в том, что как интегральное образование он выполняет роль интегратора в территориальной организации жизни общества. В его элементах, их функционировании, взаимосвязь разных подсистем: производства и расселения, производства и инфраструктуры, расселения и инфраструктуры. Следовательно, изучение ОК позволяет проработать «стыки», крайне важные для географии. В ОК соединяются разнородные начала: динамизм и устойчивость, концентрация и рассредоточение, интеграция и диверсификация, отраслевое и районное начала, саморазвитие и отклик на управляющие воздействия.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое опорный каркас расселения?

2. Какие элементы опорного каркаса расселения выделяются?

3. Что такое магистрали и полимагистрали?

4. Как формируется опорный каркас расселения?

5. Каковы свойства опорного каркаса расселения?

Родился в городе Льгове Курской области. В 1940 г. поступил в Московский институт химического машиностроения, окончив первый курс, ушёл на фронт.

Военные награды:

  • Орден Красной Звезды (1944 г.)
  • Орден Отечественной войны II степени (1946 г.)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1943 г.)
  • Медаль «За победу над Германией» (1945 г.)

Демобилизовавшись в 1946 г., работал бортрадистом в аэросъёмочном отчёте Московского Аэрогеодезического предприятия ГУГК. В 1953 заочно окончил Географический факультет МГУ, в 1953-56 гг. учился в аспирантуре того же факультета. Кандидатскую диссертацию на тему «Города Московской области» защитил в 1962 году.

В 1957-63 гг. работал в НИИ Градостроительства и районной планировки Академии строительства и архитектуры СССР. В 1963 г. Академия была упразднена, а НИИ Градостроительства и районной планировки был объединён с Горстройпроектом. После реорганизации Академии Лаппо вернулся в Alma mater и в 1964-69 гг. был доцентом географического факультета МГУ, где читал курс «География городов с основами градостроительства» (опубликован в виде монографии в 1969 г.).

С 1969 г. Георгий Лаппо работает в Институте Географии АН СССР , занимаясь изучением проблем развития городов Советского Союза . С 1973 г. возглавляет отдел экономической географии этого института.

В 1975 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы развития крупных городских агломераций в СССР». Параллельно с научной работой читал лекции в вузах Уфы, Краснодара, Ташкента, Смоленска и Саранска.

Вклад в науку

Георгий Лаппо в числе других геоурбанистов выступил с концепцией каркасно-сетевой структуры территории. Среди других популярных идей Георгия Лаппо - прогноз неизбежного срастания Москвы и Нижнего Новгорода в единую агломерацию (пока не сбывшийся). Из числа учеников Лаппо наиболее известен Павел Полян, который часто становится экспертом по различным вопросам географии населения и геоурбанистики .

Основные работы

  • География городов с основами градостроительства. М.: МГУ, 1969. 184 с.
  • Рассказы о городах. М.: Мысль, 1972. 192 с (переиздана в 1976 г.)
  • Moscow. Capital of the Soviet Union. M.: Progress, 1976. P. 189 (при участии А. Ю. Беккера и А. Г. Чикишева)
  • Городские агломерации в СССР и за рубежом. М.: Знание, 1977 (совместно с В. Я. Любовным)
  • Развитие городских агломераций в СССР. М.: Наука, 1978. 152 с.
  • Geograpia de las Ciudades y fundomentas de Urbanismo. M.: Wneshtorgizdat 1983. P. 204
  • Геоурбанистика в СССР. Основные достижения и направления исследований // Препринт. М.: 1986 с 61-200
  • Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987 237 с.
  • Packaз за Mockва. Наука и изкуство. София, 1987. 199 с.
  • География городов. М.: Владос, 1997. 481 с.
  • Georgij M. Lappo und Fritz W. Honsch. Urbanisierung Rußlands. Berlin: Stuttgart: Borntraeger, 2000. P. 215

Лауреат Государственной премии СССР (1987, за 20-томник «Страны и народы», в составе авторского коллектива), «Заслуженный деятель науки РФ» (1998).

Лаппо Георгий Михайлович (р.18.4.1923, г. Льгов Курской области), экономико-географ. Родился в семье служащих. В 1930 г. поступил в начальную школу №3 в г. Острогожске Воронежской области; в 1940 г. окончил среднюю железнодорожную школу №32 на ст. Льгов I М.-Киев ж.д. (Курская обл.). В 1940 г. поступил на 1-й курс Московского института химического машиностроения, спустя год ушел на фронт. Большую часть времени прослужил (до 1946 г.) бортрадистом в авиации связи (3-я Отдельная авиационная Краснознаменная дивизия связи). До 1953 г. работал в Летном Отряде Московского аэрогеодезического предприятия, участвовал в аэрофотосъемочных экспедициях на Украине, Северном Кавказе, в Закавказье, на Европейском Севере, в Северо-Западной и Восточной Сибири, в Центральном районе. Эта деятельность было отмечена званием «Почетный радист СССР» (1951 г.) и медалью «За трудовое отличие» (1952).
Одновременно в 1947-1953 гг. учился на заочном отделении географического факультета МГУ, по окончании которого был оставлен в аспирантуре на кафедре экономической географии СССР. В годы обучения наибольшее влияние на его формирование оказали профессора МГУ И.М. Маергойз, С.А. Ковалев, Ю.Г. Саушкин, Н.Н. Баранский, Р.М. Кабо и Б.Ц. Урланис, доц. Л.Е. Иофа. В 1957–1964 гг. работал в НИИ градостроительства и районной планировки Академии строительства и архитектуры СССР в должности инженера, главного инженера отдела. В 1962 г. защитил диссертацию «Города Московской области» на соискание ученой степени кандидата географических наук; в 1975 г. – докторскую диссертацию «Проблемы развития крупных городских агломераций в СССР». С 1964 г. – доцент кафедры экономической географии СССР географического ф-та МГУ. В 1969 г. перешел на работу в Институт географии АН СССР (РАН), где работал старшим научным сотрудником, заведующим отделом экономической географии и заведующим лабораторией географии населения, а с 1988 г. по 2006 г. – главным научным сотрудником отдела социально-экономической географии ИГ РАН.
Профессор (1988 г.), Почетный член Географического общества СССР (2000 г.), был членом Комиссии по урбанизации (национальным системам расселения, развитию городов) Международного географического Союза (1973–1991), членом Ученого Совета и Президиума Московского Центра РГО, председателем редколлегии «Вопросы географии» (1982–1992 гг.), руководителем семинара по урбанизации Московского Центра (1974–1985 гг.); координатором проекта «Городские системы» (в СССР) Международной программы «Человек и биосфера» (1980-е гг.). Удостоен знания «Заслуженный деятель науки РФ» (1998 г.).
На географическом факультете Московского университета читал курс лекций: «Экономическая география СССР» (для физико потока), спецкурс «География городов с основами градостроительства» (на его основе опубликовал первое в СССР учебное пособие по этому курсу); руководил курсовыми, дипломными работами и дальней практикой.
Занимается исследованием процессов урбанизации и формирования систем городов СССР – России, проблемами региональной экономической географии. Наиболее значительные результаты получены в исследованиях крупных городских агломераций, – прогрессивной формы расселения и территориальной организации хозяйства, в разработке основ учения об опорном каркасе расселения (концепция Опорного каркаса расселения является базовой в Генеральной схеме расселения на территории РФ).

Лауреат Государственной премии СССР (1987, за участие в коллективном многотомном труде «Страны и народы»), совместной премии АН СССР и Болгарской Академии наук (за участие в создании научного труда «Большой Кавказ – Стара Планина»).

Награждён двумя орденами «Отечественной войны II степени», орденом «Красной Звезды» и медалями.

Соч.: География городов с основами градостроительства. М., 1969 (переведена на испанский язык, 1983); Рассказы о городах. М., 1972 (2-е изд. – 1976); Развитие городских агломераций в СССР. М., 1978; Moscow. Capital of the Soviet Union. M.: Progress, 1976. P. 189 (при участии А. Ю. Беккера и А. Г. Чикишева); Геоурбанистика в СССР. Основные достижения и направления исследований. М., 1986 (в соавторстве с Н.В.Петровым; переведена в США); Города на пути в будущее. М.,1987; Packaз за Mockва. Наука и изкуство. София, 1987 (в соавторстве с А. Абаджиевым). География городов. М., 1997; Urbanisiesung Russlands. – Берлин – Штутгарт, 2000 (в соавторстве с Ф. Хеншем (Лейпциг).

Лит.: Краснопольский А.В. Отечественные географы. СПб, 1993;Проблемы расселения: история и современность. Сб. статей в честь Г.М. Лаппо в связи с его юбилеем. М., 1997; Биобиблиографический указатель. М.–Ставрополь, 2003.

, урбанистика

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Георгий Михайлович Лаппо (род. 18 апреля , Льгов) - советский и российский географ -урбанист . Доктор географических наук (), профессор (1988).

Биография

Вклад в науку

Георгий Лаппо в числе других геоурбанистов выступил с концепцией каркасно-сетевой структуры территории в противоположность господствовавшему в советской экономической географии районному подходу к изучению городов. Суть этой концепции состоит в том, что при зрелой урбанизации города в большей степени взаимодействуют друг с другом, а не с окружающей их территорией. В 1970-80-е гг. это направление было подвергнуто критике с идеологических позиций как «антирайонирование», однако в дальнейшем стало господствующим в российской геоурбанистике.

Награды и звания

  • Орден Отечественной войны II степени (1946)
  • Почетный радист СССР (1951)
  • Почетный член РГО (2000)

Основные работы

  • География городов с основами градостроительства. М.: МГУ, 1969. 184 с.
  • Рассказы о городах. М.: Мысль, 1972. 192 с (переиздана в 1976 г.)
  • Moscow. Capital of the Soviet Union. M.: Progress, 1976. P. 189 (при участии А. Ю. Беккера и А. Г. Чикишева)
  • Лаппо Г. М. Рассказы о городах / Оформление художника Е. В. Ратмировой. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М .: Мысль , 1976. - 224 с. - 150 000 экз. (обл.)
  • Городские агломерации в СССР и за рубежом. М.: Знание, 1977 (совместно с В. Я. Любовным)
  • Развитие городских агломераций в СССР. М.: Наука, 1978. 152 с.
  • Geograpia de las Ciudades y fundomentas de Urbanismo. M.: Wneshtorgizdat 1983. P. 204
  • Геоурбанистика в СССР. Основные достижения и направления исследований. М., 1986 (в соавторстве с Н.В. Петровым; переведена в США)
  • Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987. 237 с.
  • Packaз за Mockва. Наука и изкуство. София, 1987. 199 с. (в соавторстве с А. Абаджиевым)
  • Лаппо Г. М. География городов. - М .: Владос, 1997. - 480 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-691-00047-0. (обл.)
  • Georgij M. Lappo und Fritz W. Honsch. Urbanisierung Rußlands. Berlin: Stuttgart: Borntraeger, 2000. P. 215.

Напишите отзыв о статье "Лаппо, Георгий Михайлович"

Литература

  • Краснопольский А. В. Отечественные географы (1917-1992): Биобиблиографический справочник (в 3-х томах) / Под ред. проф. С. Б. Лаврова ; РАН, Русское географическое общество . - СПб. : Б.и., 1993. - Т. 2 (Л-Х). - С. 9-10. - 456 с. - 1 000 экз. (в пер.)

Ссылки

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Лаппо, Георгий Михайлович

Отрывок, характеризующий Лаппо, Георгий Михайлович

– Скажи пожалуйста, Вэя, а почему Атис назвал тебя ушедшей? – наконец-то спросила назойливо кружившейся в голове вопрос я.
– О, это потому, что когда-то очень давно, моя семья добровольно ушла помогать другим существам, которым нужна была наша помощь. Это у нас происходит часто. А ушедшие уже не возвращаются в свой дом никогда... Это право свободного выбора, поэтому они знают, на что идут. Вот потому Атис меня и пожалел...
– А кто же уходит, если нельзя вернуться обратно? – удивилась Стелла.
– Очень многие... Иногда даже больше чем нужно, – погрустнела Вэя. – Однажды наши «мудрые» даже испугались, что у нас недостаточно останется виилисов, чтобы нормально обживать нашу планету...
– А что такое – виилис? – заинтересовалась Стелла.
– Это мы. Так же, как вы – люди, мы – виилисы. А наша планета зовётся – Виилис. – ответила Вэя.
И тут только я вдруг поняла, что мы почему-то даже не додумались спросить об этом раньше!.. А ведь это первое, о чём мы должны были спросить!
– А вы менялись, или были такими всегда? – опять спросила я.
– Менялись, но только внутри, если ты это имела в виду, – ответила Вэя.
Над нашими головами пролетела огромная, сумасшедше яркая, разноцветная птица... На её голове сверкала корона из блестящих оранжевых «перьев», а крылья были длинные и пушистые, как будто она носила на себе разноцветное облако. Птица села на камень и очень серьёзно уставилась в нашу сторону...
– А что это она нас так внимательно рассматривает? – поёжившись, спросила Стелла, и мне показалось, что у неё в голове сидел другой вопрос – «обедала ли уже эта «птичка» сегодня?»...
Птица осторожно прыгнула ближе. Стелла пискнула и отскочила. Птица сделала ещё шаг... Она была раза в три крупнее Стеллы, но не казалась агрессивной, а скорее уж любопытной.
– Я что, ей понравилась, что ли? – надула губки Стелла. – Почему она не идёт к вам? Что она от меня хочет?..
Было смешно наблюдать, как малышка еле сдерживается, чтобы не пуститься пулей отсюда подальше. Видимо красивая птица не вызывала у неё особых симпатий...
Вдруг птица развернула крылья и от них пошло слепящее сияние. Медленно-медленно над крыльями начал клубиться туман, похожий на тот, который развевался над Вэйей, когда мы увидели её первый раз. Туман всё больше клубился и сгущался, становясь похожим на плотный занавес, а из этого занавеса на нас смотрели огромные, почти человеческие глаза...
– Ой, она что – в кого-то превращается?!.. – взвизгнула Стелла. – Смотрите, смотрите!..
Смотреть и правда было на что, так как «птица» вдруг стала «деформироваться», превращаясь то ли в зверя, с человеческими глазами, то ли в человека, со звериным телом...
– Что-о это? – удивлённо выпучила свои карие глазки моя подружка. – Что это с ней происходит?..
А «птица» уже выскользнула из своих крыльев, и перед нами стояло очень необычное существо. Оно было похоже на полуптицу-получеловека, с крупным клювом и треугольным человеческим лицом, очень гибким, как у гепарда, телом и хищными, дикими движениями... Она была очень красивой и, в то же время, очень страшной.
– Это Миард. – представила существо Вэя. – Если хотите, он покажет вам «живность», как вы говорите.
У существа, по имени Миард, снова начали появляться сказочные крылья. И он ими приглашающе махнул в нашу сторону.
– А почему именно он? Разве ты очень занята, «звёздная» Вэя?
У Стеллы было очень несчастное лицо, потому что она явно боялась это странное «красивое страшилище», но признаться в этом ей, по-видимому, не хватало духу. Думаю, она скорее бы пошла с ним, чем смогла бы признаться, что ей было просто-напросто страшно... Вэя, явно прочитав Стеллины мысли, тут же успокоила:
– Он очень ласковый и добрый, он понравится вам. Вы ведь хотели посмотреть живое, а именно он и знает это лучше всех.
Миард осторожно приблизился, как будто чувствуя, что Стелла его боится... А мне на этот раз почему-то совершенно не было страшно, скорее наоборот – он меня дико заинтересовал.
Он подошёл в плотную к Стелле, в тот момент уже почти пищавшей внутри от ужаса, и осторожно коснулся её щеки своим мягким, пушистым крылом... Над рыжей Стеллиной головкой заклубился фиолетовый туман.
– Ой, смотри – у меня так же, как у Вэйи!.. – восторженно воскликнула удивлённая малышка. – А как же это получилось?.. О-о-ой, как красиво!.. – это уже относилось к появившейся перед нашим взором новой местности с совершенно невероятными животными.
Мы стояли на холмистом берегу широкой, зеркальной реки, вода в которой была странно «застывшей» и, казалось, по ней можно было спокойно ходить – она совершенно не двигалась. Над речной поверхностью, как нежный прозрачный дымок, клубился искрящийся туман.
Как я наконец-то догадалась, этот «туман, который мы здесь видели повсюду, каким-то образом усиливал любые действия живущих здесь существ: открывал для них яркость видения, служил надёжным средством телепортации, вообще – помогал во всём, чем бы в тот момент эти существа не занимались. И думаю, что использовался для чего-то ещё, намного, намного большего, чего мы пока ещё не могли понять...
Река извивалась красивой широкой «змеёй» и, плавно уходя в даль, пропадала где-то между сочно-зелёными холмами. А по обоим её берегам гуляли, лежали и летали удивительные звери... Это было настолько красиво, что мы буквально застыли, поражённые этим потрясающим зрелищем...
Животные были очень похожи на невиданных царственных драконов, очень ярких и гордых, как будто знающих, насколько они были красивыми... Их длиннющие, изогнутые шеи сверкали оранжевым золотом, а на головах красными зубцами алели шипастые короны. Царские звери двигались медленно и величественно, при каждом движении блистая своими чешуйчатыми, перламутрово-голубыми телами, которые буквально вспыхивали пламенем, попадая под золотисто-голубые солнечные лучи.
– Красоти-и-и-ще!!! – в восторге еле выдохнула Стелла. – А они очень опасные?
– Здесь не живут опасные, у нас их уже давно нет. Я уже не помню, как давно... – прозвучал ответ, и тут только мы заметили, что Вэйи с нами нет, а обращается к нам Миард...
Стелла испуганно огляделась, видимо не чувствуя себя слишком комфортно с нашим новым знакомым...