Кем осуществляется управление государственным долгом российской федерации. Государственный долг. Управление государственным долгом. Процесс управления государственным долгом

03.05.2024 Жкх


1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.


В п. 1, 2, 3 комментируемой статьи БК РФ проводится разграничение предметов ведения между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Так, в соответствии с комментируемой статьей управление государственным долгом РФ, государственным долгом субъекта РФ, муниципальным долгом осуществляется соответственно Правительством РФ, государственными органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Вообще, управление государственным либо муниципальным долгом может быть рассмотрено двояко. В широком смысле слова управление долгом - это одно из направлений финансовой политики государства (муниципального образования), осуществляемое компетентными органами власти и управления и связанное с обязательствами государства (муниципального образования) в качестве заемщика или гаранта. В узком смысле слова управление долгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства (муниципального образования), действий по регулированию рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению гарантий.
Основными принципами управления государственным либо муниципальным долгом являются:
1) минимизация стоимостной величины государственного (муниципального) долга;
2) регулирование объема и курса заемных обязательств государства (муниципального образования) на рынке ценных бумаг;
3) эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием;
4) обеспечение своевременного возврата кредита;
5) осуществление мероприятий по обслуживанию, погашению государственного (муниципального) долга в соответствии с основными направлениями финансовой политики государства (муниципального образования).
Управление государственным и муниципальным долгом включает в себя проведение ряда организационных, экономических, финансово-правовых мероприятий, направленных на оптимальное обслуживание и погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. Так, в рамках управления государственным и муниципальным долгом осуществляются следующие мероприятия:
- рефинансирование - это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств. Такой метод управления государственным и муниципальным долгом, как правило, осуществляется в условиях недостаточности средств доходной части бюджета соответствующего уровня;
- конверсия - это изменение размера доходной части принятых долговых обязательств. При этом такое изменение может выражаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком (РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием) своим кредиторам;
- консолидация - это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств. Как правило, консолидация применяется в целях сокращения сроков погашения выпущенных государственных и муниципальных ценных бумаг. Однако в соответствии с общими принципами гражданского законодательства консолидация может быть проведена только по обоюдному согласию заемщика и кредитора;
- унифицирование - это замена двух и более видов ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый;
- аннулирование - это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью. Данная мера является незаконной, но ее применение имеет место при насильственной смене власти на территории государства-должника.
Перечисленные мероприятия по управлению государственным и муниципальным долгом (за исключением аннулирования) проводятся в соответствии со специальным законодательством, а также с учетом ограничений, установленных БК РФ.

– это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов : финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ , в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

9. Управление государственным долгом

Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

q организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;

q нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

Методами управления государственным долгом являются:

Конверсия;

Консолидация;

Унификация;

Обмен облигаций по регрессивному соотношению;

Отсрочка погашения;

Реструктуризация;

Аннулирования.

Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций птредыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.

Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины.

Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий год.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

    Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

    Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

    кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    государственных ценных бумаг;

    договоров о предоставлении государственных гарантий;

    переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года),среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

    консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

    конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

    конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

    новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

На 1.01. 1998

На 1.01. 1999

На 1.01. 2000

На 1.01. 2001

На 1.01. 2002

На 1.01. 2003

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физиче­скими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами между­народного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг необходимо отличать от субфедераль­ного долга, которым является государственный долг субъекта РФ, представляющий собой совокупность долговых обязательств соот­ветствующего региона.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ, если указанные обязатель­ства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации, а также по субфедеральным долгам друг друга, если указанные обязательства не были ими гарантиро­ваны.

Государственный долг является прямым следствием кредит­ной политики государства и его состав зависит от форм государ­ственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной влас­ти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по вы­данным Россией гарантиям. Не образует состава государствен­ного долга выплата процентов и непроцентных доходов по госу­дарственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга образу ют не все долговые обязательства Российской Федерации, а только те из них, которые послужили объектами правоотноше­ний по государственному кредиту.

Гарантом платежеспособности государства по своим кредит­ным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Государственный долг субъекта РФ пол­ностью и без условий обеспечивается всем находящимся в соб­ственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Несмотря на то что кредитные отношения государства обес­печиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляется за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государ­ственной власти использовать все полномочия по формирова­нию доходов федерального бюджета в целях погашения долго­вых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.



Государственный долг классифицируется на виды по несколь­ким основаниям.

В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств государственный долг подразделяется на:

капитальный, представляющий собой общую сумму задол­женности государства по непогашенным долговым обязатель­ствам и невыплаченным по ним процентам;

текущий, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

В зависимости от срока привлечения государственные долго­вые обязательства подразделяются на:

краткосрочные - привлекаемые на срок до одного года;

среднесрочные - привлекаемые на срок от одного года до пяти лет;

долгосрочные - привлекаемые на срок от 5 до 30 лет.

Долговые обязательства Российской Федерации не могут превышать срока действия в 30 лет.

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:

внутренний, выраженный в валюте Российской Федерации, т. е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государ­ственным ценным бумагам Российской Федерации; объем ос­новного долга по кредитам, полученным Российской Федера­цией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюд­жетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государствен­ным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем госу­дарственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В некоторых случаях дополнительным критерием по разгра­ничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образова­нии внутреннего долга; заимствование денежных средств у не­резидентов ведет к образованию внешнего долга.

Современная кредитная деятельность Российской Федера­ции указывает на усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государ­ственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эмитируются новые государственные ценные бумаги, размещаемые на внутреннем фондовом рынке.

Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодатель­ством.

Следовательно, форма государственного долга - это юриди­чески оформленные экономические отношения, образующие долго­вые обязательства Российской Федерации.

Согласно ст. 98 БК РФ государственный кредит может иметь» следующие формы:

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организа­циями, иностранными государствами и международными фи­нансовыми организациями;

государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоры и соглашения о получении Российской Федераци­ей бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней российской бюджетной системы;

договоры о предоставлении Российской Федерацией госу­дарственных гарантий;

соглашения и договоры, в том числе международные, заклю­ченные от имени Российской Федерации, о пролонгации и ре­структуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Государственный долг представляет собой комплексное эконо­мико-правовое образование, особый механизм финансовых отно­шений, требующий регулирования системой различных методов.

Управление государственным долгом - это совокупность финан­совых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Управление государственным внутренним и внешним дол­гом относится к компетенции Правительства РФ.

Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, основными задачами которого является разработка программ государствен­ных заимствований и их реализация от имени Российской Фе­дерации, а также управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. В соответствии с воз­ложенными на него задачами Министерство финансов РФ про­водит совместно с Центральным банком РФ операции по обслуживанию государственного долга, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации рас­ходов по его обслуживанию.

Управление государственным долгом отнесено федеральным законодательством и к обязанностям Центрального банка РФ, который консультирует Министерство финансов РФ по во­просам графика выпуска государственных ценных бумаг и пога­шения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой де­нежно-кредитной политики. Операции по обслуживанию госу­дарственного долга Центральный банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

Основными методами регулирования государственного дол­га являются: реструктуризация, конверсия, новация, пролонга­ция и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сто­рон прекращение долговых обязательств, составляющих госу­дарственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими дру­гие условия обслуживания и погашения. В процессе реструкту­ризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация задолжен­ности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика по­гашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Про­межуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачивают­ся только проценты по долговым обязательствам. Предоставле­ние льготного периода выгодно не только должнику, но и кре­дитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий пога­шения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутрен­ний долг Российской Федерации в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации.

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обя­зательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, согласия международных финансовых организаций - кредито­ров при наличии условий, выработанных международной фи­нансово-кредитной практикой. В составе Международной ассо­циации развития образован специальный Фонд для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility Fund) в размере 100 млн долла­ров США, который предоставляет странам льготные кредиты для погашения высокого внешнего долга.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предло­жить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Междуна­родным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повыше­ния эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокраще­ние долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственно­го долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, .погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязатель­ства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, взаимозачет финансовых требований и др. В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга. Относительно кредитов, выданных Российской "" Федерацией другим странам, конверсия является одним из наиболее оптимальных способов управления государственным долгом, поскольку создает возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в наиболее выгодные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки и т. д.

Вместе с тем необходимо учитывать, что при чрезмерной конверсии государственного долга названными способами воз­можна потеря контроля за поступлением в Россию валютных средств и дешевых импортных товаров, что может повлечь ин­фляционные процессы.

Новация государственного долга означает прекращение обя­зательства соглашением сторон о замене первоначального кре­дитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Глав­ным условием новации является сохранение субъектного соста­ва обязательства.

Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества и наоборот. В ча­стности, в 1993 г. государства - бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные долги перед Российской Феде­рацией в имущественной форме: поставками товаров, переда­чей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов; в 1995-1996 гг. государственный долг Российской Федерации перед странами - членами бывшего Совета эконо­мической взаимопомощи погашался поставками российских товаров 2 .

Пролонгация государственного долга означает продление сро­ка действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

БК РФ установлены требования к предельному объему госу­дарственного долга и к предельному объему государственных заимствований Российской Федерации. По общему правилу максимальная сумма государственных внешних заимствований^ не должна превышать годовой объем платежей по обслужива­нию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Конкретные предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, а также пределы внешних заимствований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Несоблюдение предельных размеров государственного долга и расходов на его обслуживание является основанием для при­менения мер принуждения за нарушение бюджетного законода­тельства Российской Федерации.


1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3.

Управление государственным (муниципальным) долгом. Этапы управления государственным долгом.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

В п. 1, 2, 3 комментируемой статьи БК РФ проводится разграничение предметов ведения между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Так, в соответствии с комментируемой статьей управление государственным долгом РФ, государственным долгом субъекта РФ, муниципальным долгом осуществляется соответственно Правительством РФ, государственными органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Вообще, управление государственным либо муниципальным долгом может быть рассмотрено двояко. В широком смысле слова управление долгом — это одно из направлений финансовой политики государства (муниципального образования), осуществляемое компетентными органами власти и управления и связанное с обязательствами государства (муниципального образования) в качестве заемщика или гаранта. В узком смысле слова управление долгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства (муниципального образования), действий по регулированию рынка государственных (муниципальных) ценных бумаг, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обязательств и предоставлению гарантий.
Основными принципами управления государственным либо муниципальным долгом являются:
1) минимизация стоимостной величины государственного (муниципального) долга;
2) регулирование объема и курса заемных обязательств государства (муниципального образования) на рынке ценных бумаг;
3) эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием;
4) обеспечение своевременного возврата кредита;
5) осуществление мероприятий по обслуживанию, погашению государственного (муниципального) долга в соответствии с основными направлениями финансовой политики государства (муниципального образования).
Управление государственным и муниципальным долгом включает в себя проведение ряда организационных, экономических, финансово-правовых мероприятий, направленных на оптимальное обслуживание и погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. Так, в рамках управления государственным и муниципальным долгом осуществляются следующие мероприятия:
— рефинансирование — это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств. Такой метод управления государственным и муниципальным долгом, как правило, осуществляется в условиях недостаточности средств доходной части бюджета соответствующего уровня;
— конверсия — это изменение размера доходной части принятых долговых обязательств. При этом такое изменение может выражаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком (РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием) своим кредиторам;
— консолидация — это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств. Как правило, консолидация применяется в целях сокращения сроков погашения выпущенных государственных и муниципальных ценных бумаг. Однако в соответствии с общими принципами гражданского законодательства консолидация может быть проведена только по обоюдному согласию заемщика и кредитора;
— унифицирование — это замена двух и более видов ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый;
— аннулирование — это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью. Данная мера является незаконной, но ее применение имеет место при насильственной смене власти на территории государства-должника.
Перечисленные мероприятия по управлению государственным и муниципальным долгом (за исключением аннулирования) проводятся в соответствии со специальным законодательством, а также с учетом ограничений, установленных БК РФ.

Управление государственным долгом

В Российской Федерации закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на долг внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию.

Таким образом, в настоящее время в РФ заимствования делятся на внутренние и внешние. В соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие определения внутреннего и внешнего долга. Внешний государственный долг представляет долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг — это долг государства своему населению.

Управление государственным долгом представляет совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся: выплаты сумм кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния.

Для оценки состояния государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение долговых обязательств, обслуживание долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также за счет средств, полученных от новых заимствований.

Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. На разных стадиях цикла экономического равития важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. Это можно продемонстрировать, если представить процесс накопления долга в виде следующего уравнения (в данном выражении не отражается валютная структура долга):

где: Bt – внутренний долг на конец периода t (в % к ВВП);

Rt – усредненный реальный процент ex post в этом же периоде;

Gt – темп роста ВВП (в %);

Dt – доля первичного дефицита бюджета (в % к ВВП).

Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом и эта задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочной максимизацией благосостояния населения, поскольку экономия текущих затрат по обслуживанию долга снижает налоговое время для будущих поколений.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления. Они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов управления государственным долгом обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, величину ссудного процента, объем инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики в частности.

Таким образом, под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

  • обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета, подразумевающего учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики, то есть, обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом, как и всякое управление, включает четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов, включающих:

— рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

— конверсию — изменение доходности займа;

— консолидацию — превращение части имеющейся задолженности в новую задолженность с более длительным сроком погашения. Использование этого метода связано с желанием государства устранить негативные последствия, которые могут возникнуть в случае массовых требований со стороны кредиторов по погашению задолженности;

Новацию — соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстоятельств в рамках одного и того же кредитного договора;

— унификацию — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

— отсрочку — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

Дефолт по государственному долгу – неспособность государства рассчитаться по своим долгам.

К основным инструментам регулирования внутреннего долга можно отнести: установление верхнего предела внутреннего долга; дополнительный выпуск государственных ценных бумаг; средства стабилизационного фонда, которые могут быть использованы на иные цели (в том числе на управление внутренним долгом); политика в отношении государственного долга; реструктуризация долгов и т.д.

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть. Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 2009 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 119 739 195,3 тыс. рублей.

Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом

Этим же законом установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

До сих пор Россия сокращала внешний долг, замещая его внутренним долгом, а с 2008 года займы брались не только на реструктуризацию долга, но и на текущие расходы.

Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 16 февраля 2009 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг, составляет 1 423 267,753 млн. рублей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение государственного кредита.

2. Назовите основные принципы управления государственным долгом.

3. Назовите функции государственного кредита.

4. Перечислите основные инструменты управления государственным долгом.

5. По каким признаком можно классифицировать государственные займы?

6. Какие цели и задачи управления государственным долгом в современных условиях?

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ, с учетом изм. и доп. Гл. 13-20.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации, с учетом изм. и доп.

3. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. Вопросы и ответы — Москва: Юриспруденция, Серия «Подготовка к экзамену», 2006 — 184 с.

4. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. - 360 с.

5. Финансы и кредит: учебник / под ред. Г.Б. Поляка М.: Изд-во Волтерс Клувер, 2010.- 800 с.

6. Финансы: Учебник для вузов // Под ред. проф. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – М.: Юрайт-Издат», 2008. – 543 с.

7. Финансы и кредит: Учебник/А. С. Нешитой – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 576 с.

8. Финансы в вопросах и ответах: уч. пособие/ В. А. Трухачев, А.В. Дашкова, И. А. Томилин и др.- 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 536 с.

Организация управления государственным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъектов Российской Федерации, муниципальным долгом

Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом

1. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

2. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Вы точно человек?

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации".

Долговые обязательства существуют в форме:

Ø Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ;

Ø Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от им. РФ;

Ø Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Ø Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

Ø Соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Ø Внутренний долг – обязательства номинированные в национальной валюте

Ø Внешний долг – обязательства номинированные в иностранной валюте.

В объем гос.внутреннего долга включаются:

Ø Основная номинальная сумма долга по государственным цен.бумагам;

Ø Объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

Ø Объем основного долга по бюджетным ссудам и кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

В объем внешенго долга РФ входят:

Ø Объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, и пр. международных организ-й

Ø Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией

РФ несет ответственность по своим обязательствам и не несет ответственности по по долговым обязательствам субъектов и МО. если они не были гарантированны РФ

Субъекты РФ и МО не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если они не были гарантированны им, а также по долг.обязательствам РФ.

v Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете

v Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

v В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации предельный объем долга не должен превышать 50 %процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

v Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

v В муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% процентов объема собственных доходов местных бюджетов предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 %процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

Социальное страхование – это механизм социальной защиты, означающий формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с реализацией гарантированных государством социальных выплат по обеспечению полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца

Виды социального страхования:

  • Пенсионное страхование
  • Страхование на случай безработицы
  • Страхование на случай общего заболевания
  • Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения.

Прринципы:

  • Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования
  • Всеобщий обязательный характер, доступность для застрахованных реализации своих социальных гарантий
  • Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных независимо от финансового положения страховщика
  • Государственное регулирование
  • Паритетность участия субъектов соц. Страхования в органах управления системы соцстрахования
  • Обязательность уплаты страхователями страховых взносов
  • Ответственность за целевое использование средств
  • Обеспечение надзора и общественного контроля
  • Автономность финансовой системы соцстрахования
Признаки для сравнения Социальное страхование
Источники финансирования Финансирование обычно осуществляется за счет специальных фондов, формируемых на основе взносов работодателей и работников, с возможным участием государства
Степень охвата лиц, нуждающихся в социальном обеспечении Так как участие в социальном страховании обязательно, то социальное обеспечение охватывает практически всех трудящихся и членов их семей
Основание для получения выплат по социальному обеспечению Право лица на пособие, как правило, основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости
Степень зависимости размеров выплат по социальному обеспечению от прежних заработков Уровень взносов и выплат прямо связан с его прежним и настоящим заработком

Социальное страхование делится на виды в зависимости от сочетания указанных рисков, такое деление дифференцируется по странам. Например, во многих европейских государствах в рамках социального страхования на случай временной утраты трудоспособности в результате общего заболевания предусмотрена также оплата медицинских услуг, страхование на случай инвалидности может быть выделено в отдельный вид социального страхования. В Норвегии отказались от обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности - законодательством предусмотрена обязанность работодателя сохранять полностью заработную плату работников в результате их заболеваний, но при этом сам работодатель определяет механизм финансового обеспечения таких выплат.

44. Внебюджетный фонд как форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного социального страхования

Виды обязательного социального страхования (ОСС) в Российской Федерации, реализуемые через государственные внебюджетные фонды:

  • Обязательное пенсионное страхование,
  • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
  • Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  • Обязательное медицинское страхование.

— часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Только 2 вида социального страхования проводится через ФСС:

  • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (риски: общее заболевание, бытовая травма, материнство, смерть)
  • Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством

. Неналоговые доходы:

  • страховые взносы на (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в ФССРФ
  • доходы от размещения временно свободных средств ФССРФ
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

2. Безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ
  • прочие поступления.

Расходы:

Ø выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также соц. пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг

Ø оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные, а также на лечебное (диетическое) питание

Ø частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание)

Ø частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан

Ø частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса)

Ø оплату проезда к месту лечения и обратно

Ø создание резерва для обеспечения финн. устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств гос. соц. страхования

Ø обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда

Ø финансирование деятельности подразделений органов исполн. власти, обеспечивающих гос. защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда)

Ø проведение научно-исслед. работы по вопросам соц. страхования и охраны труда

Ø осуществление иных мероприятий, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по соц. страхованию

Ø участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам соц. страхования

Текущие проблемы управления государственным долгом России

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Объем государственного долга Российской Федерации в настоящее время составляет около 50% ВВП, что является высоким показателем, учитывая зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры цен на энергоносители. Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам федерального бюджета у Российской Федерации является высоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.

В этой связи ситуация в области государственного долга будет находить отражение в финансовой и фискальной политике государства в ближайшем будущем, а также в возможностях страны по привлечению средств на международном рынке в целях финансирования расходов бюджета, в том числе по обслуживанию и погашению государственного долга.

Текущая ситуация в области государственных заимствований характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних и внутренних заимствований, а также переходом к применению методов активного управления долгом с целью сокращения расходов на его обслуживание.

Анализ развития рынка государственных заимствований и государственного долга Российской Федерации в период с 1992г. по настоящее время свидетельствует о некоторых положительных тенденциях в указанной области. В частности:

— восстановлен и развивается рынок внутренних заимствований;

— восстановлен доступ Российской Федерации на международный финансовый рынок;

— приняты Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», ряд нормативных актов, регулирующих вопросы государственных заимствований;

— определены ограничения по государственным заимствованиям субъектов Российской федерации и муниципальным заимствованиям;

— созданы основы и механизмы влияния федеральной власти на заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, основы системы учета и отчетности субфедеральных и муниципальных уровней власти перед Министерством финансов Российской Федерации;

— завершена инвентаризация государственного долга Российской Федерации; завершается урегулирование государственного внешнего долга бывшего СССР;

— в стадии завершения находится процесс централизации функций по управлению государственным долгом и реализации долговой политики государства;

Одним из важнейших инструментов управления внутренним долгом является рынок внутренних государственных обязательств, в частности ГКО-ОФЗ. Созданная высокотехнологичная система торгов ГКО-ОФЗ позволяет в режиме реального времени получать информацию об объеме государственного долга в части ГКО-ОФЗ и платежах по каждому инструменту и выпуску. Существующий рынок ГКО-ОФЗ позволяет обеспечить надежность расчетов, зачисление денежных средств, полученных в результате размещения ГКО-ОФЗ, на счета казначейства в день совершения операции, прозрачность рынка, возможность проведения активных операций по управлению долгом с целью улучшения его структуры и оптимизации стоимости обслуживания.

В области управления внешним долгом в период, прошедший после долгового и финансового кризиса 1998 года, существенное значение имеет завершение процесса урегулирования долга бывшего СССР, в том числе долга бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности бывшего СССР.

Урегулирование долга бывшего СССР на фоне улучшения экономической ситуации в России привели к улучшению кредитных рейтингов России в период 1999-2002гг., что позволило перейти к активной политике по управлению внешним долгом, восстановить возможность доступа Российской Федерации на внешние рынки.

Внешний долг государства сократился с 157.4 млрд. долларов США на 1 января 1999 года до 126,8 млрд. долларов США на 1 января 2004 года, благодаря списанию части задолженности бывшего СССР и политике по обеспечению погашения внешних обязательств без привлечения новых заимствований.

В значительной степени расширился состав инструментов управления внешним долгом, активно шел процесс закрепления использования указанных инструментов в соответствующих нормативных документах.

Завершение инвентаризации внешних заимствований бывшего СССР позволило приступить к созданию системы анализа рисков и разработать стратегию управления внешним долгом до 2005 года с учетом основных принципов бюджетной политики, определенных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации.

Несмотря на положительные результаты проведенных мер по совершенствованию системы управления государственным долгом, существующая система управления государственным долгом имеет ряд недостатков.

Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система:

§ недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;

§ не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;

§ носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер.

В действующей системе управления долгом отсутствуют следующие элементы.

1.Четкое законодательное закрепление разделения компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом.

В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы управления государственным долгом, содержит ряд существенных противоречий. С одной стороны, в Бюджетном кодексе Российской Федерации и федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» вопросы управления государственным долгом отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

9. Управление государственным долгом

С другой стороны, законодательное утверждение программ внешних и внутренних заимствований с чрезмерной детализацией источников привлечения кредитов и направлений их использования препятствует выполнению Правительством РФ функций по управлению государственными заимствованиями, с точки зрения стоимости и сроков заимствований, с целью сокращения расходов на обслуживание долга.

2. Законодательное закрепление полномочий Правительства Российской Федерации по проведению полного спектра операций в области управления государственным долгом.

Законодательно не определено само понятие «управление долгом» и, соответственно, пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой его функции.

В настоящее время бюджетное законодательство регулирует в основном вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга. Однако эффективная система управления государственным долгом должна включать в себя более значительный набор инструментов (рыночные операции по выкупу и досрочному погашению долга, операции по конверсии (обмену) долга на инвестиции, товары, ценные бумаги, другие финансовые активы и пр.). В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.

3. Детализированный учет долговых обязательств.

В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банк России - внутренний долг, Внешэкономбанк СССР - внешний долг в части облигационных займов и долга официальных кредиторов и других категорий долга), а также различными департаментами Министерства финансов Российской Федерации.

Методология учета долговых обязательств в значительной степени отличается в зависимости от органа и подразделения Минфина России, осуществляющего учет. Кроме того, методология учета в ряде случаев отличается не только по категории долга, но и по видам долговых обязательств, что еще больше затрудняет определение точного размера долга и перспективное планирование бюджета в части обслуживания и погашения государственного долга и привлечения заимствований. Отсутствие единой методологии учета государственного долга, а также единой интегрированной базы данных по видам долговых обязательств ухудшает возможности по формированию и реализации обоснованной долговой стратегии, а также бюджетной политики в целом.

4. Единая система анализа и оценки рисков, связанных со структурой государственного долга.

В настоящее время размеры погашения и обслуживания долга в значительной степени зависят от материализации рисков, связанных со структурой государственного долга.

В связи с тем, что учет доходов федерального бюджета осуществляется в рублях, а платежи по внешнему долгу производятся в иностранной валюте, государство несет значительные риски в форме возможного резкого изменения валютного курса рубля.

Одновременно рост валютного курса рубля приводит к ситуации, когда внутренние заимствования будут менее выгодными для бюджета, чем внешние заимствования на аналогичные сроки с учетом фактора валютного риска (и, наоборот, в случае падения валютного курса рубля).

Кроме того, часть заимствований, составляющих государственный долг Российской Федерации, имеет плавающие процентные ставки, что приводит к возникновению риска увеличения бюджетных расходов на обслуживание долга в связи с колебаниями процентных ставок на международных рынках.

Таким образом, развитие системы анализа рисков, связанных с управлением государственным долгом и осуществлением заимствований, является основополагающим элементом системы активного управления государственным долгом и осуществления экономически и финансово обоснованной политики в области управления долгом.

1. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (органов местного самоуправления), направленная на обеспечение потребностей публично-правового образования в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных (муниципальных) долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

2. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

3. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

4. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комментарии к ст. 101 БК РФ


Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).