Долги россиян за услуги жкх превышают полтриллиона рублей. Регионы ДФО: долги населения за услуги ЖКХ — людей на улицу? Задолженность населения за услуги жкх

08.03.2024 Алименты

В России стремительно растет задолженность по ЖКХ. Согласно статистике Верховного суда, в прошлом году было рассмотрено 5,4 миллиона исков к неплательщикам коммунальных услуг. Для сравнение: в 2016 году разбиралось 4,2 миллиона подобных дел, а в 2014-м – 2,1 миллиона. За три кризисных года заметно увеличилась и сумма взыскания – с 60 до 120 миллиардов рублей.

В июле прошлого года министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в интервью "Российской газете" оценил общий объем долгов по коммуналке в 1,34 триллиона рублей, из них 645 миллиардов задолжало население. При этом еще в октябре 2016-го его заместитель Андрей Чибис называл цифру в 270 миллиардов, которая, в свою очередь, была в два раза выше показателя 2015 года - 135,8 миллиарда. На этом фоне долги физических лиц за 2014 год выглядят совсем скромными: 111 миллиардов рублей.

"Причины здесь вполне очевидны, – поясняет "Yтру" заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов. – Это снижение реальных располагаемых доходов населения. Более трех лет, с ноября 2014 года, они стабильно падают. При этом расходы на услуги ЖКХ стабильно растут. Все это приводит к постоянному, из месяца в месяц, увеличению задолженности".

За три года кризиса доходы россиян сократились на 11%. В то же время стоимость коммунальных услуг в пересчете на каждого человека с 2014 года выросла более чем на 20%, а их доля в общих расходах достигла 11,3%. Еще более тяжким грузом ложатся тарифы ЖКХ на самых бедных: там у каждой десятой семьи оплата коммуналки отнимает свыше 15% всех трат.

Среди неплательщиков есть и "идейные", которые игнорируют квитанции на услуги ЖКХ принципиально, хотя особых финансовых проблем не испытывают. Встречаются и вполне обеспеченные владельцы инвестиционных квартир, которые полагают, что за коммунальные удобства в помещении, где никто не живет, и платить не надо. Но их в общей массе должников меньшинство.

В основном задолженность возникает у тех, кто действительно находится в крайне затруднительном материальном положении, с трудом наскребает деньги даже на еду и платить не может чисто физически, при всем своем желании. "Взыскать такие долги очень и очень сложно", – отмечает Антропов. Особенно, если речь идет о собственниках жилья. В этом случае единственная действенная мера – отключение тех самых услуг, по которым образовались долги.

Для муниципальных квартир самая крайняя мера – выселение. Оно возможно только через суд и лишь в том случае, если накопилась непрерывная задолженность по услугам ЖКХ за полгода. При этом учитываются также уважительные причины для неуплаты, в числе которых тяжелое материальное положение или отсутствие работы и объективная невозможность найти ее в ближайшее время, наличие в семьи инвалидов или несовершеннолетних детей и т.д.

В общем, процесс длительный и сложный. Да и сами государственные структуры, которые выступают владельцами жилья в данном случае, не станут злоупотреблять подобными возможностями, полагают эксперты.

"Сейчас население и так достаточно сильно напряжено из-за экономического кризиса. Если еще начать такие массовые переселения, это может просто вызвать столь же массовые недовольства, люди начнут выходить на улицы, вплоть до бунтов. Сейчас очень и очень опасно этим заниматься, и власти, скорее, будут закрывать глаза на неуплату, чем пойдут на такие крайние меры", – говорит Антропов.

К тому же, по закону выселяемым гражданам государство обязано предоставить другое жилье, пусть даже худшего качества. А размеры маневренных жилых фондов тоже не настолько велики, чтобы разместить большое количество подобных переселенцев.

Проблема в том, что рост задолженности по услугам ЖКХ аукнется всем россиянам. Коммунальная инфраструктура в России дряхлеет опережающими темпами, с каждым годом в стране приходит в негодность больше сетей, чем успевают ремонтировать. И наращивание долгов населения будет только усиливать данную тенденцию.

Самая главная угроза – сильное ухудшение качества оказания услуг. Не исключено, что и перебои с водой, электричеством и отоплением начнут случаться все чаще. При этом регулярное повышение тарифов не поможет исправить ситуацию, поскольку оно не способно покрыть необходимые для ремонта сетей расходы, даже если не брать в расчет растущую задолженность.

"Мы попадаем в замкнутый круг. И тут надо принимать какие-то другие, более радикальные меры, например, активнее прибегать к бюджетному финансированию ремонта сетей ЖКХ", – призывает Антропов.

По словам эксперта, в данном случае можно рассчитывать на федеральный бюджет. В идеале следует пересмотреть структуру распределения доходов по бюджетам в пользу регионов и муниципалитетов. Последние вообще живут на сущие крохи, которые им остаются от сбора налогов или перепадают в виде дотаций.

Кстати, именно из-за бюджетных проблем многие регионы сокращают субсидирование жилищно-коммунального комплекса, и вынуждены компенсировать выпадающие доходы из кошельков простых граждан.

Стремясь компенсировать потери от снижающейся рентабельности взыскания долгов, коллекторы ищут новые источники заработка. Они всерьез заинтересовались взысканием долгов граждан по оплате услуг ЖКХ, которые по России превышают 500 млрд руб., и поставщики таких услуг не против подобного сотрудничества. Эксперты считают, что это незначительно увеличит эффективность взыскания, зато может привести к росту социальной напряженности.


СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) провела круглый стол по развитию направления взыскания в сфере ЖКХ. По оценке руководителя агентского комитета НАПКА Виктора Семендуева, сейчас поставщики услуг ЖКХ отдают в работу коллекторам не более 5% от общей задолженности населения. «При этом эффективность их собственного взыскания не очень высокая: на досудебной стадии она находится на уровне 5–10%, на судебной стадии -15–20%»,- отмечает он. НАПКА планирует разработать для поставщиков услуг ЖКХ стандарты по отбору и оценке эффективности коллекторских агентств, рассчитывая увеличить объем передаваемых ее членам долгов.

По данным Минстроя, суммарно долги населения за услуги ЖКХ достигли на сентябрь 2018 года 535 млрд руб. В ГК «Росводоканал» сообщили, что на 1 октября 2018 года суммарный объем задолженности населения за услуги, оказанные их предприятиями в шести городах РФ, превышает 2 млрд руб. При этом ежегодный прирост показателя задолженности по группе «население» достигает 20%.

Сейчас крупные компании, предоставляющие услуги ЖКХ, взыскивают просрочку как на досудебной, так и на судебной стадии. По словам коммерческого директора ГК «Росводоканал» Сергея Прокофьева, проводимая претензионно-исковая работа позволяет достигать 97–98% годового сбора от начислений за услуги.

В пресс-службе «Мосэнерго» сообщили, что более 90% в общей сумме задолженности подтверждено судебными решениями, вступившими в законную силу. В качестве крайних мер воздействия на должников применяются ограничения и отключения коммунальных услуг. При этом ГК «Росводоканал» на этапе досудебных мероприятий уже передает часть задолженности коллекторским агентствам, входящим в реестр ФССП, а с недавнего времени начала сотрудничать на этапах судебного и исполнительного производства с коллекторскими агентствами и юридическими компаниями.

В ближайшей перспективе планируется увеличить объемы передаваемой просроченной задолженности коллекторским агентствам, отметил господин Прокофьев. «С учетом начала регулирования коллекторской деятельности и появления правоприменительной практики по 230-ФЗ "Мосэнерго" рассматривает возможность привлечения профессиональных взыскателей в целях погашения задолженности»,- отметили в пресс-службе компании.

Эксперты указывают, что взыскание долгов по ЖКХ должно быть урегулировано в рамках 230-ФЗ.

« Рынок ЖКХ стал в последнее время злоупотреблять ситуацией и отдавать долги на взыскание нерегулируемым компаниям»

Говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. ФССП же может воздействовать только на компании, находящиеся в госреестре. В законе прямо указано, что он не распространяется на правоотношения по взысканию просроченной задолженности физлица, «возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике…», за исключением случаев, когда взыскание осуществляется кредитными организациями или профессиональными коллекторами. «В связи с формулировками профильного закона ФССП фактически не может воздействовать на взыскателей, которые работают вне реестра»,- уточняет глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.

Впрочем, на первых порах привлечение коллекторов к сбору догов по ЖКХ может вызвать социальную напряженность, так как граждане не привыкли к вмешательству в подобные вопросы профессиональных взыскателей, полагают эксперты. Кроме того, по мнению Юлии Комбаровой, росту социальной напряженности может способствовать и то, что у людей в памяти еще живы бесчеловечные методы выбивания долгов коллекторами.

Светлана Самусева

Общая задолженность по жилищно-коммунальным услугам в России перевалила за триллион рублей. «Объем общей задолженности сейчас составляет 1,34 трлн рублей, из них долги населения — 645 млрд рублей. Это примерно половина», — рассказал глава Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил в интервью « ».

Мень отметил, что среди населения всего 6% являются неплательщиками, хотя в прошлом году их насчитывалось 4%. Крупными неплательщиками за ЖКХ являются посреднические конторы.

Это управляющие компании и другие юридические лица, выступающие посредниками между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками.

Специалисты Минстроя «изучали портрет неплательщика» и пришли к интересному выводу. «Как правило, это либо асоциальные категории, либо владельцы инвестиционных квартир. Люди покупают их на будущее — для детей или чтобы сохранить свои средства. Это нормально. Люди верят в недвижимость, это хорошо. Но если они думают — я здесь не живу, зачем платить? — то возникают проблемы», — говорит Мень.

«Темпы проведения ремонтов в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросли в два раза. Это очень хороший результат. Это говорит о том, что поменялось отношение людей. Если два года назад к нам обращались с вопросами, зачем это нужно, то теперь обращения уже другого порядка», — рассказал он.

Между тем оплата услуг ЖКХ остается одной из самых болезненных тем для россиян, поскольку тарифы на коммуналку постоянно растут.

С 1 июля тарифы на услуги ЖКХ выросли в России в среднем на 4%. Это ниже уровня инфляции, говорят в . «Установленный порог в 4% — это некий баланс, направленный на защиту населения и поддержку развития инфраструктуры», — отмечают в ведомстве.

Правительство устанавливает предельную величину роста тарифов — регионы могут ее установить на меньшем уровне, но предпочитают этого не делать. Больше всего коммуналка подорожала в Москве (7%), Республике Якутии, Камчатском крае и Санкт-Петербурге (везде на 6%), отмечают в (ФАС). В Кемеровской области рост составил 5,9%. А вот в Северной Осетии тарифы вырастут на 2,5%, в Алтайском крае — на 3,2%, в Дагестане и Кабардино-Балкарии — на 3,3%.

В Минстрое объясняют, что тарифы устанавливаются в зависимости от ситуации в конкретном регионе. Например, если где-то идет модернизация сетей водоснабжения, то тариф на воду может вырасти больше, но при этом, возможно, будет меньше тариф на электроэнергию.

Россияне не в состоянии оплачивать коммуналку без помощи со стороны государства.

Оценивает число получателей субсидий на ЖКХ в 36 млн человек в 2016 году, что составляет 25% от общей численности населения. Они получили 290,8 млрд рублей, то есть по 674 рублей в месяц каждый.

В то же время надо отметить, что по сравнению с 2000 годом число таких льготников сократилось. 16 лет назад соцподдержку на ЖКХ получали 45,6 млн человек, или 31% населения.

В России к тому же много льготных категорий граждан, и это прежде всего ветераны труда, которые получают квоты на оплату коммунальных услуг. На эти квоты государство тратит около 300 млрд рублей. «По большому счету, каждый четвертый потребитель ЖКХ является льготником, и такой социальной поддержки нет в других странах», — говорил «Газете.Ru» , исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие».

Но соцподдержка и субсидии не помогают, долги приходится взимать принудительно.

По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2016 году на принудительном исполнении о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным услугам находилось чуть более 4 млн исполнительных производств на сумму 91,1 млрд рублей. Это на 3,1% больше, чем годом ранее.

И это неудивительно. По данным Росстата, в первом квартале этого года в России было 22 млн бедных — граждан, чьи доходы были ниже прожиточного минимума в 9909 рублей. Это 15% от всего населения.

Кроме того, реальные располагаемые доходы граждан падают с 2014 года. В 2016-м они сократились на 5,9%. За январь - апрель этого года они сократились еще на 2,2%.

По мнению эксперта, эффективной системы надзора за организациями в сфере ЖКХ нет. © СС0

Задолженность по коммунальным платежам в России на данный момент составляет 1,34 трлн рублей, сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. При этом около половины — задолженность населения (645 млрд рублей), а остальное это долги посредников, например, управляющих компаний.

Министр заявил о намерении «устранить посредников между гражданами как потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями». Мень сказал журналистам, что сейчас обсуждается законопроект, который позволит потребителям коммунальных услуг напрямую платить ресурсоснабжающим организациям.

Между тем, как заявил «Росбалту» депутат Госдумы, сопредседатель «Союза жителей» Олег Шеин, рост долгов по услугам ЖКХ зачастую происходит из-за непродуманных действий самих чиновников министерства строительства и ЖКХ. По его словам, в ряду просчетов стоят и ограничение прав жителей на непосредственное управление домами, и проволочки в использовании зарубежного опыта.

«Безусловно, прямые договоры — это вещь более правильная, чем договор, заключенный через посредников. Модель, когда деньги проходят через иные руки и не сразу поступают к поставщику услуги к тем, кто произвел отопление, воду, газ, является неправильной. Переход на прямые договоры необходим. Но что является препятствием? Раньше собственники любого дома имели право заявить о том, что они выбирают не управляющую компанию, не ТСЖ, а способ непосредственного управления домом. При этом способе автоматически договорные отношения по коммунальным услугам становились прямыми. Однако в 2014 году по инициативе министерства способ непосредственного управления был ограничен домами с числом квартир не превышающим 30-ти. В результате, если раньше у людей была возможность платить напрямую, то после реализации инициатив министерства ЖКХ такая возможность исчезла. И сегодня законодательство очевидно требует корректировки», — рассказал народный избранник.

Депутат подчеркнул, что рост долгов по коммунальным платежам во многом растет из-за неверного начисления счетов по общедомовым нуждам (ОДН). «Долги возникают в силу счетных ошибок коммунальных служб, когда ставится общий счетчик и выставляется счет, исходя из общедомового потребления. Но коммунальные компании не всегда учитывают реальное потребление отдельных квартир, и в этих обстоятельствах возникают счетные претензии. При сверках они резко уменьшаются. Однако невозможно ежемесячно делать сверку по каждому дому, по каждому объекту. За рубежом пошли путем установки автоматических систем учета энергии: ставится специальное оборудование, и оно считывает показания по квартирам, по дому. В результате нет никакой проблемы с ОДН и нет завышенных претензий со стороны коммунальных компаний. В России дискуссия о таком способе длится много лет, и пока движений, к сожалению, не предпринимается. Явно есть необходимость обратить внимание правительства перенять этот зарубежный опыт», — уверен Олег Шеин.

Заявление министра о необходимости устранить посредников между потребителями услуг и снабжающими организациями означает признание неэффективности нынешней системы ЖКХ, считает сопредседатель Координационного совета протестных действий Перми Светлана Кравцова. Предложенная министром схема, однако, не будет означать перехода к индивидуальным договорам.

«Непосредственное управление — это когда стороны договора: житель и ресурсоснабжающая организация. Прямой же договор предполагает, что стороны договора: управляющая компания и ресурсоснабжающая организация, но жители при этом платят на счет ресурсников, минуя УК. А было бы правильнее, если бы УК в этой связке вообще не было, то есть были бы только житель и ресурсоснабжающая организация», — заявила Светлана Кравцова.

Активистка напомнила, что к управляющим компаниям накопилось много претензий со стороны граждан, и эти проблемы не решаются при нынешней системе. «Достаточно представить, что когда жители пожалуются на некачественную поставку услуг, то ресурсоснабжающая организация отфутболит их к „управляшке“, мол, договор заключен с ней. А „управляшка“ будет футболить к ресурсоснабжающей организации: мол, платите-то вы напрямую ей. И получается замкнутый круг», — констатировала Светлана Кравцова.

Председатель президиума Ростовской ассоциации ТСЖ Сергей Атаманенко считает, что рост задолженности по услугам ЖКХ связан с общей социально-экономической ситуацией в стране. «Нельзя смотреть на ЖКХ в отрыве от ситуации в целом по стране. Вот тарифы с 1 июля в среднем возросли на 4%. А доходы людей выросли или нет? Зарплата растет или осталась на прежнем уровне? Платится она вовремя или с задержками? Из ответа на эти вопросы мы узнаем и причины того, почему многие люди вовремя не оплачивают услуги», — заметил Сергей Атаманенко.

Эксперт подчеркнул, что заметным фактором, влияющим на рост долгов, является и отсутствие платежной дисциплины. Так, если пенсионеры платят регулярно, то занятые бизнесмены могут копить долги, откладывая оплату на «потом».

Атаманенко согласился, что Михаил Мень справедливо попенял посредникам, в частности, управляющим компаниям на долги. «Конечно, нельзя говорить, что в ТСЖ, напротив, все отлично. Как говорится, в семье не без урода. Но надо посмотреть на то, как возникают управляющие компании. Согласно федеральному законодательству главным критерием выдачи им лицензии было раскрытие информации. При этом на заседаниях лицензионных комиссий были представители ресурсоснабжающих организаций, которые говорили, что вот этим, конкретным компаниям, нельзя давать лицензии, что они копят миллионные долги. Но это не было критерием для отказа в выдаче лицензии», — констатировал эксперт.

Сергей Атаманенко скептически отнесся к намерениям чиновников принять новые законы, которые устранят посредников между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. «Сейчас говорят про прямые договоры, создание вычислительных центров. Однако обилие законов компенсируется их неисполнением. Лучше бы остановились в постоянном принятии новых законов и дали всем успокоиться», — полагает эксперт.

Ситуация в системе ЖКХ такова, что каждая причастная организация стремится «снять сливки», считает председатель Союза собственников жилья в Нижегородской области Наталья Шартанова. Как заявила общественница, это и приводит к тому, что деньги жителей не доходят до ресурсоснабжающих организаций, и копятся долги по оказанным услугам.

«Многочисленные долги, которые копятся в системе ЖКХ, это задолженности, в первую очередь, не жителей, а управляющих компаний и ТСЖ. Жителям нужно, чтобы в доме было тепло, горел свет и текла вода из кранов. А вот „управляйки“ и ТСЖ крутятся, вертятся и хотят обогатиться. Вот они и не платят вовремя деньги ресурсникам. Хорошо еще, если эти деньги идут, например, на ремонт дома. Хотя и в этом случае потом все равно надо будет перечислять задержанные платежи. А бывает, что подворовывают и воруют в „управляйках“, известно о таких случаях», — рассказала Наталья Шартанова.

По мнению эксперта, эффективной системы надзора за организациями в сфере ЖКХ нет. «Кто должен со всем этим разбираться? Прокуратура? Но им пишешь, а они в ответ только отписки присылают. Если бы прокуратура поставила условия, чтобы управляющие компании и ресурсоснабжающие организации работали правильно, как им и положено, то все было бы совсем по-другому», — уверена Шартанова.

Общественница подчеркнула, что возмущение жителей методами работы управляющих компаний уже приводит к тому, что некоторые возмущенные жители начинают отказываться платить. «Вот повышаются тарифы по услугам ЖКХ. Но управляющие компании не проводят общих собраний, не объясняют ситуации, как они это обязаны сделать. В то же время руководство министерства строительства и ЖКХ сообщает, что многие управляющие компании не перечисляют деньги ресурсоснабжающим организациям. А какие конкретно УК и почему они не перечисляют — не озвучивает. В итоге, у активных жителей в целом растут протестные настроения против управляющих компаний», — констатировала Наталья Шартанова.

Эксперты уверены, что позитивные реформы в системе ЖКХ необходимы. Однако за десятилетия «оптимизаций» в этой сфере россияне привыкли, что от изменений все становится только хуже и дороже. Поэтому граждане с тревогой ждут любых нововведений от госчиновников. И, как правило, оказываются правы.

Дмитрий Ремизов

Каждый владелец жилья или квартиросъемщик обязан оплачивать все квитанции за коммунальные услуги, которые приходят ему ежемесячно. Свет и вода оплачиваются на основании показаний приборов учета, остальные уплаты насчитываются по тарифам. Экономическая ситуация такова, что не все в состоянии делать своевременные взносы по коммунальным платежам. В результате этого возникает задолженность. Если такая ситуация у гражданина впервые, государство может пойти ему навстречу и списать задолженность по коммуналке. Будут ли списаны долги по коммунальным платежам? Чтобы избавиться от долга, необходимо ознакомиться с законами, которые регламентируют порядок действий в такой ситуации.

Как списать долг в управляющей компании

Организации, управляющие общим имуществом жильцов многоквартирных домов на основании соглашения, контролируют лиц, у которых возникала задолженность по коммунальным услугам. Управляющие компании могут принять решение о реструктуризации долга или списать его, но это не входит в сферу их интересов, поэтому они не спешат принимать такое решение. Заставить их списать всю сумму, скопившуюся из-за неуплаты, можно только через суд. Чтобы суд принял положительное решение, нужно доказать, что задолженность образовалась по уважительной причине.

Важно! Если нет желания обращаться в суд, то владельцу квартиры для облегчения выплат следует добиться получения субсидии на плату за коммунальные услуги. Списать средства не получится, но сумма в квитанции уменьшится. Льгота регламентирована статей за номером 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

На нее могут рассчитывать граждане, чей совокупный доход составляет менее 88% от общей суммы всех коммунальных уплат. Доход распространяется и на лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, проживающих вместе с должником на законных основаниях. Для предоставления льготы человек обязан подтвердить уровень доходов всех дееспособных членов семьи и представить соглашение с управляющей компанией о постепенном закрытии долга.

Законное обоснование

Списать долги в полном объеме реально в следующих ситуациях:

  • кончина владельца квартиры, у которого образовалась задолженность;
  • ликвидация юридического лица, являющегося собственником помещения;
  • банкротство гражданина, на которого оформлено помещение;
  • истечение срока давности оплаты по коммуналке со стороны собственника жилья;
  • признание неплатежеспособности гражданина.

Если истек срок исковой давности по квартплате, то владелец жилплощади вправе не признать задолженность по коммунальным услугам и тогда произойдет их списание. Такая ситуация реальна, если долг копился на протяжении трех лет и никто из служб не предъявлял претензий собственнику. Это происходит очень редко, поскольку в большинстве случаев владельцу квартиры начинают напоминать о задолженности менее чем через полгода с момента ее образования. Если же человек в суде сможет доказать, что о долге ему не напоминали 3 года, то суд может списать средства на основании истечения срока давности. Главное, чтобы за это время не было подписано документов о признании долга и не делались коммунальные взносы за этот период. Если была оплачена даже часть суммы, то применение закона о сроке давности станет невозможным, значит, списать коммунальные платежи не получится.

Важно! Спишут ли долги по коммунальным услугам, если владелец квартиры утратил трудоспособность? Это является поводом для списания задолженности, если у собственника была уважительная причина не работать, и он сможет ее доказать. Уважительной причиной является травма, психические расстройства или патологические состояния.

Как списать долги по ЖКХ, объявив себя банкротом? Чтобы это реализовать, гражданину нужно подать заявление о признании его банкротом. Для принятия такого решения и списания средств, суду необходимы обоснования – отсутствие постоянного места работы от трех лет и долг по кредитам и иным платежам более 500 000 рублей. Не всегда в результате разбирательства задолженность списывают. Иногда суд принимает решение пустить с торгов имущество должника вплоть до недвижимости и так внести всю сумму, которая скопилась за неплатежеспособный период. Если денег не хватило, то остатки спишутся судебным постановлением.


Причина для списывания – смерть владельца помещения, но только при отсутствии наследников. На основании Гражданского Кодекса Российской Федерации наследники получат не только имущество, но и все имеющиеся долги. Если у покойного имелись только задолженности, то они спишутся, поскольку без имущества они не наследуются.

Реструктуризация долга

Коммунальные службы не всегда прибегают к взысканию задолженности за услуги через суд. Они могут пойти на соглашение с гражданином на реструктуризации долга, а не о его списании. Избавиться от скопившейся суммы здесь невозможно, но реально вносить уплаты по частям. Для этого потребуется следующий пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • справка о временной нетрудоспособности;
  • справка о составе семьи;
  • справка о доходе;
  • свидетельство права собственности на квартиру.

Если все документы в порядке, подписывается соглашение. Если специалисты управляющей компании подали заявление в суд, то последует отмена исковой претензии по соглашению сторон. В случае если пользователь не представит доказательство уважительной причины невнесения платежей, то его заявление будет отклонено. Отмены исковой претензии не последует.

Уменьшение платежей за коммунальные услуги

Списание долгов по коммунальным платежам не всегда представляется возможным, а вот снизить плату по коммуналке гораздо реальнее. Льготы платежей жилищно-коммунального хозяйства предоставляется следующим категориям граждан:

  • Лицам с ограниченными возможностями. Согласно ФЗ, граждане этой категории получают льготы в размере 50%. Льготы предоставляются не только в рамках федеральной поддержки, но и законом, принятым властями на местном уровне. В новой редакции закона льготы не отменялись.
  • Ветераны боевых действий. На скидку на платежи по квартплате имеют право члены семьи, и составляет она 50%.
  • Пенсионеры. Данные льготы даются только в том случае, если доход всех членов семьи пенсионера менее 88% от суммы платежей. Еще одно условие – отсутствие долга или наличие постановление суда, что суммы списываются, когда истек срок давности.
  • Многодетные семьи. Указы президента коснулись и семей с тремя и более детьми. Им дается скидка 30% на коммуналку и на топливо. В 2019 году они имеют право на льготы, поскольку в новом изложении указа изменений не произошло.
  • Учителя, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности. Скидку они получают из местного или федерального бюджета. Данные льготы не были отменены.

Важно! Президентом РФ россиянам регулярно предоставляются меры в рамках государственной поддержки для улучшения материального положения. Это касается и коммунальных платежей. В 2019 году Путин указал, что и далее будет делать все возможное, чтобы помочь россиянам улучшить качество жизни.

Наказание за неуплату по счетам

Если должник умышленно отказывается платить по счетам и задолженность появляется не первый раз, то он не сможет списать средства. Прощение долга произойдет, только если истечет срок давности. В остальных случаях управляющая компания подает на пользователя в суд и в иске будет изложены все претензии. Бороться гражданину с организацией бесполезно, поскольку коммунальными услугами он пользовался, а деньге не вносил. Решение будет вынесено ни в его пользу. После окончания суда служба судебных приставов вправе наложить арест на счета и имущество пользователя. Приставы, не снимая ареста, лишают гражданина возможности пересекать границу РФ. Для избавления от ограничений нужно снести все средства на счет УК. После оплаты коммунальных услуг ограничения будут сняты.

Важно! Списание долгов за коммунальные услуги становится возможным, когда у гражданина был веский повод не вносить платежи по квитанциям. Государство всегда пойдет навстречу. Можно воспользоваться истекшим периодом или временной нетрудоспособностью и тогда накопившиеся суммы списываются. Чтобы доказать наличие уважительной причины, можно написать ходатайство в управляющую компанию.

Сделать это можно самостоятельно, не обращаясь в юридическую службу. Если в управляющей компании не получилось избавиться от долговых обязательств и списать средства, то рекомендуется обратиться в суд. Чтобы выиграть дело и добиться прощения долгов, рекомендуется обратиться в юридическую консультацию. Если нет такой возможности, спросить юриста можно онлайн на безвозмездной основе. Иногда удается полностью списать средства или разбить долг на несколько уплат.