Глобализация понятие глобализации теории глобализации последствия глобализации антиглобализм. Теории глобализации Основные теории глобализации

Мир-системная парадигма И. Валлерстайна.

    Рассматривает возникновение и эволюцию глобальной социальной организации как целостной, относительно замкнутой международной системы обществ, основанной на разделении труда между обществами-компонентами, которые, в свою очередь, характеризуются разнообразием исторически изменчивых культур и политических структур доминирования.

    Исходной единицей для анализа процессов дифференциации, интеграции и социальной эволюции является не отдельное общество, а мировая (глобальная) социальная система.

Выделяет три основных типах мировых систем, или мир-систем, которые в целом соответствуют основным стадиям социальной эволюции:

    Самый ранний тип мир-системы – это мир-империя, которая политически интегрирует многообразие локальных культур (Египет, Римская империя, Россия эпохи крепостного права).

    Второй и господствующий в Новое время тип мир-системы – это мир-экономика (или мир-хозяйство) составляют политически независимые государства, каждое из которых обычно формировалось или формируется вокруг единой национальной культуры.

    Третий из типов мир-системы – мир-социализм, – является сугубо теоретической конструкцией, до сих пор не нашедшей исторического воплощения. Мир-социализм представляет собой единую политико-экономическую систему («мировое правительство»), в которой культурная дифференциация полностью вытеснит экономическое неравенство и политическое разделение современных национальных государств.

Современная мир-экономика, согласно И. Валлерстайну, состоит из трех типов государств-участников:

    «ядерные» высокоразвитые государства , обладающие сильной и эффективной политической организацией, занимающие господствующую позицию в мир-экономике и извлекающие максимальную выгоду из международного разделения труда;

    «периферийные» государства , служащие преимущественно сырьевой базой мир-экономики, управляемые слабыми правительствами и экономически зависимые от «ядра» (некоторые страны Азии, большая часть Африки и Латинской Америки);

    «полупериферийные» страны , занимающие промежуточное положение по степени политической автономии внутри мир-системы, производящие менее технологичную продукцию и в какой-то степени зависящие от «ядерных» государств экономически (государства Центральной и Восточной Европы, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и др.).

Теория глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра.

    Э. Гидденс рассматривает глобализацию как прямое продолжение модернизации, считая, что глобализация имманентно (внутренне) присуща современности.

Выделяет четыре измерения глобализации:

1. Мировая капиталистическая экономика;

2. Система национальных государств;

3. Мировой военный порядок;

4. Международное разделение труда.

    Трансформация мировой системы происходит не только на мировом (глобальном) уровне, но и на местном (локальном).

    Л. Склэр – глобализация – серия процессов формирования системы транснационального капитализма, преодолевающего национально-государственные границы.

    Транснациональные практики существуют на трех уровнях, образующих базовый институт, стимулирующий глобализацию.:

1. Экономическом (ТНК);

2. Политическом (транснациональный класс капиталистов);

3. Идеолого-культурном (консьюмеризм).

Теория глобальной социальности Р. Робертсона.

    · Глобальная взаимозависимость национальных экономик и государств является лишь одним из аспектов глобализации, тогда как второй аспект – глобальное сознание индивидов столь же важен для превращения мира в «единое социокультурное место». Мир «сжимается», становится единым, лишенным барьеров и дробления на специфические зоны социальным пространством.

    · Р. Робертсон переосмысливает соотношение глобальности и локальности. В процессе глобализации он выявляет две направленности: 1. глобальную институционализацию жизненного мира; 2. локализацию глобальности, которая отражает тенденцию становления глобального не «сверху», а «снизу».

    · Вводит термин «глокализация» - сочетание процессов глобализации и локализации в развитии человечества.

Теория "обществ, основанных на знании" (Н. Стер).

    Глобализация – форма расширения или «процесс растягивания», особенно в сферах экономической и политической деятельности.

    Процессы глобализации стали возможными в связи с возрастанием роли знания в обществе.

    Общества, в особенности на стадии превращения в общества знания, имеют возрастающее количество наличных ресурсов для сопротивления гомогенизации.

    Переходный характер глобализации и делает возможным одновременно применить классическую и неклассическую социологические методологии (в последней он выделяет в качестве основных понятий гомогенизацию и фрагментацию).

Концепция «нового мира новых миров» Э. Тирикьяна.

В истории бывают такие времена, когда тип общества с привычным социальным порядком сменяется другим (например, переходные периоды были порождены Французской и Октябрьской революциями).

С 1490 по 1520 гг. на общественной сцене появились главные черты современности, такие как государство, капитализм и протестантизм, а также возникла современная наука. Их взаимодействие породило революцию не только в социальных, но и в когнитивных структурах.

Данный период характеризуют три черты:

1) установление связей с разными народами - между Европой и Америкой, Европой и Азией и т.д., то есть наступление эры географических открытий;

2) перемещение центра современности с юга Европы на ее север;

3) изменение менталитета.

Сегодняшнее состояние Запада начало складываться в 1968 г. (после массовых выступлений молодежи). Культурный разрыв внутри западных обществ позволил говорить о новой парадигме - о парадигме постиндустриального общества. 1992 г. примечателен как конец того, что называли «старой Европой». Образовалась «новая Европа» - Европейское сообщество. Складывается «новый мир возникающих новых миров», отличающийся неопределенностью ситуаций.

Словосочетание «новые миры» может быть истолковано:

    «в феноменологическом смысле как новые структуры сознания,

    в пространственном смысле как новые территории или новые пространства, где располагаются действующие лица,

    в межличностном смысле как новые социальные связи, объединяющие народы, ранее отрезанные друг от друга или невидимые друг другу.

Идея «глобальных ландшафтов» А. Аппадураи.

    Рассматривает глобализацию как детерриториализацию – утрату привязки социальных процессов к физическому пространству.

    В ходе глобализации формируется «глобальный культурный поток», который распадается на пять культурно-символических пространств-потоков:

1. Этнопространство, которое образуется потоком туристов, иммигрантов, беженцев, гастарбайтеров;

2. Технопространство (образуется потоком технологий);

3. Финанспространство (образуется потоком капиталов);

4. Медиапространство (образуется потоком образов);

5. Идеопространство (образуется потоком идеологем).

    Эти текучие, нестабильные пространства являются «строительными блоками» «воображаемых миров», в которых люди взаимодействуют, и взаимодействие это носит характер символических обменов.

    Таким образом, в теоретической модели А. Аппадураи первоначальное противопоставление «локальное – глобальное» замещается противостоянием «территориальное – детерриториализованное», а глобальность и локальность выступают как две составляющие глобализации.

Теории глобализма


Фурса А.А.

Исследование сущности глобализма приобрели особое значение после возникновения мирового экономического кризиса. Осмыслению глобализма посвящены работы К.О.Глазунова , В.П.Даниленко , Л.М.Карапетян , И.Ф.Кефели , А.С. Панарина , В.В. Шляпникова и ряда других авторов. Целью написания данной статьи является систематизация теорий глобализма и выяснение их характеристик.

Прежде всего определимся с основными понятиями. Мы отталкиваемся в своих размышлениях от того, что термин «глобализм » можно трактовать и как теорию глобализации, и как идеологию глобализации, предлагающую определенную организацию современного мира. В описательных моментах исследования возможно использование терминов «глобализм» и «глобализация» как синонимов.

Первые кирпичики в создание теории глобализма были заложены такими исследователями как Карл Поппер (в книге «Открытое общество и его враги»), Жак Аттали (в книгах «Линии горизонта» и «На пороге нового тысячелетия»), Иммануил Валлерстайн (в книге «Миро-системный ана-лиз»), Фрэнсис Фукуяма (в книге «Конец истории и последний человек») и Збигнев Бжезинский (в книге «Великая шахматная доска»). Яркими идеологами антиглобализма на постсоветском пространстве стали Г.А. Зюганов («Постижение России», «Глобализация тупик или выход», «Глобализация и русский путь» и др.) и А.С. Панарин («Искушение глобализмом»). На антиглобалистских позициях также стоят А.А.Зиновьев, С.Г.Кара-Мурза, Б.Ключников, М.Г.Делягин и много других исследователей. Среди украинских исследователей (Удовик С.Л., Белорус О., Вирван Л., Мозговой А. и другие) преобладает видение глобализма как объективного процесса мирового развития, выделение его позитивных, а также негативных сторон. Отметим, что мировое антиглобалистское движение в целом находится до сих пор на стадии организационного оформления и имеет по существу стихийный, событийный характер.

Можно выделить следующие, на наш взгляд, классические концепции глобализма: вестернизационная (К.Поппер, З.Бжезинский, Ф.Фукуяма), финансово-экономическая (Ж.Аттали), миро-системная (И.Валлерстайн). Рассмотрим их более подробно.

Так, теория «открытого общества» Карла Поппера пропагандирует идею открытости любой страны для западной модернизации, для такой формы глобализма как вестернизация. «Открытое общество», по его мнению, есть тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, содействующие свободе». Образцом такого общества К.Поппер и считал Западное общество, несущее всему миру, с его точки зрения, «институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды» . По сути, те же «вестернизационные» штрихи вносит в глобализационную картину и Фрэнсис Фукуяма. В своей статье «Конец истории?», которая появилась в 1989 году, и в его книге «Конец истории и последний человек» (1992) речь идет не о конце света. Под «концом истории» Ф.Фукуяма имел в виду не что иное, как окончание (обрыв, предел) общественно-формационного развития: в либеральном капитализме, как он, в особенности, представлен в США, он видит венец человеческих устремлений в области общественного прогресса. То есть, лучше американской демократии, американского капитализма и американского образа жизни, по Ф.Фукуяме, на свете ничего нет и быть не может. А если это так, то все дело заключается в том, чтобы любыми средствами способствовать его экстрополяции на весь мир, на всю планету, то есть, глобализировать его .

Несколько иную концепцию глобализма дает в свое книге «Линии горизонта» (1992) Жак Аттали. Он выделил в человеческой истории три эпохи (строя) религиозную, завоевательную и торговую. Первая из них выдвинула культ Бога, вторая культ Силы и третья культ Денег. Если высшим олицетворением религиозного строя стал священник, а завоевательноговождь (король, царь, правитель), то торгового финансист или торговец, высшим проявлением которых станет «новый кочевник», т.е. человек, кочующий по миру как гражданин мира. Две первые эпохи в развитии общества, по мнению Ж.Аттали, следует рассматривать как неудачные попытки глобализации, стирания границ между государствами. Так, в религиозную эпоху христиане пытались объединить человечество под эгидой своего Бога, а мусульмане своего. В эпоху же завоеваний подобная попытка предпринималась великими полководцами (например, Александром Македонским или Чингисханом). Однако глобализационный потенциал религии и вооруженной силы оказался недостаточным, чтобы довести объединение человечества до конца. Третья попытка глобализации человечества будет осуществлена представителями финансовой элиты, которых Ж.Аттали называет «новыми кочевниками». Они провозвестники новой формы торгового строя, нового мирового порядка. Они подлинные граждане мира, лишенные каких-либо национальных или культурных предрассудков. Финансисты, по мнению Ж.Аттали, в конечном счете возвысятся над миром как его надгосударственная и наднацинальная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят нашу планету в единое финансово-экономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию количеству денег в его кошельке. Впрочем, сами деньги приобретут форму магнитных карточек. «Общество кочевников» уже маячит на линии горизонта (потому он и назвал книгу «Линии горизонта» на французском -Lignes dhorizons», в английском переводе «Millennium»). Однако грядущее общество таит в себе и угрозы (увеличение твердых отходов, дефицит питьевой воды, выбросы газа, уничтожение лесов), с которыми поможет справиться жесткий политический контроль на планетарном, мировом уровне . В целом, аргументация основных принципов концепции глобализации Ж. Аттали свидетельствует, что именно глобализация финансовых рынков и растущее доминирующее влияние на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций обусловливают этот объективный процесс. Интересной, на наш взгляд, является критика идеи «кочевников» А.С. Панариным . «Новые кочевники», считает А.С.Панарин А.С., действуют по социал-дарвинистскому закону джунглей: выживает сильнейший. Их появление, по его мнению, философски подготовлено не только американским прагматизмом (У.Джеймсом, Дж.Дьюи и др.), но и французским постмодернизмом (Ж.-Ф. Лиотаром, Ж.Дерридой, Ж.Бодрийяром и др.), которые направили свои усилия на разрушение («деконструкцию») универсалистских идеалов Просвещения (эпохи модерна) истины, добра, красоты, равенства, братства, справедливости и т.п. и провозгласили свои идеалы, направленные на жизнь в настоящем. Противопоставление настоящего будущему, прагматического реализма утопиям, приспособленных неприспособленным и неустроенным вот интенции постмодернистского сознания. Глобализм выступает как противопоставление достигшего высшей мобильности меньшинства инертному большинству, связанному «чертой оседлости». Сегодня быть элитой значит быть кочевником, не признающих «местных» ограничений и кодексов» . В современных условиях эти «кочевники» сразу сообразили: раз уж земных ресурсов на всех не хватает, возьмем их там, где они есть (Ирак, Африка, Восточная Европа и так далее).

Наиболее последовательно и четко принцип вестернизации в объединении его с финансово-экономической составляющей обосновывает в своей концепции глобализма Збигнев Бжезинский. Его главная работа, где изложено его видение и понимание глобализационной картины мира «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1997). Под «великой шахматной доской» имеется в виду весь мир, а под малой «шахматной доской» Евразия. «Евразия, заявляет ее автор во введении, имеющем красноречивое название «Политика сверхдержавы», является «шахматной доской», на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию стратегическое управление геополитическими интересами» . З.Бжезинский склонен думать, что финансово-экономический и культурный центр нового мирового порядка сохранится на бесконечное будущее за единственной и бесспорной сверхдержавой США. В качестве же главных «агентов влияния» этого порядка он мыслит транснациональные корпорации, возглавляемые финансовой олигархией. Они и должны превратить нашу планету в единый финансово-экономический и культурный организм, сердцем которого станут США, а ее мозгом наднациональное финансовоолигархическое правительство. «Очертания мира завтрашнего дня», рисуемые З.Бжезинским, как видим, больше всего гармонируют с глобалистской картиной мира Жака Аттали. З.Бжезински, вместе с тем, видит свою цель не в прорицании «общества кочевников», а в установлении американского гегемонизма во всем мире вообще и в Евразии в особенности.

Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа закрытые и открытые, то Иммануил Валлерстайн разбил их на три типа «минисистемы», «мировые империи» и «мировые экономики». Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры, а вторые мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры. Под последним же типом общества («мировой экономики») И.Валлерстайн имел в виду в своей работе «Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества» (1987) не что иное, как капитализм («капиталистическую систему»). Капитализм охватил, по мнению И.Валлерстайна, весь земной шар уже к концу ХІХ века. И в начале ХХ1 столетия опять существует та же одна историческая система на земном шаре. И.Валлерстайн верит, что будущее человечество не будет жить при капитализме, ему на смену, с его точки зрения, должна прийти более совершенная «историческая система». Но в данный период великого всемирного беспорядка, кризиса современной миросистемы, исторического капитализма человечество пойдет вперед, считает И.Валлерстайн, только в том случае, если будет в состоянии ясно рассмотреть всю картину. Это будет период двойной борьбы борьбы за сиюминутное выживание и борьбы за оформление грядущей исторической системы, которая в конце концов возникнет из нынешнего системного хаоса. Те, кто пытаются создать новую структуру, повторяя ключевую черту существующей системы иерархическое неравенство, сделают все для сосредоточения внимания человечества на проблеме сиюминутного выживания, чтобы мы не смогли выдвинуть исторические альтернативы их проекту поддельной, поверхностной трансформации мира. глобализм кризис общество экономический

Можно согласиться, что давно не бродит по Европе призрак коммунизма, потерял привлекательность и влияние западный либерализм, но на смену этим уходящим идеологиям в конце ХХначале ХХ1 веков выдвинут новый всемирный идеологический проект глобализм .

Вывод


1.Рассмотренные концепции глобализма (вестернизационная, финансово-экономическая, миро-системная) строятся на композиционной картине реальности, стоящей на пороге катаклизмов и перемен. Они определяют мегатенденции развития современного мира, определяющей из которых является унификация мира становление единого экономического, политического, правового, культурного пространства. Каждая из концепций глобализма акцентирует внимание на определенной движущей силе экспликации глобализационных процессов будь то передовой опыт западной цивилизации, мировая финансовая активность «новых кочевников»или построение новой «миро-системы».

2.Глобализм это и теоретический концепт, и объективный процесс становления нового мирового порядка. Глобализм предполагает объединение всего человечества в единый социум, которое с необходимостью будет сопровождаться утратой странами мира определенной самодостаточности развития в большинстве областей общественной жизни. Страны-лидеры выработали своеобразное правило для стран, претендующих на какое-либо приближение к себе, так называемое, правило «золотого корсета». Согласно этому правилу, входящее в мировое разделение труда государство должно подчиниться следующему ряду необходимых условий: основным двигателем экономического развития становится частный сектор; бюрократический аппарат государства сокращается; ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции; приватизируются государственные предприятия и ряд других требований. Жесткие правила «золотого корсета», которые, по словам американского экономиста Т. Фридмана, предписывают «один размер для всех», апологетами глобализма пропагандируются как необходимые условия роста экономики, повышения среднего уровня доходов, более эффективного использования природных ресурсов. На притязания стран, пробующих примерить к себе «корсет», но желающих сохранить свою культуру и идентичность, следует жесткий ответ глобализаторов: «Никто не обязан залезать в «корсет». И если ваша культура и социальные условия противоположны... то можно выразить лишь сочувствие. Но вот что важно: сегодняшняя глобальная рыночная система, стремительно меняющийся мир и «золотой корсет» созданы огромными историческими силами, которые фундаментально изменили стиль общения, способ инвестирования и то, как мы смотрим на мир. Если вы хотите противостоять этим переменам, это ваше дело. Но если вы думаете, что можете противостоять этим переменам, не платя цену за неудержимые перемены, прячась при этом за свою высокую стену, вы обманываете самих себя» .

3.Нужно признать, что глобализм предписывает становления транснационального гражданского общества, несущей конструкцией которого является свобода (в том числе и мировоззренческая) и соблюдение прав человека. Многие субъекты мировых процессов не готовы к этому и вызывают определенную озабоченность и напряженность со стороны мирового сообщества и его организаций. В то же время имеет место глобализм как программа модернизации мира провоцирует возникновение «нового колониализма», демонтаж суверенных государств и экспроприацию природных ресурсов у населяющих их народов. Происходит виртуализация экономики, деньги становятся самым универсальным референтом, своего рода абсолютом, положенным глобальным миропорядком в основу всех отношений. Ситуация, когда атлантическая ось живет на проценты от сделок между ФРС (Федеральная резервная система) США и другими странами мира (в том числе Украиной и Россией) является социально неконструктивной, результат легализации ростовщически-спекулятивной практики в мировом масштабе. Ее доминированием в современном мире и объясняется мировой финансовый кризис, ибо виртуальная экономика превысила по объемам реальную.

Література


1.Глазунов К. О. Глобализм как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. СПб., 2002. 16 с.

2.Даниленко В.П. Что такое глобализм// http: //www.contr-tv.ru/print/2686/

3.Карапетян Л.М. О понятиях «глобализм» и «глобализация» // Философские науки, 2003. № 3. С.47-60.

4.Кефели И.Ф. Глобализм на перекрестке мнений // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2. С.3-17.

5.Кефели И.Ф. Социальная природа глобализма// Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.88-147.

6.Панарин А.С. Искушение глобализмом / Александр Панарин М. : ЭКСМО: Алгоритм, 2003. 415 с.

7.Шляпников В.В. Социально-философский анализ глобализма и антиглобализма как основных тенденций мирового развития: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Балт. гос. техн. ун-т «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. СПб., 2007. 16 с.

8.Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Алгоритм, 2006. Т.1. 468 с., Т.2. 560 с.// ( ).

9.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма. М.: АСТ, Ермак, 2004. 488 с.

10.Аттали Ж. Линии горизонта// На пороге нового тысячелетия. Москва: Международные отношения, 1993// .

11.Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее стратегические императивы. М., 1998.

12.Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХІ века: новые направления исследований / под ред. С.И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. М., 1998. С.129-147.

13.Максименко В. Призрак глобализма//

14.Friedman Th. Understanding Hlobalisation. The Lexus and the Olive Tree. New York, 2000. Fursa, О.О. Theories of Globalism


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Глобализация экономики

Тема 5

Власов М. П.

конспект лекций по дисциплине Мировая экономика

«Интеграционные процессы в мировой экономике»

1. Глобализация экономики ……………………….……………………………. 22. Региональная экономическая интеграция …………………………………. 233. Классификация стран …………………………..…………………….……... 35Литература ……………………………………………………………………... 52

Санкт-Петербург 2013


Понятие «глобализация» в современном мире используется по отношению к широкому кругу явлений для обозначения роста его целостности. Применительно к мировой экономике она проявля­ется как растущая вовлеченность индивидов и фирм в международ­ную торговлю и инвестиции. Рост потоков капитала, миграции ра­бочей силы, масштабов влияния многонациональных корпораций, стандартизация технологий, быстрое распространение изменений и новых идей служат показателями того, что общества и страны ста­новятся все более интегрированными.

Глобализация охватывает все сферы жизни человечества. В эко­номике она находит отражение в следующих процессах:

§ международная торговля растет опережающими темпами по сравнению с ростом ВМП;

§ происходит значительный рост международного движения капитала, особенно ПИИ;

§ наблюдается ослабление экономических барьеров между стра­нами и их суверенитета в связи сростом международных со­глашений, ведущих к созданию международных организаций;

§ происходит развитие глобальной финансовой системы;

§ растет доля мировой экономики, находящейся под контро­лем многонациональных корпораций;

§ в осуществлении международных сделок увеличивается роль таких международных организаций, как ВТО, Всемирный банк, МВФ;

§ углубление международного разделения труда в форме фраг­ментации производства ведет к росту использования много­национальными предприятиями новых методов ведения биз­неса, таких как, например, аутсорсинг (внешний подряд).

В области культуры глобализация отражается в росте междуна­родного культурного обмена, в расширении мультикультурализма и культурного разнообразия, в росте международных поездок и ту­ризма, в увеличении популярности национальной кухни отдель­ных стран мира в других странах.

Глобализация проявляется также в развитии глобальной телекоммуникационной инфраструктуры и трансграничной передаче информации благодаря использованию таких технологий, как ин­тернет и спутниковая связь, в росте стандартов, получающих гло­бальное применение, в формировании и развитии всеобщих цен­ностей, в развитии международных судебных инстанций.

Глобализация может осуществляться «снизу» в результате деятельности неправительственных организаций, отражающих пози­ции гражданского общества, а также «сверху» под влиянием таких международных правительственных организаций, как ВТО, МВФ, Всемирный банк и др. Она изменяет природу государства и поли­тики в следующих направлениях:



§ смещает власть с национального уровня на региональный и глобальный;

§ уменьшает значимость государства как регулирующей силы и увеличивает его важность в производстве общественных благ;

§ содействует объединению государственных и частных субъ­ектов, стремящихся к удовлетворению потребностей обще­ства;

§ способствует переходу от роста государственных институтов к созданию общественных институтов.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Экономические преимущества глобализации очевид­ны. Быстрый прогресс науки и техники, снижение транспортных и коммуникационных издержек и развитие международных соглаше­ний привели к росту интернационализации торговли, финансов и инвестиций. Глобализация внесла значительный вклад в увеличение производительности факторов производства, повышение уровня жизни населения и расширение возможностей. Однако в области политики глобализация может вести к смещению власти от суверен­ных государств к глобальным элитам, к подрыву национального су­веренитета и национальных ценностей, к интернационализации трансграничных проблем, таких как наркоторговля, терроризм, к ро­сту неравенства в распределении доходов между странами и между различными социальными группами внутри стран.

Глобализация - это сложный процесс, природа и последствия которого требуют глубокого изучения. Необходимо отметить, что некоторые специалисты скептически относятся к понятию «глоба­лизация» и отрицают объективность этого процесса. Однако боль­шинство ученых стремятся разработать системное и теоретически обоснованное научное представление о нем. Существуют различ­ные подходы к пониманию природы глобализации и ее сущности, а также разные оценки ее влияния на человеческое общество. В современной научной литературе можно выделить следующие теории глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального ка­питализма.

Теория мировых систем. Начало теории мировых систем (world-systems theory) было положено в 1970-е гг. в работах И. Валлерстайна, посвященных изучению исторически сложившихся обществен­но-экономических систем. Сторонники этой теории утверждают, что современная мировая система выходит за пределы какого-либо поли­тико-правового образования (государства), она опирается на еди­ное разделение труда, допуская при этом сосуществование многооб­разных культурных систем. Главные связи между ее частями носят экономический характер. Современная мировая система по своей социально-экономической природе считается капиталистической: ее движущей силой выступает накопление частного капитала, осно­ванное на эксплуатации; для нее характерна коммерциализация (commodification), т.е. тенденция превращать блага и услуги, а также землю и труд в товары для продажи.

Теория мировых систем рассматривает глобализацию как про­цесс распространения капитализма во всем мире, который продол­жался в течение нескольких столетий и завершился к концу XX в. Ее сторонники видят содержание современной эпохи в переходе от существующей системы глобального устройства - капитали­стической мировой экономики - к другой глобальной системе, характеристики которой пока еще не определились.

Сторонники этой теории считают, что мировая система вклю­чает различные государства и культуры, но при этом опирается на единую систему разделения труда в рамках мирового рынка. Труд разделен между функционально и географически определенными частями, которые организованы в иерархию производственных за­дач. В рамках мировой системы выделяются такие подсистемы, как «центр», «периферия», «квазипериферия». Центральные страны специализируются на капиталоемком производстве, требующем высокого уровня квалификации рабочей силы. «Центр» имеет воен­ные преимущества, на основании которых присваивает большую часть прибыли, производимой в мировой системе. Периферийные территории специализируются на трудоемком производстве, ос­нованном на низкоквалифицированной рабочей силе, а также на добыче сырья; они имеют слабую государственную структуру. Квазипериферийные регионы менее зависимы от «центра», чем пери­ферийные; они имеют более диверсифицированные экономики и более сильные государства и служат буфером между «центром» и «периферией».

В процессе глобализации и расширения мировой капиталисти­ческой системы происходили изменения в ее структуре. Вначале «центром» мировой системы была Северо-Западная Европа, Сре­диземноморская Европа- «квазипериферией», а Восточная Ев­ропа и часть Азии - «периферией». В конце XX в. «центр» состоял из процветающих индустриальных стран, включая Японию; быв­шие колонии, недавно завоевавшие независимость, составляли «пе­риферию», а остальные независимые государства - «квазиперифе­рию».

Сторонники теории мировых систем видят главную особен­ность капиталистической мировой экономики в том, что она не имеет единого политического центра, что дало ей возможность постоянной экспансии (расширения). Современная мировая сис­тема берет начало в XV в. В этот период кризис феодализма в За­падной Европе привел к технологическим инновациям и росту ры­ночных институтов. Прогресс производства и рост предпосылок Для торговли с отдаленными территориями стимулировали евро­пейцев отправляться в другие части земного шара. Военное пре­восходство и транспортные средства позволили им наладить экономические связи с другими регионами, что способствовало на­коплению богатства в «европейском ядре». В XVI в. европейцы ус­тановили функциональное и территориальное разделение труда, при котором капиталоемкое производство было закреплено за «центром», в то время как «периферия» поставляла сырье и мало­квалифицированную рабочую силу. Неравные отношения между европейским «центром» и неевропейской «периферией» привели к неравному развитию.

Определяющую роль в поддержании иерархической структуры мировой системы сыграли правительства, так как они способство­вали тому, чтобы прибыли направлялись монополистическим про­изводителям в «центре», и защищали капиталистическую систему, обеспечивая охрану прав частной собственности, а также безопас­ность торговых путей. В определенные промежутки времени неко­торые государства усиливали свое лидерство в технологическом развитии и военном положении, но ни одно государство не имело постоянного господствующего положения в системе. В мировой капиталистической системе всегда сохранялась их конкуренция. Нидерланды были гегемоном мировой экономики в середине XVII в., Великобритания - в середине XIX в., США - в середине XX в.; периоды явного лидерства сменялись периодами борьбы в цент­ральных областях.

Теория мировых систем подчеркивает, что для капиталистической мировой системы характерны циклические кризисы. Они происхо­дят в результате того, что после периодов инноваций и расширения объемов производства сокращение прибыли и истощение рынков ве­дут к спаду и стагнации (отсутствию развития). Затем опять следует новый период накопления капитала. Это находит отражение в волнах увеличения или уменьшения темпов экономического роста. В XX в. мировая система, руководствующаяся целью накопления и стремле­нием к прибыли, в результате расширения капиталистических рын­ков на все регионы мира достигла своих географических пределов и тем самым утратила возможность преодолевать периодически воз­никающие кризисы посредством освоения новых рынков.

Всемирная капиталистическая система носит отнюдь не вечный, а исторический характер и может быть замещена другой мировой системой. В настоящее время она находится в состоянии кризи­са, ведущего к такому историческому переходу, однако направле­ние перехода пока еще не определено. По мнению И. Валлерстайна, современное мировое хозяйство переживает переходный период, переход от одного типа системы к другому происходит в силу проти­воречий, которые невозможно преодолеть внутри системы; это период обострения конфликтов и усиления беспорядков, сопровож­дающихся разрушением нравственных ценностей.

Теория мировых систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими концепциями глобализации. Во-первых, приоритет от­дается исследованию экономических процессов. Во-вторых, эта теория представляет собой сложившуюся научную школу в совре­менных общественных науках.

Теория всемирной культуры . В отличие от теории мировых систем теория всемирной культуры (world culture theory) пока еще не пред­ставляет собой устоявшейся научной школы, хотя с именем ее осно­вателя американского социолога Р. Робертсона связывают появле­ние термина «глобализация». Тем не менее, эта теория содержит не­сколько основополагающих принципов, которые объединяют ряд ученых. Во-первых, в исследовании природы глобализации в ней отдается приоритет культуре. Во-вторых, основным в этой теории считается вопрос о том, как индивид и национальная идентичность могут выжить в условиях формирования глобальной культуры.

Теория всемирной культуры дает особое объяснение глобализа­ции, которое сосредоточено на вопросе о том, каким образом участ­ники процесса осознают и какое значение придают жизни в «гло­бальном поселении» (global village). В этом смысле глобализация рассматривается как «уплотнение» мира, развитие осознания гло­бальной взаимозависимости и понимания мира как единого целого. Глобализация охватывает систему динамично развивающихся отно­шений между четырьмя ключевыми единицами: обществами, международной системой, индивидами, человечеством, что находит отра­жение в таких процессах, как социализация, интернационализация, индивидуализация и обобщение представлений о человечестве.

Данная теория изучает, как человечество продвигается к един­ству, как происходит интеграция национальных культур в условиях глобализирующегося мира, как осуществляется экономическое, политическое и культурное влияние западного общества на другие общества. Авторы этой теории относят начало глобализации к пе­риоду зарождения современной Европы, начавшемуся в XV в. с по­явления идей о национальных обществах, об индивидуумах и их суверенитете, о гуманизме. Однако основные черты современного мирового сообщества сформировались в 1870-1920-е гг. В насто­ящее время всемирная культура включает глобальные концепции надлежащей организации национального общества, проблемы личных прав и личности, вовлечения неевропейских обществ в международные отношения, укрепления идей гуманизма.

В условиях глобализации национальное государство оказывает­ся подчиненным универсальным стандартам, которые берут начало в общих понятиях человечества, поэтому нарастает взаимосвязь гражданства различных стран. При этом распространение гумани­тарных принципов в области международной политики укрепляет предпосылки для роста взаимосвязи не только гражданства, но и политики. Для всемирной культуры характерны следующие черты: подражание, глокализм, взаимопроникновение, оспаривание. Сто­ронники теории всемирной культуры считают, что глобализация не создает общей культуры, в которой каждый придерживается одних и тех же ценностей и верований, однако она вырабатывает глобаль­ный арсенал идей и общих стандартов, которые могут выборочно использоваться для достижения определенных целей. В качестве ранних примеров подражания приводят Петра I в России и Мэйдзи в Японии.

В рамках теории всемирной культуры развивается глоболокализм - направление, изучающее «территориальные» особенности глобализации культуры, которые находят отражение в глокализации. Глокализация - это процесс, посредством которого трансна­циональные идеи и институты приобретают особые формы в опре­деленных частях света в связи с тем, что универсальные идеи и про­цессы, составляющие фундамент глобализации, могут осознаваться и усваиваться различными странами и социальными группами по-разному в зависимости от их целей.

Взаимопроникновение проявляется в двойственности взаимо­действия таких альтернативных принципов, как партикуляризм и универсализм. Партикуляризм означает, что в каждой социаль­ной группе формируются свои ценности и обычаи, составляющие основу их идентификации, применимые только в их собственной среде. В противоположность партикуляризму универсализм - это точка зрения, согласно которой существуют общие для всего чело­вечества ценности и принципы, например всеобщие права челове­ка. В рамках всемирной культуры формируется компромисс этих противоположных принципов, универсальное приобретает значе­ние общего, а конкретный опыт - частного; например, такое уни­версальное понятие, как государственный суверенитет, воплоща­ется в различных частных формах правления.

Для всемирной культуры характерны споры, порождаемые са­мой глобализацией и формированием глобальной культурной поли­тики, вызывающей дискуссии между сторонниками сохранения культурно-идеологических и религиозных различий, с одной сторо­ны, и сторонниками глобально ориентированных идеологий - с другой. Теория всемирной культуры описывает глобализацию как бесконечный исторический процесс, в котором черты всемирной культуры изменяются в результате действия различных механизмов, наиболее распространен из которых культурный конфликт.

Теория всемирного правления. Теория всемирного правления (world polity theory) изучает формирование глобального общества, опирающегося на универсальные принципы правления. Правление понимается как создание систем совместных ценностей, которые формируются всеми участниками «глобального общества» (индиви­дами, гражданским обществом, правительствами, международны­ми организациями) и управляют их поведением. Эти системы нахо­дят воплощение в глобальных моделях правления. Глобализация рассматривается как рост и повсеместное введение в законную силу всеобщих ценностей, означающих всемирное правление. В разно­образном, конфликтующем и децентрализованном мире глобализа­ция обеспечивает общие модели мышления и действия.

Основу всемирного правления составляют рационалистиче­ские ценности, сформировавшиеся в Европе в XV-XIX вв.: про­гресс, личная независимость и права, государственный суверени­тет и др., имеющие универсальное (всеобщее) значение. К концу XX в. они стали играть роль структурообразующего элемента в ми­ровом сообществе как набор правил, которым должны следовать все. Несмотря на «западное» происхождение, эти ценности воспринимаются как общее наследие, институционально воплоща­ющееся во многих странах мира.

Однако глобальные модели правления, получившие повсемест­ное распространение, не ведут к однородному миру: институционализация универсальных принципов в различных условиях при­водит к значительным локальным вариациям. Могут возникать специфические конфликты, связанные с тем, что, несмотря на убеж­денность населения в том, что правление в стране опирается на об­щечеловеческие ценности и принципы, действия государства от­личаются от глобальных норм, что ведет к критике со стороны населения в адрес государственного управления.

Введение в действие глобальных моделей правления создает значительное институциональное сходство различных государств. Они принимают схожие конституционные формы, системы обще­ственного образования, политику в области прав женщин и в отношении окружающей среды. Однако иногда возникает разрыв меж­ду общими ценностями, к которым стремится государство, и его практическими действиями. Большой вклад в формирование гло­бальных принципов правления вносят международные неправительственные организации, стремящиеся к таким ценностям, как всеобщность, прогресс и всемирное гражданство.

Теория глобального капитализма. Ряд современных ученых мож­но отнести к сторонникам теории глобального капитализма (global capitalism theory). Они указывают на источники глобализации в не­драх самой капиталистической системы, которая содержит транс­национальные механизмы в экономической, политической и куль­турно-идеологической областях. Главным институтом в экономике выступают ТНК, представляющие глобальную деловую элиту; в политической области - капиталистический транснациональный класс (глобальная политическая элита); в культурно-идеологиче­ской - идеология консюмеризма и транснациональный неолиберализм, пропагандируемые глобальной культурной элитой, представленной средствами массовой информации, а также элитарны­ми общественными движениями.

Сторонники теории глобального капитализма относят к эко­номическим силам глобализации не только глобальные ТНК, об­ладающие транснациональным капиталом, но и международные организации, располагающее международным капиталом (напри­мер, Всемирный банк, МВФ), а также государственные ТНК, опира­ющиеся на государственный капитал. К глобальной политической элите они относят ООН, неправительственные организации, глобальные деловые организации, ВТО, политические партии, а также интеграционные группировки (например, ЕС), которые рассматри­ваются как формирующиеся транснациональные государства.

Каждая из перечисленных теорий глобализации имеет свои определенные преимущества и недостатки. Теория мировой системы отдает приоритет экономическому аспекту глобализации, но недо­оценивает важность политических и культурных факторов. Теория всемирной культуры, наоборот, отдает приоритет культурным фак­торам глобализации, теория всемирного правления - политико-правовым, недооценивая роль экономических факторов. Теория глобального капитализма, несмотря на то что стремится включить экономический, политический и культурно-идеологический ас­пекты, тоже носит односторонний характер, так как сосредоточена только на одной-единственной политико-экономической систе­ме - капиталистической.

Существует много различных теорий глобализации, например: теория модернизации, теория стадий роста, концепция взаимозависимости национальных хозяйств, концепция равного партнерства и др. Каждая из них касается в основном экономической сферы и нацелена на то, чтобы вскрыть механизмы эксплуатации и несправедливости, но классическими теориями принято считать три следующие: империализм, теория зависимости и теория мировой системы.

1. Теория империализма

Теория империализма впервые была предложена английским историком Дж. Э. Гобсоном и поддержана советским вождем Лениным, находившимся под влиянием идей Маркса. Основателями этой теории также являются О. Бауэр и Р. Гильфердинг.

Теории империализма и неоколониализма объясняют структуру мира как борьбу между ведущими государствами за новые рынки, источники сырья, сферы приложения капитала, за усиление их политического и культурного влияния. Под империализмом понимается та стадия развития, «когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» (В.И. Ленин). В. Ленин. Теория имеет несколько направлений, в частности, социал-либеральную, представителем которой был Дж. Гобсон, исследовавший процессы в Британской империи.

Работа Гобсона была опубликована в начале 1900-х годов, во время “борьбы за Африку” между западными странами. С точки зрения Гобсона, колониализм явился следствием попыток найти новые рынки для инвестиций, поскольку возможности западного производства превосходили возможности выгодной реализации на собственных рынках. В соответствии с его теорией, большинство населения может позволить себе купить лишь относительно небольшую часть производимых товаров, поэтому все время существует острая потребность как в новых рынках сбыта, так и в способах удешевления производства посредством поисков дешевого сырья и рабочей силы в других частях мира. Термин империализм, в интерпретации Гобсона, означал стремление завоевать и поработить другие народы, и одним из проявлений этого был колониализм - направленная вовне экспансия.

Указанный процесс способствовал как экономическому развитию западных стран, так и обнищанию большей части остального мира, поскольку при этом из неиндустриальных регионов выкачивались ресурсы. Именно с этого начался все возрастающий разрыв между богатством Запада и бедностью третьего мира. Ленин считал, что ведущую роль в этих процессах играют крупные корпорации, хотя и не без поддержки своих правительств. Именно корпорации определяют характер эксплуатации неиндустриальных регионов, устанавливая торговые отношения с беднейшими странами на чрезвычайно выгодных для себя условиях.

Марксистская теория империализма оказала влияние на многие мировые теории. После крушения колониальных империй популярность теории империализма сократилась. Тем не менее, если империализм - проявление экспансии капитала, а не просто система колониального подчинения, то тогда некоторые формы экономического империализма могут существовать и после распада колониальных империй.

Позднейшие авторы, воспользовавшись идеями Ленина и Гобсона, создали теорию неоимпериализма. Их более интересует современное общество, а не тот период, который анализировали Гобсон и Ленин. Старые колониальные империи, подобные Британской, совсем или почти совсем исчезли, практически все прежние колониальные районы стали странами с самостоятельным управлением. Однако, как утверждает эта теория, индустриальные государства удерживают контроль над остальным миром благодаря своему лидерству в мировой торговле, влиянию крупных корпораций, действующих в глобальном масштабе. Западные страны способны сохранять свое привилегированное положение бесконечно долго, обеспечивая контроль над ценами в мировой торговле.

2. Теория зависимости

С теорией неоимпериализма связан другой подход, именуемый теорией зависимости. Он был впервые сформулирован в результате анализа ситуации, сложившейся в Южной Америке. В соответствии с теорией зависимости, мировое сообщество развивалось неравномерно, в результате чего ядро индустриального мира (Соединенные Штаты, Европа и Япония) играет доминирующую роль, а страны третьего мира находятся в зависимости от этого ядра. Причины и природа этой зависимости определяются тем, на какой стадии находился процесс колонизации конкретной страны и кто ее проводил. Зависимость обычно выражается в том, что экономика стран третьего мира базируется на производстве товарных культур для развитых стран.

Например, Бразилия была и остается крупнейшим производителем и экспортером кофе. В качестве примеров других товарных культур можно назвать сахар, каучук и бананы (отсюда презрительное название банановые республики, закрепившееся за нестабильными регионами Южной Америки благодаря тем, кто проводит грань между ними и процветающим Севером). Ведение сельского хозяйства исключительно традиционными методами, а также выращивание товарных культур для экспорта помешало развитию в южноамериканских странах современного промышленного производства. По мере того как они все дальше отстают от индустриальных государств Европы и Северной Америки и попадают в зависимость от их поставок промышленных товаров, в этих странах начинается стагнация.

Экономист Андре Гандер Франк применительно к эволюции стран третьего мира употребил выражение “развитие недоразвитости”. Эти страны, как он считает, обнищали именно в результате того, что они занимают по отношению к индустриальным странам подчиненное положение. Индустриальные страны богатели за счет третьего мира, который они сами создали благодаря своей колониальной и неоимпериалистической политике. По определению Франка, “развитие и недоразвитость - это две стороны одной медали. Богатые страны образуют центральную метрополию, вокруг которой группируются сателлиты (третий мир), чье экономическое существование зависит от более развитых стран, тогда как сами они нищают.

Теория зависимости или, точнее, - метатеория зависимости стала наиболее влиятельной в 60--70-е. Метатеория зависимости и периферийного развития была выдвинута группой латиноамериканских экономистов и социологов. Ее основатель - известный аргентинский экономист Р. Пребиш. В тот период под влиянием кубинской революции 1959 г. теряли влияние доктрины национального капитализма и интегральной модернизации, сторонники которых призывали массы к жертвам во имя созидания на национальной и независимой основе «идеального рыночного общества», свободного от недугов развитых капиталистических стран.

Метатеория делится на три направления: зависимой неразвитости, зависимого развития и воспроизводства зависимости. Ее исходный момент - посылка о том, что капиталистическая система в мировом масштабе одновременно порождает экономическое развитие и слаборазвитость на международном, национальном и локальном уровнях. Приверженцы концепций зависимой неразвитости утверждают, что капиталистическая система активно способствует недоразвитости развивающихся стран и что истинное развитие невозможно, пока эта система существует. Так, А. Франк указывал, что метрополия присваивает экономический избыток своих сателлитов и использует его для собственного развития. Сателлиты же остаются слаборазвитыми, поскольку не имеют доступа к своему же избытку, а также вследствие поляризации общества и эксплуататорских противоречий, вносимых и поддерживаемых метрополией внутри страны-сателлита. Сочетание этих противоречий стимулирует процесс развития метрополий и обусловливает процесс «субразвития» сателлитов.

Схема «сателлизации» по существу была построена на модели линейной зависимости, что приводило к абсолютизации зависимости между странами. Она закрывала теоретическую сферу для объяснения роста и развития, даже ограниченного, которое происходило в ряде развивающихся стран. Определенным выходом из этого стала концепция о воспроизводстве или изменении зависимости, которая предполагает, что некоторые страны мировой периферии или их секторы хозяйства, бывшие в сильной зависимости, могут выйти из этого состояния. В основном данная концепция рассматривает стратегии развития как субсидируемые из-за рубежа. Цену, которую платит тот или иной сектор хозяйства (государств) за преодоление зависимости, в долгосрочном плане не стоит этого. Например, международная помощь тому или иному производителю развивающейся страны может укрепить его положение на мировых рынках в производстве, скажем, минералов или промышленной продукции, но она может и обострить валютное положение страны вследствие увеличения импорта машин и технологии, что приведет к большей зависимости, к ее воспроизводству на новом уровне.

3. Теория мировой системы

Теория мировой системы, разработанная Эммануэлем Валлерштайном, является наиболее сложной попыткой интерпретации картины мирового неравенства. По Валлерштайну, с шестнадцатого века по наши дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики. Эта экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены. Государства ядра - те, в которых ранее всего возникли современные виды предпринимательства, а затем начался процесс индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция и присоединившиеся позднее страны Северо-западной Европы, например, Германия. На территории стран ядра зародилось промышленное производство, возникли передовые для того времени формы сельского хозяйства, сформировались централизованные правительства.

Государства, расположенные на юге Европы, вокруг Средиземного моря (такие, как Испания), стали полупериферией стран ядра. Они были связаны с северными странами отношениями торговой зависимости, но их экономика не развивалась. Еще пару веков назад периферия - “внешняя граница” мировой экономики - проходила по восточному краю Европы. Из этих районов, например из тех, где сейчас расположена современная Польша, сельскохозяйственные культуры поступали непосредственно в страны ядра.

Значительная часть Азии и Африки в то время относилась к внешней арене - ее не затрагивали торговые связи, которые формировались в странах ядра. В результате колониальной экспансии и последующей деятельности крупных корпораций страны Азии и Африки были вовлечены в систему мировой экономики. Сегодня страны третьего мира составляют периферию обширной мировой системы, в ядро которой вошли и приобрели доминирующее положение Соединенные Штаты и Япония. Советский Союз и страны Восточной Европы (общества второго мира), с их плановыми централизованными экономическими системами, были единственной большой группой стран, в определенной мере выпадающих из мировой экономики.

Валлерштайн утверждает, что поскольку страны ядра доминируют в мировой системе, они в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Он согласен со сторонниками теории зависимости в том, что страны первого мира приобрели возможность эксплуатировать ресурсы стран третьего мира в своих собственных целях.

Концепция содержит также положение о государственной зависимости, согласно которому разрыв между центром и периферией определяет основное противоречие мировой системы.

Концепция мировой системы также тесно связана с теорией нового международного разделения труда (НМРТ) Ф. Оробела, которая обращает внимание на последствия изменений в глобальной производственной стратегии ТНК за последние десятилетия. Сторонники НМРТ также делят мировую систему на центр, периферию и полуферию, в которых разделение труда включает максимализацию прибыли ТНК и решение проблем ведущих промышленных стран. Они не видят перспектив настоящего развития развивающихся стран, но обращают внимание на изучение интересов различных групп стран.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

глобализация социологический общество империализм

1. Глобализация- это процесс формирования единого и целостного мира, и никто никакими силами не сможет его остановить.

2. Глобализация определяет весьма важный и влиятельный класс экономических, политических и иных процессов на различных уровнях, а также задает новые принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, создавая в результате мир с множеством взаимосвязей, взаимодействий и взаимоуязвимостей.

3. Глобализация синхронизирует цикличную динамику разных стран и цивилизаций, способствует быстрейшему распространению финансовых, экономических, экологических, социально-политических кризисов по территории планеты, определяет необходимость объединения усилий правительств разных стран и межгосударственных объединений в поиске и реализации путей преодоления кризисов. Пространство планеты становится все более цельным, пронизанным десятками и сотнями глобальных сетей и взаимосвязей, что требует от мирового сообщества выработки и соблюдения общей согласованной, взаимоприемлемой стратегии, делающей выгоды глобализации доступными всем.

4. Классические теории глобализации имеют яркое выражение основных идей:

А) Теория империализма направлена на экономическое развитие западных стран и обнищание большей части остального мира, так как из неиндустриальных регионов должны выкачиваться ресурсы;

Б) Теория зависимости определяет неравномерное развитие мирового сообщества, где существуют доминирующие страны и страны третьего мира, которые находятся в зависимости от доминирующих и беднеют, благодаря процветанию первых;

В) Теория мировой системы подробнее разделяет мировое сообщество на страны ядра, страны полупериферии, периферии и внешней арены. Так как страны ядра доминируют в мировой системе, они в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала, в основном, только их интересам.

Понятие «глобализация» введено в научный оборот совсем недавно. Считается, что впервые оно было использовано в научной публикации в 1983 г. Происхождение его связано с латинским термином «глобус», что значит Земля, земной шар. В самом общем виде под глобализацией понимают многочисленные социальные процессы общепланетарного характера. Сущность глобализации еще в значительной мере не познана. Можно сказать, что сейчас четко обозначились лишь научные подходы к явлению глобализации, в рамках которых осуществляется теоретическая интерпретация этого явления. Будучи измерением различных познавательных дисциплин, понятие «глобализация» отличается концептуальным разнообразием. Существуют и развиваются философские, социологические, геополитические, экологические и другие представления об этом явлении. Формируются и междисциплинарные системы познания глобализации.

Социологический аспект глобализации. Актуальность социологического аспекта ее исследования состоит в том, что это - человеческое измерение глобализации. Социология рассматривает новое явление под таким углом зрения, в котором открывается его влияние на дальнейшее развитие социальной реальности, на условия и возможности для самореализации в ней личности, социальных групп и обществ в целом.

В современной научной литературе понятие «глобализация» используется в двух основных значениях - как объективная тенденция современного мирового развития и как реальный многоплановый процесс.

Глобализация как объективная тенденция в развитии человечества представляет собой качественно новую стадию интернационализации общественной жизни. Общим для обеих стадий является то, что интернационализация и глобализация как воплощение энергии социальности человеческого рода в пространстве планеты выражаются в расширении и углублении социальных связей в мире и усилении взаимозависимости государств и народов. Вместе с тем, глобализация - не просто «всплеск» данной общемировой тенденции, а принципиально новая стадия. Качественная новизна ее обусловлена новыми объективными обстоятельствами в жизни мирового сообщества.

К началу ХХ в. земной шар оказался поделенным между государствами и народами. Мир стал завершенным, замкнутым, предельным.

В 60-е годы ХХ в. земляне осознали себя глобальной целостностью. Это произошло на негативном фоне открывшихся серьезных глобальных проблем современности, решить которые усилиями одного или даже группы государств невозможно. Необходимы усилия всего человечества.

Информационная и технологическая революции, новое поколение коммуникационных систем (реактивная авиация, ракетная техника, телевидение, компьютеры, микросхемы, спутники связи, мобильные телефоны, Интернет) к концу ХХ в. сделали любую точку планеты доступной для людей, капиталов, идей, документов в реальном времени. Люди приобрели способность пребывать одновременно в разных частях планеты и быть участниками событий за пределами своего физического присутствия, а развитие связей и взаимодействий между людьми стало возможным поверх государственных границ, пограничных правил, норм, процедур.

Глобализация как многоплановый процесс. Это реальное воплощение объективной тенденции к формированию единого глобального мира. Базисным процессом формирования общепланетарной системы стало развитие глобальной экономики, что проявилось в принципиально новых контурах ее социальной организации.

Мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, в единый глобальный экономический организм. Национальные хозяйства оказываются составными элементами этого организма и связаны они уже не только международным разделением труда, а гигантскими всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью.

Воспроизводственная взаимозависимость национальных экономик сейчас такова, что почти половина товаров и услуг полностью или частично создается за пределами стран - потребителей.

Национальные и всемирные экономические отношения начинают меняться местами. Мировое хозяйство постепенно становится сильнее и значимее национальных хозяйств.

Национальные государства утрачивают способность контролировать экономическую активность в пределах государственных границ. Правительства просто не в состоянии, как прежде, защитить национальные экономики от нежелательных внешнеэкономических последствий.1 Они даже не могут регулировать стоимость своих национальных валют, потому сто все валюты круглосуточно продаются и покупаются на валютных биржах Токио, Лондона, Нью-Йорка. Спутниковая связь объединяет мировые рынки в разных точках земного шара.

Основой глобальной экономики становятся новые транснациональные. Небольшое число ТНК контролирует значительную часть мировой экономической деятельности: 50 % производимый в мире продукции - результат деятельности 600 ТНК.

По мере того как ТНК перерастают государства, экономика соединяется с политикой. Это тоже новая черта мирового развития.

Наметились контуры глобального единства и в других системах социальной реальности. Социологи (З. Бауман, Г.Г. Дилигенский, Р. Инглехард, Дж. Конрад) отмечают формирование глобальной социальной структуры. Уже возникла глобальная элита, в ее состав входят финансисты, международные менеджеры, юристы, деятели Интернета, шоумены, организующие транснациональные культурные коммуникации. Американский культуролог М. Фезерстоун отмечает присущий им разрыв с традициями соответствующей профессиональной среды, агрессивный стиль поведения, доминирование ценностей технической компетентности и т. п. Они не локализованы в какой-либо национальной среде, повсюду остаются иностранцами. Формируется транснациональная интеллектуальная элита - ученые и специалисты, образующие социокультурные общности глобального уровня. Они легко пересекают границы и везде себя чувствуют комфортно. Социологи отмечают формирование глобального среднего класса, который составляют бизнесмены, специалисты и квалифицированные работники тех профессий и секторов экономики, которые включены в глобальную сеть экономических и профессиональных связей (программисты, менеджеры), Условиями формирования глобального среднего класса стало всемирное распространение новейших технологий и форм производственной организации, обеспечивающих высокий материальный статус работника.

Непосредственным плодом глобализационных процессов являются массы мигрантов, составляющие сегодня значительную часть населения развитых стран и становящиеся носителями двух или большего числа культур.

Международные неправительственные организации. Социальные сети. В качестве новых субъектов единого глобального пространства социальных связей утвердились и бурно развиваются международные неправительственные организации (МНО) - прообраз будущего глобального гражданского общества, новый социальный институт и образец новой организационной культуры. Большинство МНО представляет новую форму социальной организации - социальные сети.

«Социальные сети - это организационные формы коллективного действия и социальных связей с горизонтальной, а не вертикальной коммуникацией и обменом между всеми их участниками не по предписаниям, а по мере необходимости».2

Сети связаны тонкой материей общих целей, убеждений и электронной коммуникацией. Таковы, например, «Гринпис», социальное движение антиглобалистов «Amnisty International» и др. Суть их деятельности в продвижении и отстаивании норм, процедур, идей, позволяющих осуществить защитные или предупреждающие меры от различного рода глобальных угроз. Особенности сетевых организаций в том, что в них отсутствуют жесткий центр власти и бюрократическая иерархия. В отличие от привычных форм организационной культуры, опирающихся на формальный институт, основой сетевой организации является деятельная личность. Их преимущества: быстрая реакция, гибкость, скорость, слаженность действий и большой резонанс. Сетевой тип организации лучше приспособлен к динамичному состоянию среды. Сетевые организации очень пестрые в своем многообразии: это и группы влияния, и неформальные клубы, большие и малые религиозные и другие структуры.

К типологии сетевого общества тяготеют и разнообразные международные криминальные организации, в том числе террористические, организационные системы наркотрафика. Ученые считают, что неэффективность борьбы с ними во многом объясняется именно организационной ассиметрией государственных и криминальных структур.

Культурная глобализация. Глобализация усиливает процесс диффузии (взаимопроникновения) культур. Глобальное измерение приобретают стремительно распространяющиеся ценности западно-европейской американизированной культуры. Этот процесс часто обозначают метафорами «вестернизация» или «макдональдизация». Большую роль в его развитии играют системы глобальной информации и коммуникации. В наибольшей мере вестернизация проявляется в сферах потребления, досуга и развлечений, которые становятся почти не различающимися во всех обществах мира. Культурная глобализация отмечается и в сферах производства, бизнеса, образования. В этом процессе есть естественные формы обретения новых культурных форм, но есть и вынужденное заимствование, что сопровождается конфликтами как в мировом обществе в целом, так и во внутреннем мире личности, Исследователи считают, что «глобальная культура» - это скорее утопический проект, чем какая-либо реальность. Вместе с ростом унификации, однородности жизни людей столь же активно растет и разнородность человечества.

Место России в мировом сообществе.

С выходом на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью определения своего места в современном мире. Как правопреемница СССР она является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влияние на ее место и роль в мировом сообществе.

Россия - самое крупное по территории и седьмое по численности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-технический потенциал. Все это объективно определяет влиятельное ее положение в современном мире.

В то же время с распадом СССР перед Россией возникло немало сложных проблем. Занимая около 80% территории бывшего Советского Союза, Российская Федерация насчитывает немногим более 50% его населения. Она оказалась отделенной от Европы новыми государствами, бывшими советскими республиками, потеряла ряд стратегически важных портов на Балтике и Черном море, у нее стало меньше непосредственных выходов к морям. Эти геополитические изменения существенно усложняют решение внешнеполитических задач российского государства.

Сохраняющая значительную часть ядерного потенциала бывшего СССР; но ослабленная в геополитическом и демографическом отношении, испытывающая многочисленные трудности внутреннего развития, Россия уже не может играть глобальную роль сверхдержавы, оказывающей решающее воздействие на ход мировых процессов. Следует отметить, что утрата статуса сверхдержавы вызывает болезненную реакцию российского общественного мнения. Так, по данным РОМИР, в январе 2000 г среди ответов на вопрос «что Вы ожидаете от президента, за которого будете голосовать?» на третьем месте по значимости оказалось мнение - «вернуть статус великой державы». Примечательно, что данный ответ был выбран при наличии множества других проблем: военные действия в Чечне, экономические проблемы, социальное положение и т.д.

По мнению большинства социологов и политологов, России в настоящее время необходим реализм в оценке своих возможное и определении внешнеполитических приоритетов. Среди приоритетов выделяют, прежде всего, отношения со странами <ближнего зарубежья>- бывшими советскими республиками, ставшими суверенными государствами.

Постсоветское геополитическое пространство - особая зона в системе международных отношений, которой присущи подвижность, незавершенность процессов, обусловленных сложным сочетанием национальных и региональных факторов. Институционализация этого нового геополитического пространства проходила непросто, принимая порой противоречивый характер.

Первоначально Содружество независимых государств (СНГ) рассматривалось многими политиками как временное образование, как инструмент «цивилизованного развода», а не как основа для новой интеграции. Действительно, в первое время после распада СССР преобладали дезинтеграционные процессы. Явно несостоятельными оказались планы создания эффективного межгосударственного объединения с единой валютой, прозрачными внутренними границами, скоординированной налоговой и таможенной политикой, совместным контролем внешних рубежей и т.д. Каждое государство СНГ стремилось самостоятельно войти в мировое сообщество, добиваясь западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом на всем постсоветском пространстве множились противоречия и конфликты, связанные с дележом имущества и долгов, выводом войск, уточнением, государственных границ, принадлежности территорий и т.д.

Определенный перелом в отношениях между Россией и большинством новых суверенных государств, возникших после распада СССР, произошел в 1993 г., когда все больше стали осознаваться разрушительные последствия самоизоляции по отношению друг к другу. 22 января 1993 г. состоялась важная встреча лидеров стран СНГ в Минске, в ходе которой были приняты решения о рублевой зоне, учреждении межгосударственного банка, подписан ряд документов. В мае 1993 г. в Москве была подписана декларация об образовании Экономического союза. В июле 1993 г. главы правительств России, Украины и Беларуси выступили с совместным заявлением о необходимости углубления экономической интеграции на основе развития рыночных отношений, В этот же период расширился состав СНГ, куда вступили Азербайджан и Грузия, а затем и Молдова.

В последние годы политика России в отношении стран «ближнего зарубежья» стала более прагматичной и целенаправленной. Качественные сдвиги произошли в российско-украинских отношениях. Прежде всего, удалось урегулировать ряд спорных вопросов, существовавших между Москвой и Киевом. Во время встречи двух президентов - В. Путина и Л. Кучмы - 16 октября 2000 г. в Сочи был достигнут определенный компромисс по вопросам украинских долгов и поставок нефти и газа. Украина согласилась официально признать свои долги и дать государственные гарантии в их погашении. В обмен она получила некоторые льготы при возмещении долга и оплате поставок нефти и газа.

В настоящее время России также удалось стабилизировать отношения и с другими членами СНГ. В результате наметила тенденция к оживлению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В октябре 2000 г. в столице Казахстана Астане во время встречи лидеров ряда стран СНГ было принято решение о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Членами этой организации стали Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В марте 2002 г. в Санкт Петербурге состоялось второе заседание Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, на котором было рассмотрено более 20 вопросов, важнейший из которых - «О проекте Договора об Основах законодательства Евразийского экономического сообщества». Парламентарии приняли программу законотворческой деятельности до 2005 г. На заседании рассматривался и вопрос, о выработке единой позиции по взаимодействию со Всемирной торговой организацией (ВТО); Участники межпарламентской ассамблеи пришли к общему мнению, что переговорный процесс по вступлению в ВТО может быть ускорен, если синхронизировать реформы в области таможенного, валютного, внешне торгового законодательства. В частности, предлагалось, введение единого таможенного тарифа, а также создание совместной таможенной охраны внешних границ и уничтожение внутренних границ.

С началом антитеррористической операции в Афганистане ив размещением воинских контингентов из США и Западной Европы в Центральной Азии Россия и другие члены СНГ активизировали деятельность по созданию коллективной системы безопасности на пространстве Содружества. В марте 2002 г. в Моек состоялось заседание Комитета начальников штабов Вооруженных сил государств-членов СНГ. В центре внимания участников заседания находились вопросы дальнейшего совершенствования региональных систем безопасности и функционирования коллективных сил быстрого реагирования в Центрально-Азиатском регионе.

Несмотря на определенные сдвиги в отношениях России ей странами «ближнего зарубежья», здесь и сегодня сохраняется немало проблем. По-прежнему актуальной внешнеполитической проблемой остается защита прав 25 млн. этнических русских оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.

Особую остроту этот вопрос приобрел в странах Балтии, в которых принят целый ряд дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения. Не снята угроза дестабилизации обстановки в Северо-Кавказском и Закавказском регионах. Высокий конфликтный потенциал сохраняется в Центрально-Азиатском регионе, где действуют радикально настроенные исламистские группировки. К этому необходимо добавить и тлеющий приднестровский конфликт. Все это существенно тормозит развитие процессов в направлении реинтеграции постсоветского пространства, его превращения в самостоятельную подсистему международных отношений.

Не просто складывались отношения России и со странами «дальнего зарубежья». После распада СССР и окончания «холодной войны» российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Западом и, в первую очередь, с США. Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают.

Затрагивало безопасность России расширение военно-по-литического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ. Проблемой для России стало вытеснение ее с мировых рынков оружия. Так, в 1993 г. между Россией и США возник конфликт по поводу поставки Индии российских криогенных двигателей и технологии их изготовления. Серьезный ущерб экономическим интересам России наносили санкции мирового сообщества против таких стран, как Югославия, Ирак и Ливия.

Сказывалась на внешней политике России и проблема ее долгов ведущим державам мира. Все это заставляло российское руководство корректировать внешнеполитический курс, вести непростой диалог со многими странами мирового сообщества.

На этом пути России удалось добиться определенных результатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегодных встречах «большой семерки» (теперь «восьмерки») - ведущих мировых держав, координирующих свою политику. Россия была принята в такие авторитетные международные организации, как «Парижский клуб кредиторов» и «Лондонский клуб», занимающиеся урегулированием вопросов внешней задолженности.

Стала Россия и членом Совета Европы консультативной политической организации, координирующей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны природы, туризма и т.д.

Начиная с 2000 г. Россия взяла курс на постепенное «размораживание» отношений с НАТО, приостановленных после развязывания военных действий в Югославии. В «Концепции внешней политики РФ», утвержденной Президентом в июле 2000 г., подчеркивается, что Россия исходит из важности сотрудничества с НАТО в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия.

Качественно новый этап в развитии отношений России с Западом наступил после событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическими актами в США. Российское руководство сразу же заявило о своей поддержке США и провозгласило курс на тесное сотрудничество с Западом. Системное оформлена этот курс получил в ходе визита Президента РФ в Вашингтон встреч с лидерами ведущих европейских держав.

Поворот внешнеполитического курса вызвал неоднозначно реакцию российской политической элиты, часть которой заговорила о «неоправданных уступках» Вашингтону, о недопустимости нахождения американцев в «российской зоне влияния» в Центральной Азии и т.д.

С другой стороны, новый внешнеполитический курс России подвергается сегодня испытанию на международной арене (решение США выйти из Договора по ПРО, новая доктрина Буша, чеченская проблема, договоренности между рядом западных стран и государств Центральной Азии относительно их возможного дальнейшего военного и экономического сотрудничества).

По мнению аналитиков и экспертов, многое настоящее время будет зависеть от того, сумеет ли Россия решить свои внутренние проблемы, прежде всего экономические.

Именно экономика страны сегодня становится ключевым фактором национальной стратегии выживания, главным показателем эффективности того или иного курса в мировой политике.

глобализация неправительственный россия сообщество

Список использованной литературы

  • 1. Лавриенко В.Н. Социология. М., 2007
  • 2. Шишков Ю.В. Глобализация - враг или союзник развивающихся стран? //Мировая экономика и международные отношения. №4. С. 4-5
  • 3. Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации. //Социологические исследования. 2001.