История развития европейской банковской системы. Банковская Европа: эфемерный союз и реальность краха. Распределение доходов ЕЦБ и национальных центральных банков

14.03.2024 Должники

Банковская система ЕС представляет собой трехуровневую систему: во главе стоит Европейский центральный банк, на который возложены функции центрального банка Евросоюза, на втором уровне - центральные банки стран - членов ЕС и на третьем - коммерческие банки всех стран-участниц (более 6000).

Европейская система центральных банков

Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки еврозоны образуют Европейскую систему центральных банков - ЕСЦБ (см. рис. 3.1). При этом национальные центральные банки стран, не входящих в зону евро, являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено участвовать в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для зоны евро и реализовывать подобные решения. Особенностью такой многоуровневой системы является ограничение функций национальных центральных банков и передача основных полномочий Европейскому центральному банку. Такая структура банковской системы начала формироваться с 1988 г. и, претерпев определенные изменения в основном количественного характера, существует по настоящее время.

ЕСЦБ, как и ЕЦБ, и национальные центральные банки, обладает статусом независимости от других органов Евросоюза, а также от правительств стран и других учреждений. В свою очередь, институты

Европейского союза и правительства государств - участников ЕЭВС не имеют права вмешиваться в деятельность Европейской системы центральных банков. Независимость обеспечивается прежде всего утвержденными минимальными сроками нахождения в должности руководителей банков, в частности, для управляющего национального центрального банка - пять лет, для членов Исполнительной дирекции ЕЦБ - восемь лет. Увольнение возможно только в связи с физической неспособностью или серьезными ошибками при осуществлении ими деятельности. Все споры и разногласия по вопросам осуществления деятельности находятся в компетенции Европейского суда. Обладая такой независимостью, ЕСЦБ подотчетен Европарламенту, куда ЕЦБ ежегодно направляет отчет о своей деятельности. Ежеквартальные отчеты о деятельности ЕСЦБ заслушиваются и обсуждаются на ежеквартальных переговорах с Европейским парламентом в присутствии президента ЕЦБ или, в случае необходимости, членов Исполнительной дирекции.

Рис. 3.1.

Высшим руководящим органом в ЕСЦБ является Совет управляющих, который состоит из членов Исполнительной дирекции и управляющих национальных центральных банков стран еврозоны. В функции Совета управляющих входит адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания ЕСЦБ, определение ключевых элементов денежной политики ЕС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по проведению денежно-кредитной политики. Кроме того, Совет управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества. Совет управляющих руководит работой 13 Комитетов: внутренних аудиторов, эмиссионным, бюджетным, внешней коммуникации, бухгалтерского учета и денежных доходов, юридическим, по рыночным операциям, по денежно-кредитной политике, международных отношений, статистическим, банковского надзора, информационных систем и платежно-расчетных систем.

Исполнительная дирекция - второй руководящий орган - состоит из президента, вице-президента и четырех членов. Они выбираются из граждан стран - членов еврозоны на встрече глав правительств по предложению Совета Европы после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ. В задачи Исполнительной дирекции входит осуществление денежно-кредитной политики и руководство действиями НЦБ в рамках ее реализации, а также разработка необходимых ведомственных инструкций.

Третий руководящий орган ЕСЦБ - Еенеральный совет, включая президента, вице-президента Европейского центрального банка, управляющих национальными центральными банками всех стран ЕС. На Генеральный совет возложены следующие задачи:

  • осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • сбор и обработка статистической информации;
  • подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;
  • разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех руководящих органов, при этом в первых двух он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам по законодательству он представляет ЕЦБ.

Основная цель Европейской системы центральных банков - поддержание стабильности цен, предполагающей в среднесрочной перспективе размер потребительской инфляции до 2% в год при недопустимости длительной дефляции. Как показывает практика, ЕСЦБ в целом справляется с данной задачей. Уровень инфляции достиг своего минимума в июле 2009 г. (-0,7%), максимума - в июле 2008 г. (4,1%), в настоящее время инфляция составляет 0,4%. В период с 1996 по 2016 г. средний уровень инфляции составил 1,7%, что соответствует поставленной задаче.

В рамках выполнения цели ЕСЦБ решает следующие задачи:

1) определяет основные направления денежно-кредитной политики и проводит их;

  • 2) хранит и управляет официальными золотовалютными резервами стран. Взнос каждого Национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ. Объем резервов 1 января 1999 г. в Европейский центральный банк составил 39,46 млрд евро, из них 85% - суммы в валюте, остальные 15% - в золоте. В мае 2016 г. резервы составили 682,7 млрд евро, из них на монетарное золото приходилось 377,7 млрд евро, на СДР - 51,5 млрд, резервная позиция в МВФ - 22,9 млрд евро. Солидарный золотой запас стран Еврозоны на июнь 2015 г. - 10790,9 т. Официальные золотовалютные резервы могут использоваться для проведения валютных интервенций. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами сверх лимита, устанавливаемого Советом управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ для обеспечения согласованной валютной и денежной политики;
  • 3) обеспечивает правильность функционирования платежно-расчетных систем. Для осуществления платежей в пределах Европы с 1999 г. были задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ {Trans-European Automated Real-time Gross Settlement Express Transfer System - TARGET) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов {Real Time Gross Settlements - RTGS) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации - Euro Banking Association) . В настоящее время введена Единая зона платежей в евро {Single Euro Payments Area - SEPA).

Кроме того, ЕСЦБ осуществляет банковский надзор и консультативные функции. В частности, консультирует Совет Европы, правительства стран - участниц ЕС и национальные центральные банки по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, статистическим данным, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков, а также осуществляет работу по сбору, публикации статистических данных.

Основными функциями ЕСЦБ являются традиционные для центральных банков функции:

Эмиссия банкнот. Монополия на принятие решения об эмиссии

в еврозоне принадлежит Европейскому центральному банку;

  • определение и проведение денежно-кредитной политики;
  • ведение счетов банков, контроль за платежной системой;
  • контроль и надзор за банковской системой.

Введение

1. Организационная структура европейской системы Центральных банков

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития экономики стран ЕС и мировой экономики в целом характеризуется возрастанием роли банков и банковских систем и их влияния на интеграционные процессы. Конкурентоспособность банковской системы является одним из определяющих факторов экономического развития, так как ее высокий уровень позволяет в полной мере использовать широкие возможности по привлечению инвестиций, капитала и технологий.

Новейшие тенденции интернационализации банковско-кредитной сферы свидетельствуют о том, что ведущие банки постоянно совершенствуют формы хозяйственной деятельности, методы выхода на зарубежные рынки. В настоящее время формируется единая банковская система ЕС, с которой сотрудничают банковские системы других европейских стран. Банковская система ЕС наработала уже немалый опыт по сбалансированному управлению национальными банковско-кредитными системами на базе единой валюты.

Исследование всех этих проблем представляется актуальным с точки зрения изучения роли интегрированных банковских систем в условиях глобализации. Это также крайне важно для разработки стратегии развития банковской системы России в отношении к иностранному банковскому капиталу.

Цель данной работы - изучение особенностей банковской системы Европейского союза.

1.Организационная структура европейской системы Центральных банков

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

Адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

Определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС. К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

Осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

Сбор и обработка статистической информации;

Подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

Разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

Принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

Разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при всём этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция - претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями.

Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

Комитет внутренних аудиторов;

Комитет по банкнотам;

Бюджетный комитет;

Комитет внешней коммуникации;

Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

Юридический комитет;

Комитет по рыночным операциям;

Комитет по денежно-кредитной политике;

Комитет международных отношений;

Статистический комитет;

Комитет банковского надзора;

Комитет информационных систем;

Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

В условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

В противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

Финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

Контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

Главной целью создания Европейской системы центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен.

В октябре 1998 года Совет Управляющих ЕЦБ уточнил главную цель денежно-кредитной политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность цен» предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары до 2% в год, одновременно определив и его структуру применительно к потребительским товарам и услугам.

Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики.

В Уставе ЕСЦБ (статьи с 17 по 24) определены инструменты денежной политики и операции, осуществление которых позволит системе решить возложенные на нее задачи. Основные инструменты денежной политики ЕСЦБ: проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Основной объект регулирования при проведении этих операций - ликвидность кредитных учреждений, которая непосредственно влияет на спрос и предложение денег в экономике, тем самым существенно воздействуя на темпы инфляции.

Одинаковые для всех стран - участников «зоны евро» условия проведения этих операций дают информацию участникам денежного рынка об основных направлениях денежно-кредитной политики Европейского экономического и валютного союза и обеспечивают ее единство.

К операциям ЕЭВС допускаются кредитные учреждения, отвечающие следующим квалификационным требованиям: устойчивость, эффективное управление, широкие операционные возможности. В список кредитных институтов, которые должны выполнять минимальные резервные требования, входят более 8 тысяч кредитных организаций Еврозоны, причем свыше 4 тысяч из них имеют доступ к депозитно-ссудным операциям, а около 3 тысяч участвуют в операциях по рефинансированию.

2. Современное состояние развития банковской системы ЕС

В последние годы банковские системы европейских стран переживают довольно радикальную трансформацию: реализуется сверхмягкая денежно-кредитная политика, многие банки были вынуждены прекратить деятельность или были поглощены, многие банки целиком сокращают определенные подразделения, новые полномочия приобретает ЕЦБ, создаются панъевропейские фонды финансовой стабильности. При этом для понимания логики данных преобразований необходимо понимать те причины, которые их обусловили.

В предкризисные годы европейские банки отличались сравнительно низкими средними показателями возврата на активы (return on assets, отношение чистой прибыли за к средней величине активов за период) относительно, например, банков США или развивающихся стран. Этот фактор подталкивал европейские банки к поиску способов расширения процентной маржи - как за счет увеличения процентных ставок по активам, так и за счет снижения ставок по пассивам. Следует отметить, что европейским банкам было проще достичь этих целей, чем, например, американским, которые актом Гласса-Стиголла ограничены в проведении операций с ценными бумагами, или банкам развивающихся стран, где соответствующие ограничения связаны с часто сохраняющейся неразвитостью инфраструктуры фондового рынка и низким располагаемым доходом на душу населения, не позволяющего ему активно инвестировать.

Результатом данной ситуации стало то, что в структуре пассивов европейских банков довольно большую роль стали играть долговые ценные бумаги и межбанковское финансирование, тогда как опережающими темпами росли объемы необеспеченного потребительного кредитования, а также долгосрочного ипотечного кредитования. Параллельно все большую конкуренцию банкам, традиционно игравшим большую роль в финансировании предприятий в Европе, стали составлять инструменты прямого доступа: так, темп прироста объема выпущенных корпоративных долговых обязательств нефинансовых корпораций в Европе в предкризисные 1998-2008 гг. примерно в полтора раза превысил темп прироста объемов кредитования. Таким образом, можно констатировать, что происходит вытеснение банков из сегмента финансирования крупных нефинансовых корпораций. В свою очередь, это ставит под сомнение актуальность классификации финансовых систем на «основанные на банках» и «основанные на рынке ценных бумаг» применительно к крупнейшим европейским странам. Развитие рынка капиталов в Германии, Франции, Нидерландах, Италии и других крупнейших европейских странах уже не позволяет провести четкую границу и вынуждает искать новый критерий для классификации. Таким критерием может стать степень концентрации банковского сектора, которая одновременно с долей в нем крупных банков косвенно иллюстрирует разнообразие кредитных организаций внутри финансовой системы той или иной страны. Таким образом, на современном этапе развития финансовых систем европейских стран представляется более целесообразным классифицировать их как «рыночные с концентрированным банковским сектором» и «рыночные с фрагментированным банковским сектором».

При этом следует отметить тенденцию к росту степени концентрации в банковских системах европейских стран: даже несмотря на присоединение к ЕС новых стран, количество банков за почти десять лет с 2005 года по октябрь 2015 года сократилось с 9 465 до 8 838. В значительной мере росту концентрации в банковских системах способствовал финансовый кризис, в результате которого банки, попавшие в тяжелое финансовое положение, становились объектом для поглощения - в качестве примера можно привести такие крупные учреждения как британский HBOS, немецкий Dresdner Bank, бельгийско-нидерландский Fortis. Другим следствием роста концентрации банковских систем европейских стран становится универсализация составляющих их кредитных учреждений: это происходит как за счет компетенций приобретенных кредитных учреждений, так и за счет освоения новых сегментов банковского бизнеса.

С учетом финансовых инноваций и появления новых финансовых инструментов, в т.ч. производных, указанные тенденции создают новые риски для банковских систем. Важным достижением финансовых рынков последних двух десятилетий стало развитие секьюритизации, которое создало новых подход в риск-менеджменте, подразумевающий распределение принятых на себя рисков, а также существенно увеличило оборачиваемость средств при долгосрочном кредитовании. Обратной стороной таких финансовых инноваций стало распространение кредитного риска и, соответственно, риска понесения финансовых потерь множеством экономических субъектов, тогда как ранее этот риск ограничивался лишь одним субъектом. В сочетании же с ростом концентрации и универсализации в банковских системах европейских стран эти факторы распространяют риски не только на кредиторов банка-эмитента секьюритизированных долговых обязательств, но и на его вкладчиков и корреспондентов. Таким образом, определенным «побочным эффектом» классической функции банков как финансовых посредников становится распространение взаимосвязей, в том числе и рисков, между самыми различными субъектами экономики - нефинансовыми компаниями, физическими лицами-вкладчиками, банками, держателями облигаций, залогодержателями и т.д. Глубина и широта этих взаимны связей подводит к понятию системного риска в банковской системе, т.е. риска одновременной и взаимообусловленной реализации обычных присущих банковской деятельности рисков для всех ее субъектов.

В рассматриваемом аспекте европейские банки значительно отличаются от американских, которые по акту Гласса-Стиголла изначально не могут проводить подобные операции с ценными бумагами, а, следовательно, за счет своей большей фрагментированности и гетерогенности финансовая система США в большей степени обеспечивает защиту инвесторов и финансовую стабильность. Так как принятие законов, по смыслу аналогичных акту Гласса-Стиголла, в странах Европы объективно невозможно, то местные регуляторы, в первую очередь ЕЦБ, вынуждены иным образом обеспечивать финансовую стабильность с учетом европейской специфики. Таковой, в основном является, то, что ЕС представляет из себя не единое государство, а политико-экономический блок государств, пока еще проводящих самостоятельную экономическую политику.

Недавние соглашения в ЕС, касающиеся создания банковского союза, существенно увеличивают роль ЕЦБ, по сути, делая его центром единой денежно-кредитной политики. Это, вместе с дополнением ЕЦБ как регулятора специальными органами, осуществляющими мониторинг системного риска, позволяют решить задачу его отслеживания. Следует отметить, что создание банковского союза представляет собой важный шаг по углублению интеграционных процессов в рамках ЕС. Представляется, что деятельность банковского союза будет способствовать большей эффективности институтов надзора и регулирования, повышая в конечном счете финансовую стабильность.

Также в рамках ЕС был создан инструмент для разрешения кризисных ситуаций: Европейский фонд финансовой стабильности, чьи средства уже были использованы для выделения помощи «проблемным» странам еврозоны, и Европейский механизм финансовой стабильности. Вместе с тем данные фонды предназначены, в первую очередь, для помощи государствам. Представляется, что в дополнение к ним достижению финансовой стабильности будет способствовать создание панъевропейского фонда страхования вкладов, который позволит решить две задачи: оказать помощи при нехватке средств в национальных фондах страхования вкладов, а также защитить иностранных вкладчиков, чьи вклады могут не быть застрахованы ни национальной системой, ни системой страны происхождения банка.

Весьма действенным инструментом представляется появившаяся практика разделения ответственности и затрат на разрешение кризисных ситуаций между регуляторами и инвесторами: она позволяет избежать не выходящих за рамки злоупотреблений со стороны последних, заключающихся в покупке долговых обязательств или кредитовании банков, которые заведомо будут поддержаны государством.

Способствовать внедрению единых подходов в фискальной политике должно подписание Европейского фискального соглашения, однако ЕЦБ имеет возможности для косвенной поддержки заявленных в соглашении принципов. В частности, Европейский Центробанк имеет возможность устанавливать повышенные ставки резервов, создаваемых под приобретенные долговые обязательства стран, не соответствующих определенным макроэкономическим критериям. Представляется, что ЕЦБ следует как можно активно использовать данный инструмент. Другой, уже известный инструмент - это операции на открытых рынках, в т.ч. с суверенными долговыми обязательствами стран Европы.

Резюмируя, можно отметить следующее: в посткризисный период в банковских системах европейских стран лишь увеличилась степень концентрации и универсализации, что, соответственно, обусловливает увеличение системного риска. Таким образом одной из ключевых задач ЕЦБ на данном этапе становится увеличение разнородности банковских систем посредством диверсификации применяемых банками финансовых инструментов, бизнес-практик, подходов в риск-менеджменте. Необходимым становится постоянный мониторинг системного риска. Одновременно, ЕЦБ должен стать активным проводником единой денежно-кредитной политики стран Европы и активным кредитором последней инстанции, обеспечивающим поддержку деятельности национальных Центробанков. Наконец, ЕЦБ, несмотря на определенное противоречие с его мандатом, должен поддерживать достижение единых подходов в фискальной политике, применяя доступные ему инструменты управления нормами резервирования и проводя операции на открытом рынке.

Заключение

Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.

При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.

ВВЕДЕНИЕ единой европейской валюты создало мощные предпосылки для развития и углубления единого европейского финансового рынка, развития его инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Более того, расширение использования евро усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках.

1. более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;

2.измениие роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального банка;

3.осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.

Надёжность европейской банковской системы, демонстрируемая на протяжении всего периода современного финансового кризиса, говорит о совокупной эффективности модели её построения и функционирования.

1.Аронов А.И. Новая европейская банковская система. // Эксперт. №4, 2015

2.Борисенко Е.И. Международные валютно-кредитные отношения. М.: Норма, 2014

3.Горлов Е.Н. Перспективы банковской сферы Европы в посткризисный период// РБК, №23, 2014

4.Касимова О.И. Перспективы европейской экономики // Коммерсант-Деньги №10, 2016

5.Комарова К.А. Эволюция банковских систем европейских стран в посткризисный период // Отраслевая экономика (59) УЭкС, 11/2015



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

Банковская интеграция в Западной Европе формировалась задолго до создания Европейского Союза (далее - ЕС) и начиналась с элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, предшествовали соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Германией, присоединилась к ним с 1947 гг. Однако процесс интеграции в банковской сфере начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и Европейской валютной системы. Создание эффективно действующей банковской системы требовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Процессы реорганизации банковских систем стран Европейского валютного союза и создания Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развития.

На первом этапе валютные соглашения между странами Западной Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчеты, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp. было заключено более 400 валютно-клиринговых сделок, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообмена.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах Европейского платежного союза (далее - ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединял 17 стран Западной Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единицы, за золотым содержанием приравнивалась к 1 амер. долл. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а ЕПС - прототипом Европейской банковской системы.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании Европейского Экономического Содружества (далее - ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений. 31 января 1959 начал функционировать Европейский валютный союз (далее - ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший ЕПС. Впоследствии из структуры ЕВС выделился Валютный союз стран-участниц Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр Люксембурга П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 этой программы Советом Министров ЕВС указанный документ получил название "План Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980

На первом этапе (1971-1974 pp.) Предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласования экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. Второй этап (1975-1976 pp.) Имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьего этапа (1977-1979 pp.) Должны были стать: передача наднациональным органам ЕС некоторых полномочий, принадлежащих национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно-финансовым вопросам и объединить центральные банки ЕС по примеру Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, "План Вернера" не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х годов.

Длительный застой в создании Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Была сформирована разветвленная институционально-организационная структура.

Следующая попытка создать Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией Европейского валютного союза в Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализацией предложений председателя Комиссии ЕС Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом ЕС получили название "План Делора". Он предусматривал поэтапную трансформацию Европейской валютной системы в Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов ЕС Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообщества.

Важным событием на пути реализации "Плана Делора" стало подписание в феврале 1992 в г.. Маастрихт и (Нидерланды) Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы ЕВС.

Соглашением определены основные предпосылки образования ЕВС: осуществление странами ЕС полной неограниченной конвертируемости национальных валют, абсолютной либерализации движения капиталов, интеграции банковских и других финансовых рынков, строгой фиксации

(без каких-либо предельных допущений) валютных курсов. Определены основные этапы становления Европейской банковской системы.

Основным итогом первого этапа, который начался в 1992 году и завершился в начале 1994p., Стала ратификация Маастрихтского соглашения всеми странами-участницами; полная либерализация в рамках ЕС миграции капитала; осуществление системы мер, направленных на приближение темпов инфляции до уровня стран, которые имеют благоприятные для этого показатели (таблица 17.1); сокращение бюджетных дефицитов.

Таблица 17.1 - Основные показатели функционирования стран в соответствии с положениями Маастрихтского соглашения

Показатель деятельности

Критерий соответствия

Инфляция,%

Не должна превышать на 1,5% средний уровень инфляции в трех лучших странах-членах ЕС по этому показателю

Номинальная ставка по долгосрочным кредитам,%

Не должна отличиться более чем на 2% от средней ставки трех лучших стран-членов и в Е С по данному показателю

Дефицит государственного бюджета,% к ВВП

Не выше 3% от ВВП

Государственный долг,% к ВВП

Не более 60% к ВВП

Стабильность обменного курса национальной валюты,%

Два года успешного участия в системе ERM II (недопущение отклонения обменного курса от границ колебания, установленных Европейской комиссией)

Второй этап (1 января 1994 - 31 декабря 1998) был посвящен дальнейшей подготовке стран-членов и в до введения евро. Главным событием в создании организационной структуры для перехода на единую валюту стало учреждение Европейского валютного института, выступал как прообраз Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ), основной задачей которого стало определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа. Европейский валютный институт отвечал также за усиление координации денежно-кредитной политики стран-членов накануне становления экономического и валютного союза и мог выносить рекомендации национальным центральным банкам. На данном этапе произошли такие интеграционные процессы:

Принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, так же как и прямое приобретение центральными банками долгов государства. Такая же запрет на третьем этапе распространяется на ЕЦБ;

Принятие законодательства, отменяет привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к ресурсам финансовых институтов. Аналогичный запрет распространяется на ЕЦБ на третьем этапе;

Утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом;

Формулировка требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП и величина государственного долга не выше 60% ВВП), что потом было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС по бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;

Принятие национального законодательства, предоставляет центральным банкам стран-участниц уставную независимость от их правительств, для того чтобы сравнить их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.

К концу второго этапа произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран-участниц ЕВС, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют (таблица 17.2).

Таблица 17.2 - Страны, которые соответствовали условиям для введения евро

Гос. дефицит,

Задолженность,

Уровень инфляции,

Уровень безработицы,

Эконом, рост,

Германия

Ирландия

Люксембург

Нидерланды

Португалия

Финляндия

2 мая 1998 Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС, выходил из индивидуальных контрольных оценок Комиссии ЕС и Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных Маастрихтским договором и протоколом к нему.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту. С 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро, а евро стало их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1: 1.

Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (далее - ЕСЦБ), включающий в себя ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро.

Статья III-289 bis определяет:

"1. Совет управляющих Центрального европейского банка состоит из членов правления Центрального европейского банка и управляющих национальных центральных банков государств-членов, на которых не распространяются исключения по смыслу статьи III-91 (речь идет о странах, не вошедших в зону евро. - А.П.).

2. а) Правление состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов.

b) Председатель, заместитель председателя и члены правления назначаются квалифицированным большинством Европейского совета по рекомендации Совета (министров) и после консультации с Европейским парламентом и советом управляющих Центрального европейского банка из лиц, авторитет и профессиональный опыт которых в валютной и банковской области общепризнан.

Продолжительность их мандата составляет восемь лет и не подлежит возобновлению.

Членами правления могут быть только выходцы государств-членов Евросоюза".

Статья III-289:

"1. Председатель Совета и один член Комиссии могут принимать участие без права решающего голоса в заседаниях совета управляющих Центрального Европейского банка.

Председатель Совета (министров) может поставить под сомнение решение совета управляющих Центрального европейского банка.

2. Председатель Центрального европейского банка приглашается для участия в заседаниях Совета, когда последний обсуждает вопросы, касающиеся целей и миссии Европейской системы центральных банков.

3. Центральный европейский банк направляет ежегодный отчет о деятельности Системы европейских национальных банков и бюджетной политике за предшествующий и текущий год в Европейский парламент, Совет (министров) и Комиссию, а также в Европейский совет. Председатель Центрального европейского банка представляет этот отчет в Совет и Европейский парламент, который может провести общее обсуждение на его основе.

Председатель Центрального европейского банка и другие члены правления по требованию Европейского парламента и собственной инициативе могут быть заслушаны компетентными органами Европейского парламента".

Что касается компетенции банка, то о ней можно в основном судить из раздела, посвященного валютной политике. Только Европейский банк вправе разрешить эмиссию банковских билетов в евро. Выпускать же эти билеты может не только Центральный европейский банк, но и национальные центральные банки, и только эти банкноты имеют легальное хождение в Союзе. Монеты евровалюты могу выпускать государства-члены Союза в объеме, определяемом Центральным банком.

Центральный европейский банк консультирует по любому акту, предлагаемому Союзом, в областях, затрагивающих его полномочия, а также национальные органы по любому проекту регламентации в областях, касающихся его компетенции, но в пределах и на условиях, установленных Советом. В пределах своей компетенции Банк может предоставлять заключения институтам, органам Союза или национальным властям. Европейский закон может возложить на Банк специальные полномочия, касающиеся контроля кредитных учреждений и стабильности финансовой системы. Не вторгаясь в компетенцию Банка, европейский закон или рамочный закон определяет необходимые мероприятия по использованию евро в качестве единой валюты. Закон принимается после консультации с Центральным европейским банком. Банк может принять решение о публикации своих европейских решений, рекомендаций и заключений.

Национальные банки государств Евросоюза вместе с Центральным европейским банком образуют Европейскую систему центральных банков. Основная ее цель - поддержание стабильности цен. Помимо этого, система вносит свой вклад в поддержание общей экономической политики Союза и реализацию его целей. В соответствии с ч. 2 ст. III-77

Конституции основными задачами Системы центральных банков являются:

"а) определение и проведение валютной политики Союза;

b) проведение обменных операций;

c) поддержание и управление официальными обменными резервами государств-членов Союза;

d) содействие качественному функционированию платежных систем".

Система центральных банков вносит свой вклад в политику компетентных властей в том, что касается контроля кредитных учреждений и стабильности финансовой системы. Деятельность Системы центральных банков направляется решениями совета управляющих и правления Центрального европейского банка.

В отношениях с членами Союза Конституция ставит перед Центральным европейским банком следующие задачи: усиление сотрудничества между центральными национальными банками; усиление координации валютной политики государств-членов Союза с целью обеспечения стабильности цен; надзор за функционированием механизма обменных ставок; проведение консультаций по вопросам, входящим в компетенцию национальных центральных банков и укрепление стабильности финансовых учреждений и рынков; осуществление бывших функций Европейского фонда валютного сотрудничества (ст. III-93, ч. 2).

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского Экономического Сообщества.

Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза. По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения.

Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего, Советом Управляющих. 32

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

    адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

    определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков,

    разработка конкретных инструкций по ее проведению.

Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран-членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС.

Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС.

К основным задачам Генерального Совета можно отнести следующие:

    осуществление консультационных функций ЕСЦБ;

    сбор и обработка статистической информации;

    подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;

    разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НЦБ;

    принятие мер, относящихся к оплате Уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим Договором ЕЭС;

    разработка должностных инструкций и правил приема на работу в ЕЦБ;

    организационная подготовка к процедуре установления окончательного фиксированного валютного курса национальных валют к евро.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов.

Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ. В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция - претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института.

Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями.

Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

Комитет внутренних аудиторов;

Комитет по банкнотам;

Бюджетный комитет;

Комитет внешней коммуникации;

Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

Юридический комитет;

Комитет по рыночным операциям;

Комитет по денежно-кредитной политике;

Комитет международных отношений;

Статистический комитет;

Комитет банковского надзора;

Комитет информационных систем;

Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты.

Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

    в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

    в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро».

    ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

    финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

    контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ.

В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств.