Соотношение рынка и государства разное. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике Основные концепции соотношения рынка и государства

04.03.2024 Жкх

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

5. Модели переходной экономики.

5.1. Градуализм.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая тера­пия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не явля­ется строгим научным термином для обозначения экономических процес­сов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономичес­кой литературе.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государ­ству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношения­ми. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразо­ваний и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня на­селения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к посттоталитарному типу, китайский опыт настоль­ко удачен, что может служить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны За­пада.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политичес­кая стабильность, способность создать благоприятные условия для пред­принимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Ки­тай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в пятнадцать - десять раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением ока­залось создание свободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производ­ства с использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее пе­ревести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепен­ную реформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджет­ное финансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конку­рентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опас­ных экономических и социальных последствий.

Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состо­ит прежде всего в том, что китайскому руководству удается совмещать ре­формы с быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в работе предприятий.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капи­тала и коммерциализация государственных предприятий.

Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство имеет возмож­ность добиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабиль­ности, отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-пер­вых, в Китае пока нет движения к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений, а сохраняется власть Коммунис­тической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомо­генности (однородности) общества Китай почти не сталкивается с пробле­мами национального сепаратизма и противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом невоспроизво­дим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь использование. Обратимся к концепции «шоковой терапии».

5.2. «Шоковая терапия»

Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. От его решения за­висят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ - «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Рассмотрим проблему «шоко­вой терапии».

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая счи­тает инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли­тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государ­ственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основа­на на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобе­левской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэто­му монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Действитель­но, как показывает теория общественного выбора, государство не есть некий абстрактный институт. Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального стату­са и потому не расположены к тому, чтобы допустить автономное функци­онирование экономики.

Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис нео­классической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предпри­ниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организа­ции (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товар­ные биржи и посреднические компании, многие частные компании и бан­ки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключитель­но по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная те­ория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, самораз­витие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в пере­ходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, по­скольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» на­правлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характер­ные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения озна­чают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огром­ных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все по­стсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На на­чальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стреми­тельная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются рас­падом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление последовательного экономического курса. Толь­ко немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыноч­ных преобразований.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение име­ет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых ор­ганов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе го­сударственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. (Отметим, что вопреки распро­страненному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и пос­ледовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы обществен­ной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива).

Программа «шоковой терапии» предлагает следу­ющий пакет мер:

1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

реформа внутренних цен; либерализация системы распре­деления; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора - приватизация:

малая приватизация и развитие частного сектора; крупно­масштабная приватизация; структурная перестройка, ликви­дация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

ограничение права государственной собственности; ограни­чение прямой хозяйственной деятельности; усиление регули­рующей функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

новая фискальная политика, изменение денежно-кредит­ной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Первый пакет мер - меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бес­контрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестрой­ку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заклю­чается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Важное место за­нимает осуществление программ приватизации. Оформление гаранти­рованных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Ре­форму производства невозможно провести без ликвидации крупных мо­нополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, пре­кращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвида­ции предприятий.

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в эконо­мике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за про­изводством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощ­ряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятель­ность. Другая важная задача государства - реформировать систему со­циального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддерж­ки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет рас­ти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллек­тивных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо ре­формировать основные правительственные институты, включая цент­ральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер - макроэкономическая стабилизация пред- " полагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой про­граммы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную страте­гию, одновременно приступая к действиям на многих направ­лениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

Сочетания двух полярных, альтернативных, диаметрально-потивоположных форм организации общественного производства – «рыночной» и «нерыночной». Глава III Общие черты и различия. Из разграничении понятий смешанная экономика и переходная экономика выпекает ряд теоретических положений, которые необходимо учитывать в современной экономической стратегии правительству России. Во-первых, ...

Бы перейти из точки А, например, в точку В или какую-либо иную точку на кривой Ps, также характеризующуюся более низким темпом инфляции и уровнем безработицы. 2.2. Социальная политика государства в России В переходной экономике изменяются при­оритеты и цели, как в экономической, так и в со­циальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в распределении материальных и духов­ных благ, ...


Рынке труда и от традиций страны, его менталитета. Только в этом случае можно улучшить ситуацию в сфере занятости. Глава II. Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан Слабо регулируемое вхождение национальной экономики в рынок деформирует ход всех социально-эконоических процессов в республике, и...

На практике ответом государства на ситуацию с безбилетным пассажиром и неспособностью рынка выявить действительные общественные предпочтения являются: прямое обеспечение производство общественных экологических благ включая особо охраняемые территории национальные природные парки как и поддержание на должном уровне качества природной среды и экологической безопасности в целом; установление государственной собственности на определённую часть природных ресурсов; использование политического процесса демократических выборов...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


КОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Лекция № 13. (осенний семестр)

Сфера природопользования и охраны окружающей среды:

соотношение государства и рынка

Одним из центральных для экономики ПП и ООС является вопрос о соотношении государства и рынка. На практике ответом государства на ситуацию с безбилетным пассажиром и неспособностью рынка выявить действительные общественные предпочтения являются:

  • прямое обеспечение (производство) общественных экологических благ, включая особо охраняемые территории, национальные природные парки, как и поддержание на должном уровне качества природной среды и экологической безопасности в целом;
  • установление государственной собственности на определённую часть природных ресурсов;
  • использование политического процесса, демократических выборов, референдумов и т.п. в качестве средства агрегирования индивидуальных предпочтений в отношении общественных благ и формирования необходимой институционально-правовой среды для их обеспечения (производства) на требуемом с позиции интересов общества и его отдельных социальных групп уровне.

Проблемы выявления и агрегирования предпочтений относительно общественных благ, как и использование для этих целей политических процедур и механизмов демократического голосования, изучаются теорией общественного выбора. Основные положения этой теории, значимые для экономики ПП и ООС, таковы.

Политический механизм, результатом которого является определение величины общественного спроса на общественные блага и их производство (обеспечение) в соответствии с этим уровнем, действует наряду с традиционным механизмом и имеет ряд особенностей. Суть его в том, что избранные посредством существующих в каждой стране конкретных избирательных процедур «народные представители», учитывая и отражая предпочтения своих избирателей, определяют основные параметры спроса и предложения общественных благ. С этой целью формируется правовое поле охраны окружающей среды, устанавливаются экологические стандарты, нормативы, квоты, разрешения, а также утверждается государственный бюджет с соответствующей структурой доходов и расходов.

Основными субъектами этого политического механизма, с одной стороны, являются народные представители (политики, депутаты и т.п.), а с другой – избиратели, выступающие далее в роли налогоплательщиков, вынужденных вносить налоги за определённый уровень их обеспечения различными общественными благами, включая экологические (бесплатное образование, медицинское обслуживание, охрана общественного порядка, экологическая безопасность и др.). При этом предполагается, что поведение и тех, и других подчиняется известным нам критериям рыночной рациональности, т.е. они стремятся максимизировать выгоды от своего положения.

Так, для народных избранников первоочередное значение имеет не забота о приросте общественного благосостояния (посредством производства общественных благ), а другие, более приземлённые цели, и прежде всего – максимальное извлечение выгод, вытекающих из своего положения в качестве политика. Поведение избирателей и их отношение к различным политическим платформам в экономическом отношении также является весьма рациональным. Фактически ими взвешивается полезность от дополнительной единицы общественного блага с предельными расходами на него. При этом предельные издержки, которые они несут, зависят от уровня и структуры выплачиваемых ими налогов.

Под воздействием всех этих факторов и устанавливаются основные параметры спроса и предложения общественных благ, которые могут существенно отличаться от общественно целесообразных уровней.

Неэффективность государства как механизма обеспечения общественных благ определяется и рядом других факторов:

  • объективно существующими противоречиями в интересах и предпочтениях различных групп избирателей (например, лиц пожилого возраста и молодёжи или защитников окружающей природы и представителей предпринимательского сектора) в отношении общественных благ, предопределяющими сложности процесса их агрегирования;
  • дискретностью политического механизма (в отличие от непрерывности рыночного механизма) и как следствие – отсутствием постоянной связи между результатами принятия тех или иных политических решений и последствиями этих решений для политической карьеры;
  • сложность процедур принятия политических решений и их бюрократизмом, когда решения реализуются не политиками (хотя и непостоянно, но всё же несущими ответственность перед избирателями), а бюрократией (чиновниками), не ответственными перед налогоплательщиками;
  • возможностью воздействия на политические решения лиц (групп лиц) с устойчивыми интересами (лоббистских группировок), отличными от общественных целей и т.д.

Итак, участие государства и соответствующих государственных структур и институтов в выявлении спроса на общественные блага, включая экологические, и их обеспечении (производство) далеко не всегда приносит оптимальный с позиции общественных интересов результат.

Провалы государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды

  • Установление низких цен на воду для орошения, приводящее к засолению, заболачиванию и снижению продуктивности сельскохозяйственных угодий
  • Субсидирование цен на энергию и энергоносители, поощряющее избыточный спрос и расточительное расходование энергоресурсов
  • Установление заниженных, без включения экологического ущерба, цен на удобрения
  • Половинчатость земельной реформы и реформ в других секторах природопользования, препятствующая формированию эффективных собственников
  • Национализация природных объектов, являющихся местом проживания малочисленных народов с традиционно общинным укладом
  • Занижение платежей за право пользования природными ресурсами

Неэффективность рыночных решений в области природопользования и охраны окружающей среды балансирует с неэффективностью (провалами) государства. Этот баланс надо учитывать при формировании механизма экологического регулирования и определения конкретного сочетания в нём государственных и рыночных рычагов.

PAGE 1

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14804. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 15.64 KB
Носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях являются: Республика Беларусь государственные органы обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений; Советы депутатов; белорусские и иностранные физические и юридические лица лица без гражданства иностранные государства международные организации. Ее функции: 1 экологическая взаимосвязь неорганической и органической материи; 2 экономическая – как средство производства в сельском и лесном хозяйстве строительство на ней зданий и сооружений; 3...
17291. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 16.33 KB
Экологическое право в настоящее время вышло на новый уровень своего развития. N 7-ФЗ Об охране окружающей среды с последними изменениями связанными с реформой органов государственной власти и управления местного самоуправления в Российской Федерации; вносимые изменения во многие источники права составляющие экологическое законодательство. Этот предмет имеет комплексный многослойный характер и включает: 1...
2622. Экология микроорганизмов, их экологические среды. Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы 41.12 KB
Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы.Влияние физических факторов на микроорганизмы.Влияние химических факторов на микроорганизмы. Распространение микроорганизмов в природе В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду почва воздух вода и распространены гораздо шире чем другие живые существа.
6889. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ. СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 7.04 KB
Итак психика это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой Основным понятием психологии является понятие психического образа Психический образ целостное интегративное отражение относительно самостоятельной дискретной части действительности это информационная модель действительности используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. С сознанием связана рефлексивная способность человека т....
12553. Соотношение общества и государства 24.91 KB
Изучение вопроса теории происхождения государства, по-моему мнению относиться не только к познавательному вопросу, изучаемого в целях понимания таких понятий как: государство, право, общество, законы, режимы, но и показывает нам связующие звенья между этими понятиями
7756. Эколого-экономический мониторинг окружающей среды 238.05 KB
Мониторинг – это система выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, прогнозов, оценок и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием и безопасностью управляемой системы. Нацеленность мониторинга на обеспечение системы управления рекомендациями и вариантами управленческих решений предопределяет включение
8870. Виды и характер загрязнения окружающей среды 399.71 KB
Антропогенное воздействие на атмосферу Виды и характер загрязнения окружающей среды: Определение загрязнения окружающей среды. Антропогенное воздействие на атмосферу Источники загрязнения Экологические последствия загрязнения атмосферы Защита атмосферы от загрязнения Загрязнение окружающей среды это поступление в среду любых веществ твердых жидких газообразных или видов энергии тепла шума радиоактивного или электромагнитного излучения в количествах оказывающих вредное влияние на человека животных и растения как...
754. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды 263.85 KB
Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и изменение химической структуры что влечет за собой либо гибель клеток либо мутацию организма. Техническое задание Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и...
555. Управление охраной окружающей природной среды 5 KB
Управление охраной окружающей природной среды На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием Президентом правительством и специально уполномоченными органами главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти местными органами самоуправления а также...
4177. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 16.9 KB
Международно-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Сочетается рынок и защита от рынка.

Рынок превалирует в: США, Германии...

Страны, где превалирует государство: Франция, Япония, Южная Корея. Китай (!)

Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли государства при активном участии рынка.

Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость государственного регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, которая ушла далеко вперёд.

Отличия между государственным и рыночным регулированием:

1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; государственное регулирование носит сознательный характер, управленческие решения формируются в головах людей;

2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В государственном регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);

3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При государственном - указание поступают заранее.

4. Рыночное регулирование предполагает свободное действие субъектов - "Не хочешь, можешь не выпускать". такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается, что и сколько (согласовательный характер);

5. Рынок - многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантное, - решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";

6. Рыночное регулирование - развитие инициативы хозяйств субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Государственное регулирование - инициатива ограничена пределами плана;

7. Рыночное регулирование - гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Государственное регулирование - прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процедур, регулирование, как правило, запаздывает;

8. Рыночное регулирование - возможность маневрирования резервами и ресурсами ограничена частной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Государственное регулирование - возможность манёвра расширяется: используются общие возможности государства;

9. Рыночное регулирование - абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Государственное регулирование - ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);



10. Рыночное регулирование - лучше решает тактические задачи. Государственное регулирование - стратегические (долговременные);

11. Рыночное регулирование - более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Государственное регулирование - менее эффективно;

12. Рыночное регулирование - менее стабильно, возможны подрывы (кризисы - инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Государственное регулирование - этого допускать не должно.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.



Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Заключение .

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйст­ва, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих эко­номических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вто­рых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эво­люции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. По­этому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчи­ва. Переходная экономика предполагает поиск новых более эф­фективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное дви­жение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуа­цию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития пе­реходной экономики могут быть варианты. Экономические ре­формы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожида­ний. Многие экономические преобразования либо не дали поло­жительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяй­ственного уклада, которые представляют разные варианты раз­вития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер про­тиворечий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (меж­ду новыми и старыми элементами производственных отноше­ний), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро из­менить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобра­зование одной экономической системы и формирование другой.

Список литературы

1. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 1996. - 108 с.

2. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века: Учебное пособие. - Мн., 1997. -415с.

3. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. - 258 с.

4. Портер М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. и предисловие В.Д. Щетинина. - М., 1993. - 896 с.

5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 1994, - 736 с.

6. Шлихтер С.Б.., Лебедева СЛ. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М., 1996. - 220с.

7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова – М., 1997. – 816 с.

8. Вопросы экономики. – 1997. - №5 – С. 149-158.

9. Мировая экономика и международные отношения.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.