Федеральная программа по повышению грамотности населения. Документы. Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый

12.02.2024 Штрафы

Цель Проекта - содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан, их ответственность участия на рынках финансовых услуг, и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи

Повышение финансовой грамотности российских граждан

(особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и среднем уровнем доходов);

Укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ

Ориентация российской экономики на интенсивный сценарий развития требует наличия финансово грамотно и экономически активного населения. Эта активность должна проявляться, в том числе, через широкое участие различных категорий граждан в долгосрочных пенсионных, страховых и ипотечных программах, направленных на решение вопросов пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, жилищного обеспечения и образования.

Вместе с ростом благосостояния российских граждан должно формироваться и их активное сберегательное поведение, основанное на использовании накопительных и страховых инструментов. Для формирования такого поведения требуется наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности, который должен служить основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами, осознанного использования ими продуктов банковского и страхового сектора, формирования стратегии пенсионного обеспечения.

В долгосрочном плане место финансовой грамотности населения определяется возросшим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния каждого гражданина на всех этапах его жизни - при получении образования, создании семьи, рождении детей, обеспечении домохозяйства жильем, смене сферы деятельности и выходе на пенсию и т.п. Повышение личной ответственности за принимаемые финансовые решения происходит на фоне происходящего в последние десятилетия расширения потребительского сектора финансового рынка, увеличения количества и сложности финансовых продуктов при одновременном росте доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.

Финансово-экономические кризисы 2008-09 гг. и 2014-2015 гг. выявили дополнительные риски, связанные с недостаточным уровнем финансовой грамотности населения в России. Излишняя задолженность по потребительским кредитам, отсутствие минимального финансового запаса в домохозяйствах на случай непредвиденных обстоятельств является следствием недостаточной подготовленности граждан к принятию ответственных финансовых решений и способности к планированию на перспективу.

В период кризиса в России обострилась и проблема защиты прав потребителей финансовых услуг, включая низкую информированность населения в финансовой сфере, неумение распознавать и пресекать попытки реализации мошеннических схем, отсутствие кодекса поведения финансовых учреждений и недостаточный потенциал надзорных органов для опережающего мониторинга ситуации.

В условиях финансово-экономического кризиса более явно обозначилась необходимость государственного воздействия на такие долгосрочные проблемы, как:

  • слабое знание гражданами базовых принципов функционирования и инструментов финансового рынка;
  • недостаточная способность граждан к принятию обоснованных решений, направленных на повышение личной (семейной) финансовой устойчивости;
  • необоснованно завышенные ожидания населения в отношении объемов государственной поддержки в случае финансовых потерь.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости проведения системной государственной политики, направленной на повышение финансовой грамотности населения, развитие системы финансового образования и укрепление защиты прав потребителей финансовых услуг, повышение их доступности для граждан. Непременным условием реализации этой политики должно стать создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровне, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, выстраивание системы оценки как уровня финансовой грамотности различных категорий граждан страны, так и эффективности тех мероприятий, которые направлены на его повышение.

БАНК РАЗРАБОТОК

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

Результаты мониторинга готовности Региональных центров к проведению обучения Педагогов

Мониторинг результатов обучения Педагогов

Мониторинг хода оказания услуг по Контракту и результатов обучения школьников по программам финансовой грамотности

Результаты мониторинга готовности межрегиональных и региональных центров к проведению обучения Педагогов (2018 год)

Результаты мониторинга реализации программ повышения финансовой грамотности в 2018 / 2019 учебном году, обучения Педагогов и школьников по программам финансовой грамотности

Результаты мониторинга подведения итогов II фазы оказания услуг по Контракту

Результаты мониторинга готовности межрегионального и региональных центров к проведению обучения Педагогов (2019 год)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт «Национальная программа повышения финансовой грамотности населения»:

Разделы: Технология , Экономика

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143 .

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586 .

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

Создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

Формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

Изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

Воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые гры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
  • Интерактивные технологии.
  • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
  • Экскурсии.

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета « Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом , в результате обучения по данному предмету выпускник научится :

Принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

Проводить своевременный финансовый анализ;

Ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

Планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

Определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

Основам взаимодействия с кредитными организациями;

Основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

Основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

Выбирать страховые продукты и страховые компании;

Принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

Составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться :

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

Понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Понимать права и обязанности в сфере финансов;

Владеть коммуникативными компетенциями;

Анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

Определять задачи в области управления личными финансами;

Находить источники информации для решения финансовых задач;

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

Формировать собственную финансовую стратегию;

Решать финансовые задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Личное финансовое планирование (11 часов).

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного (3 часа).

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

  1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока по плану
10 «д»
10 «ж»

Дата проведения урока по факту
10 «д»
10 «ж»

Личное финансовое планирование (11 часов)

Знакомство с курсом «ОФГ»

Человеческий капитал и успех

Принятие решений о личном финансировании

Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы

Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы

Составление личного финансового плана

Творческая работа «Составление личного плана»

Деловая игра «Моя стратегия»

Депозит (7 часов)

Накопления и инфляция

Что такое депозит и какова его природа?

Условия депозита

Управление рисками по депозиту

Повторение изученного по блоку «Депозит»

Кредит (7 часов)

Что такое кредит?

Основные характеристики кредита

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Как уменьшить стоимость кредита

Типичные ошибки при использовании кредита

Творческая работа «Кейс»

Расчетно-кассовые операции (7 часов)

Хранение, обмен и перевод денег

Различные виды платежных средств

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в экономике, а также политике России, не оставили россиянам выбора – чтобы нормально жить в новых условиях, им пришлось волей-неволей овладевать азами финансовой грамотности. Сегодня быть финансово грамотным стало необходимостью практически для каждого члена общества, чтобы уметь правильно оценивать ситуацию на рынке, получая от этого выгоду, принимая правильные решения.

Финансовая образованность людей в России находится сегодня, к сожалению, на довольно низком уровне. Всего лишь небольшая часть населения способна сориентироваться в финансовой сфере и её продуктах.

Основы финансовой грамотности не изучаются в школах, не преподаются в ВУЗах, кроме профильных. В некоторых учреждениях наблюдаются робкие попытки вводить такой предмет, однако, подобное явление массового распространения не получило. Разноплановые программы в регионах, связанные с повышением финансовой грамотности населения, значительных результатов не дают. Поэтому имеет смысл задуматься, как решить данную проблему, занимаясь самостоятельно.

Важность экономической грамотности

Обладая необходимыми знаниями в экономике и в сфере финансов, человек имеет возможность грамотно, с пользой для себя использовать собственные сбережения и финансовые средства в целом. Финансовая грамота позволяет полноценно осуществлять учет средств, избегать ненужных трат, а также долгов, учит планировать бюджет, что важно для его сохранения. Привычка тратить денег больше, нежели можно себе позволить, становится одной из причин, приводящих к бедности. Помимо этого, зная основы финансовой грамотности, жители страны могут с легкостью ориентироваться в самых различных денежных премудростях, которые сегодня предлагает экономическая среда, накапливать и страховать собственные деньги.

Также от общего уровня образованности россиян будет во многом влиять экономическое положение страны. Борьба с финансовой необразованностью важна как в отношении каждого человека, так и в целом для государства. Осуществление программных разработок, связанных с достижением образованности людей, становится ключевым моментом в позиции государства, и не только для Российской Федерации, но также и для большинства развитых государств. Образованность будет способствовать снижению риска личных задолженностей населения по потребительским кредитам, а также рисков, связанных с мошенническими действиями участников рынка.

Неконтролируемые займы вкупе с потребительскими кредитами подрывают семейное и личное благосостояние граждан, неся в себе потенциальную социальную опасность. Поэтому в настоящее время особенно актуальна финансовая грамотность в сферах отношений по страхованию, банковских вкладов (депозиты), денежных переводов, в том числе услуги интернет-банкинга, кредитов (займы), виртуальных валют, инвестиций денег в строительство жилья, ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов, а также накопительной части пенсий. Что такое финансовая грамотность? Под понятием финансовой грамотности подразумевается способность населения:

  • эффективно управлять собственными финансами;
  • производить учет расходов, а также доходов и осуществлять долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
  • уметь оптимизировать соотношение между потреблением и сбережениями;
  • разбираться в тонкостях финансовых продуктов, а также услуг (рынок ценных бумаг, коллективные инвестиции), а также владеть актуальными данными о ситуации, которая складывается на финансовых рынках;
  • обоснованно принимать решения по отношению к финансовым продуктам, а также услугам и нести за них осознанную ответственность;
  • компетентно планировать, а также осуществлять пенсионные накопления.

Читайте также: ЗАО и ОАО: в чем разница

Существуют два ключевых момента, характерных для человека финансово грамотного.


Способы повышения грамотности в отношении финансов

Существует несколько способов, как повысить финансовую грамотность. Можно применять один из приведённых методов, но лучше воспользоваться сразу несколькими.

  1. Делай как я . Совсем необязательно учиться у докторов экономических наук. Значительно больше пользы будет от мастер-классов действующих профессионалов, потративших огромное количество времени на непосредственное изучение практических вопросов. Чтобы стать успешным предпринимателем необходимо учиться у бизнесмена, маркетологом – у маркетологов, писателем – у писателя и так далее.
  2. Самостоятельное обучение. Если возможности контактировать непосредственно со специалистами выбранного направления отсутствуют либо есть желание воспользоваться сразу несколькими источниками знаний, то можно воспользоваться огромным количеством статей вкупе с видеороликами, обучающими программами вкупе с уроками в Сети. К тому же подобный способ — хорошая возможность сэкономить деньги и время. Только стоит помнить, что многое в Сети является откровенным бредом, который не имеет ничего общего с реальностью. Однако есть и хорошие материалы, иногда абсолютно уникальные.
  3. Обучение на собственном опыте. Финансовая грамотность – отрасль достаточно не изученная, появившаяся относительно не так давно. Поэтому на свет постоянно выводятся новые законы и правила, поэтому замечательный способ добиться личного успеха – это стать первооткрывателем. Исключительно на чужих знаниях далеко уехать не получится и развивать умение анализировать информацию придется в любом случае, дополняя перенятый у профессионалов опыт собственными наработками, неустанно совершенствуясь.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка за 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами . При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% – в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту , лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах . Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов . Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности.

1. Информационный портал - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь », в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.

7. «Финансовая грамота » - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

Финансово грамотными называют людей, имеющих достаточный уровень знаний и умений в сфере распоряжения денежными средствами. Она позволяет давать правильные оценки ситуации и принимать соответствующие решения. Рассмотрим основы финансовой грамотности населения в данной статье.

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Финансовая грамотность включает в себя умение граждан распоряжаться своими . Они осознают ответственность за решения, которые принимают. Освоить подобные знания можно без особых затруднений. Базовые сведения на тему «основы финансовой грамотности» имеются в специальной литературе. Проводятся лекции и семинары. Как сделать первые шаги, а также, каково значение финансовой грамотности, рассмотрим далее.

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 — 2023 г. г.

Появление данного правительственного документа ставит целью рассмотрение того, что актуальность развития финансовой грамотности у населения имеет место. Особенно это важно в международном плане. Факторами, служащими основой для появления стратегии, являются:

  • возможность наступления кризисов;
  • усложнение финансовых продуктов;
  • несоответствие знаний населения динамике рынка;
  • обеспечение всеобщего доступа к информации.

В Распоряжении излагается состояние, в котором находится уровень финансовой грамотности, ставятся цели стратегии. А также указываются направления по реализации задач.

Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния

Повышению уровня финансовой грамотности населения способствует знакомство с основными денежными понятиями, навыки по применению их в жизни. Критерии оценки финансовой грамотности предполагают, что человек, правильно распоряжающийся своими средствами:

  • не допускает больших долгов;
  • планирует;
  • делает сбережения.

Финансовая грамотность включает в себя способность людей ориентироваться в финансовых продуктах, невзирая на степень их сложности. Они осознанно их приобретают. Граждане, имеющие навыки и теоретические знания, могут правильно применять инструменты страхования и накопления. Правительство содействует повышению уровня финансовой грамотности населения.

Информирование населения о вопросах финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг

Большинство жителей РФ распоряжаются деньгами по рекомендациям, а не анализируя имеющуюся информацию. Обучение финансовой грамотности требуется и по части прав потребителей при использовании денежных продуктов. Многие не знают, как их защищать, им требуется содействие по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Так семьи должны быть осведомлены банками об эффективных ставках по кредитам. А также о наличии защиты со стороны государства при потере денег в фондах инвестиций. При этом около 30% населения считает, что государство возместит убытки, допущенные из-за отсутствия их личной ответственности. Все эти аспекты требуют повышения финансовой грамотности населения.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Финансовая грамотность населения и ее уровень отражается на экономике государства. Недостаточность этой сферы влечет негативные последствия для общества. Зачем нужна финансовая грамотность, показывает уменьшение рисков невыплаты кредитов, числа случаев мошенничества, недобросовестности.

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности

В интернет имеются сайты, созданные с целью повышения финансовой грамотности населения.

  • Финаграм отвечает на массу вопросов по экономике. Банковская ассоциация РФ образовала также Финграм ТВ, где обучают денежной грамоте с нуля.
  • Система платежей Visa создала проект «Азбука финансов» для населения РФ.
  • Банки.ру — крупнейший ресурс РФ от сферы банковской системы. Имеется раздел «Банковский словарь» с объяснением терминов и рекомендациям.
  • Методические материалы по финансовой грамотности есть и на портале «Город финансов», образованном по федеральной программе.

Сотрудничество с финансовыми учреждениями

Взаимоотношения с банковской системой на практике тоже реализует основы финансовой грамотности. Подобные организации весьма заинтересованы в клиентах, которые обслуживаются сами, а также рекомендуют это своим знакомым. При таких обстоятельствах они являются партнерами людям, делающим сбережения.

Приоритетные целевые группы населения

Считается, что финансовая грамотность населения в РФ низка по уровню. Не так много людей могут ориентироваться в денежных, услугах. Критерии оценки финансовой грамотности выводились на основе мониторинга. Результаты свидетельствуют о том, что не все понимают принципы страхования вкладов, пользуются банковскими карточками. Лишь 11% имеют четкие представления относительно обеспечения своей старости.

Распоряжение Правительства № 2039-р от 25.09.17 указывает стратегию, по которой будет идти повышение финансовой грамотности. При этом выделяются целевые группы:

  • потенциал развития РФ;
  • средний доход и ниже, группа риска;
  • пенсионный возраст и лица, которым трудно дается повышение финансовой грамотности по состоянию здоровья.

Курсы по финансовой грамотности

Финансовая грамотность молодёжи и лиц любого другого возраста может быть повышена на курсах, проводимых в платной и бесплатной форме. Такие мероприятия организовываются при университетах и посредством частных инициатив, учебно-методических программ. Интернет предоставляет разнообразные ресурсы на тему: основы финансовой грамотности:

  • знакомство с семинарами;
  • посещение лекций онлайн;
  • тренинг по приобретению нужных навыков, обучение им;
  • курсы, видеоуроки:
  • другие .

Занятия в интернет зачастую проводятся так, что человеку не нужно выходить из дома. Возможность освоить главные правила финансовой грамотности есть практически у всех.

Формирование финансовой грамотности школьников в ходе изучения русской литературы

Возможно ли почерпнуть требуемые сведения в литературных произведениях? Скорее всего, что да. Некоторые книги содержат в своих сюжетах описание правильных привычек по отношению к деньгам. А также методы повышения финансовой смекалки и опыт по успешному распоряжению средствами.

Подготовка граждан к жизни в старости

Федеральная программа включает разработку стратегий, по которым будет идти повышение финансовой грамотности лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Так в Распоряжении Правительства по стратегии отмечена низкая информированность населения о защите прав по социальным пособиям. К задачам отнесены:

  • формирование у людей грамотного поведения;
  • значение финансовой грамотности — вырабатывание способности у граждан планировать свои средства;
  • формирование механизмов взаимодействия с государством.

Значение и необходимость финансовой грамотности для современного человека

Финансово грамотный человек отличается тем, что не склонен принимать необдуманные решения, которые могут плачевно отразиться на благосостоянии. Он обычно в письменной форме , для чего иногда пользуется программами. Основы экономической грамотности предполагают обязательное наличие способности к подобному контролю.

При этом распоряжения денежными средствами приносят выгоду, а не убытки.

Уровень своего благополучия возможно не только стабилизировать, но и повысить. Из этого можно делать вывод: успешным называют не столько тех, кто имеет большие заработки, сколько сознательно расходующих. Такие люди обычно правильно вкладывают средства.

Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый?

Можно указать следующие признаки наличия или отсутствия грамотности при распоряжении своими доходами.

  • Безграмотный способен приобрести негодный кредитный продукт, навязанный ему спонтанным образом. Такие люди участвуют в пирамидах. Признак грамотности — осознать свои возможности и воздержаться от опрометчивых афер.
  • Малограмотные не получают эффекта прибыли от своих инвестиций, могут сделать ошибку при выборе пенсионных фондов. В это время более правильно — найти нужную экономическую информацию.
  • Человек может не увидеть своих преимуществ на рынке. Но если инвестировать осторожно, потребуется перечень всех вариантов, которые непременно следует изучить.

Негативным результатом является уменьшение . Но грамотное лицо находит средства для того, чтобы отложить их на случай непредвиденных обстоятельств. Каждому необходимо накопить . Ибо неграмотность пагубно отразится на будущей жизни в виде последствий.

Чтение специальной литературы посвящённой основам и принципам финансовой грамотности

Приобрести знания экономически грамотного человека можно посредством чтения содержащих нужную информацию книг. К примеру, «Как быть всегда при деньгах» П. Багрянцева содержит ряд практических советов, о которых не говорят в обычных учебных заведениях. Автор делится личным опытом своих финансовых достижений.

Не составит труда выбрать методику обучения из множества предлагаемых. Главные правила финансовой грамотности, а также различные тонкости в отношении к деньгам можно постичь в следующих источниках.

  • Труды по экономике.
  • Электронные книги о секретах финансовой психологии и на аналогичные темы.

Источники книг по приобретению финансовой грамотности для современного жизненного уровня — магазины и интернет. Способствуют обучению популярнейшая книга Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» . В ней рассматриваются вопросы применения понятий активов и пассивов. Первые приносят деньги, их приобретают богатые люди. Вторые лишь расходуют средства.

Успешные миллионеры оказывают содействие повышению уровня финансовой осведомленности людей, для чего предоставляют рекомендации, советы, делятся опытом в виде точных цифр. Другая популярная книга, повышающая уровень финансовой грамотности, написана Б. Шеффером. Ее название — «Путь к финансовой свободе» . Содержание включает описание начинаний в бизнесе, инвестициях и денежных взаимоотношениях, правилах распоряжения средствами.

Посещение семинаров, курсов и вебинаров по повышению уровня финансовой грамотности

Тренинг Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» рекомендуют всем начинающим осваивать экономическую и финансовую грамотность. Ознакомившись с данным курсом, можно научиться смотреть на деньги иначе, как видит их обеспеченный человек. Утверждение Р. Кийосаки заключается в том, что данный фактор грамотности включает следующее.

  • Знакомство с налоговым кодексом на уровне понимания.
  • Знание теории и практики бухучета.
  • Элементарный навык по составлению .
  • Приобретенное понятие о том, что такое деньги и как ими распоряжаться.

Обучиться у Р. Кийосаки можно всего за несколько недель. Успешный ученик способен не только повысить уровень финансовой грамотности, но и усовершенствовать приобретенные навыки на практике. Многие практически отдыхают с помощью экономических игр , которые предоставляет интернет.

Выработайте у себя правильные финансовые привычки

Базовые правила финансовой грамотности не ограничиваются лишь тем, что человек откладывает деньги с каждого заработка. Необходимо также:

  • освоить основы макро — и микроэкономики;
  • иметь представление о кредитных организациях;
  • уметь ставить перед собой , а также выполнять их.

Такие основы личного экономического развития применимы, как критерии оценки финансовой грамотности. Приобрести правильные привычки помогают следующие методы.

  • Контроль личных денежных средств, применение вспомогательных программ.
  • Устранение затрат, не имеющих смысла.
  • Выделение основных расходов (коммунальные платежи, еда), организация распределения средств.
  • Откладывание 10%.
  • Выделение части своих для инвестиций, приумножение средств.
  • Стратегия повышения финансовой грамотности, совершенствование навыков .
  • Знакомство с изменениями в законодательстве РФ.
  • Принятие во внимание обеспечения своей старости.

Актуальность имеет правильное инвестирование средств. Примером является создание пассивного вклада, приносящего выгоду, но не связанного с основной деятельностью. Особенностью является образование нескольких источников для его обеспечения, что снижает риски денежных потерь.

Повышение — это также практическое применение полученных навыков и знаний. Не обязательно при этом существенно менять свою , увольняться с места работы. Дополнительный доход можно иметь без перехода к официальному предпринимательству. А именно — на активах, правильно распределять деньги. Основной доход при этом не будет потерян.

Каждый обязан усвоить истину, что именно человек управляет деньгами, а не они им. Личное экономическое развитие тормозится бессмысленными приобретениями, делающими мнимый статус, тратами. При этом вероятность достичь процветания уменьшается.